Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (556) | 14 сентября 2015г.
 

По заданию «троянского политбюро»

Депутат Живайкин решил судиться за публикацию своего портрета

Татьяна Федорова

В конце августа депутат Самарской губернской думы (СГД) Александр ЖИВАЙКИН (на фото) обратился в суд с иском к ОАЕ «Хронограф». Недовольство политика вызвала статья, освещающая плоды его пребывания на территории Кинельского р-на. Кроме содержания материала депутата возмутил факт публикации его фотографии. Видимо, Живайкин предпочитает оставаться неузнаваемым для своих избирателей. Подобный алгоритм действий может привести к провалу Живайкина на предстоящих выборах в СГД осенью 2016 г. У избирателей возникнет вопрос — а нужен ли им такой депутат?

Причиной подачи иска стала публикация в ОАЕ «Хронограф» под заголовком «Не барское это дело». Кроме содержания материала депутата возмутил факт публикации фотографии без его согласия. Статью и фотографию Александр Живайкин воспринял как «личное оскорбление». Материал о работе на округе, согласно исковому заявлению, причинил ему «моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях».

Но, видимо, страдания Живайкина были не столь велики, поскольку сумму требований он оценил всего в 100 тыс. р. Как правило, политики выкатывают к СМИ иски в размере не менее 1 млн р. Зато, по мнению Живайкина, рассказ о его деятельности на округе «нарушил принадлежащие мне не личные неимущественные права», кроме того, по мнению депутата, статья «сеет сомнения в моей порядочности при осуществлении моей деятельности».

Отдельно стоит подчеркнуть негодование Живайкина по поводу его фотографии. Вполне логично, что народно избранный депутат Живай-кин является публичным лицом. Каждый активный политик только и стремится к частому упоминанию своей персоны в прессе и публикации фотографий. Причем чем политик опытнее, тем лучше он понимает, что не важно, в каком ключе о нем пишут. Будь то скандал или репортаж с утренника — главное, пишут. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский — наглядный тому пример.

Узнаваемость — одна из основ для успешного продолжения политической карьеры. Видимо, депутат Живайкин действует по другому принципу и стремится все больше находиться в тени, избегая популярности среди избирателей. Можно спросить: а почему депутат не хочет светиться на своем округе? Что — нечего сказать своим избирателям? Если это так, то становится понятным опасение депутата за публикацию своего фото. Недовольные избиратели могут начать узнавать его в лицо. И тогда конец комфортной жизни. Но разве для этого Живайкин шел в СГД почти пять лет назад?

Интересная деталь. Живайкин также возмутился заголовком статьи «Не барское это дело». Напомним, речь в статье шала о депутатской деятельности на округе. Любой здравомыслящий человек скажет, действительно, работа депутата — дело не барское. Это пахота с утра до вечера на протяжении всего срока полномочий. Правда, это относится к депутату, который шел на выборы, чтобы работать, а не прятать свой облик от людей и судиться с газетами за публикацию своих изображений.

С другой стороны, могут звучать мнения и другого толка. Кто-то, например, наоборот, готов сравнить своего депутата с барином: « Наш депутат — настоящий барин. И дело его по-настоящему барское». Следуя этой логике, попытаемся понять, чем Живайкину мог не угодить заголовок «Не барское это дело»? Неужели он считает, что «это дело» барское? А следовательно, и оскорбился написанным.

Но попытаемся перейти от частного случая с Живайкиным его страданий к общему. Если какой-либо депутат реально считает себя барином, то он думает, что имеет право возмутиться: «Как смели без моего ведома опубликовать мой барский портрет?».

Отметим, что Живайкин является членом партии «Единая Россия» (ЕР), которая стремится сделать свою работу максимально открытой и доступной для населения. Но, вероятно, не все члены партии согласны с такой политикой. Логично было бы предположить, что каждый депутат от ЕР должен стремиться к конструктивному общению с прессой с целью транслировать свои идеи и законодательные инициативы. Если, конечно, таковые имеются. В предыдущем созыве СГД депутат Живайкин выступил соавтором всего двух законопроектов. В текущем созыве он стал автором лишь одного законопроекта. Может быть, и это не барское дело?

Отметим, что подобная скромность и скупость на публичные инициативы, как правило, присуща представителям бизнеса, у которых, в отличие от политика, всегда есть коммерческие тайны, требующие охраны от потенциальных конкурентов.

Но для медийного человека, а тем более политика областного масштаба, подобное поведение выглядит подозрительным. Тем более что свои дальнейшие политические амбиции Александр Живайкин скрывает плохо.

Вполне возможно, что идею с подачей иска в суд на издание Живайкину подсказали его политические кураторы. Хочется верить, что он не сам додумался до такого. Тем более что в его окружении есть кому давать дельные советы.

Ходят разговоры о существовании негласного политбюро имени Валерия Трояна. В самарском региональном отделении (СРО) ЕР Троян занимает должность первого заместителя председателя политсовета СРО ЕР. Много лет Троян служил в Советской Армии замполитом. Может быть, по этой причине появился термин «троянское политбюро»? Попасть в это политбюро, наверное, мечтали многие. Кстати, Живайкин работал вместе с Трояном еще в администрации г. о. Самара при главе г.о. Самара Георгии Лиманском. Живайкин с августа по октябрь 2006 г. работал первым заместителем главы г. о. Самара. В то время Троян являлся первым заместителем главы администрации г. о. Самара. Уже тогда у Живайкина могла появиться возможность войти в т. н. политбюро имени Трояна. На фоне всего этого возникает вопрос: а не Троян ли подсказал Живайкину попробовать свои силы в разбирательстве с «Хронографом»? Решение посудиться с газетой выглядит попыткой прозондировать информационное поле перед началом избирательной кампании в СГД. Ход достаточно мудрый. Причем он вдвойне удобен, если есть на кого повесить самую неблагодарную часть работы по зондированию — судиться с газетой. Но кто из членов «троянского политбюро» мог бы согласиться исполнить такую роль? Пока только одни вопросы.

Вероятнее всего, Александр Живайкин в 2016 г. вновь предпримет попытку попасть в СГД. Для него это единственный выход сохранить себя в региональной политике. Уже существует масса примеров, когда человек, не попав в кресло депутата, попросту выпадает из общественной и политической жизни, уходит в забвение, теряет бизнес. Хотя с другой стороны — почему бы Живайкину не задуматься о выходе из негласного «троянского политбюро»? Это может стать для него реальным шансом сохранить позиции в политике. Но захочет ли Живайкин стать по-настоящему самостоятельным и полностью независимым политиком? Все зависит от него самого.