Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (557) | 21 сентября 2015г.
 

Инструмент для шантажа

Депутаты СГД хотят контролировать госпрограммы

Татьяна Федорова

15 сентября депутаты действующего созыва Самарской губернской думы (СГД) предприняли очередной шаг в своей подготовке к избирательной кампании будущего года. На комитете по законодательству, законности и правопорядку были одобрены изменения в регламент СГД, касающиеся рассмотрения проектов и внесения изменений в госпрограммы. Депутаты намерены получить возможность корректировать программы в интересах определенных лиц. Но что мешало им озаботиться данным вопросом раньше?

На заседании комитета по законодательству был рассмотрен проект постановления СГД «О внесении изменений в регламент Самарской Губернской Думы». Проект представлен комитетом по бюджету СГД. Согласно документу, проекты государственных программ и изменения в них должны направляться для рассмотрения в профильные постоянные комиссии СГД, а не только в комитет по бюджету.

Отметим, что еще с 30 июня 2014 г. вступили в силу изменения в ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ. Однако депутаты СГД только к концу 2015 г. решили воспользоваться данным им правом. Похоже, что связано это с фактически стартовавшей предвыборной кампанией в будущий созыв СГД. При участии в обсуждении госпрограмм у депутатов появляется возможность лоббировать непосредственно свои интересы или конкретных бизнес-групп, которые за ними стоят. Деньги, распределенные с помощью лоббистских усилий, можно использовать для финансирования выборов.

Характерно, что в связи с экономическим кризисом, как уже пояснил губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин, бюджет будущего года будет существенно ужесточен. Соответственно, денег у области станет меньше, и за то, чтобы отдельные проекты попали в госпрограммы, будет разворачиваться яростная борьба. У депутатов же появилась возможность определенным образом влиять на распределение денежных потоков. Согласно изменению в регламент, возможностью рассматривать госпрограммы наделяются профильные комитеты. Не секрет, что во главе ряда комитетов СГД сидят представители профильного бизнеса, у которых появился шанс давать рекомендации, какие объекты стоить включить в госпрограммы. Кроме того, у депутатов добавляются варианты лоббирования интересов местного олигархата. Вряд ли рядовые избиратели будут разбираться в том, на какие средства построен тот или иной социальный объект, на открытии которого появился депутат. Следовательно, члены заксобрания не преминут приписать себе заслуги в следовании интересам жителей своих округов, что в предвыборный период выглядит крайне выгодно.

Как известно, депутаты, желающие вновь занять кресло в СГД, не упускают ни единой возможности для своего пиара, упоминания в СМИ. За исключением разве что Александра Живайкина (см. «Хронограф» № 28 (556) от 14.09.15). Например, в июне т. г. вся Самарская обл. имела возможность наблюдать за тем, как депутат СГД от КПРФ Сергей Ракитин формирует себе электоральную и финансовую базу для переизбрания в 2016 г. В эфире телепередачи «Округ» Ракитин рассказал, что уже этой осенью при утверждении областного бюджета на 2016 г. он лично будет добиваться включения в него финансирования на ремонт клуба в пос. Сок Сергиевского р-на (см. «Хронограф» № 22 (550) от 29.07.15).

Подобным поведением грешат и другие депутаты. Теперь у них появляется вариант заявлять, что они добились решения той или иной проблемы через включение ее в госпрограмму.

Как и ожидалось, обсуждение изменений в регламент не заняло много времени у депутатов. Председатель комитета по законодательству Юрий Шевцов показательно посетовал на то, что депутатам дают слишком мало времени для изучения госпрограмм. «Опять по-пожарному и с закрытыми глазами получается. Никто ничего не успеет изучить, и тут же голосуйте», — констатировал Шевцов. Депутаты вышли с предложением внести поправки, которые бы давали возможность отложения принятия госпрограмм, если они не будут одобрены в СГД. Если это станет возможным, то у депутатов СГД в предвыборный год появится дееспособный инструмент для шантажа правительства Самарской обл. Представитель правового управления СГД отметил, что для этого следует вносить поправки в бюджетный процесс. «Ну давайте их вносить», — тут же отозвался Шевцов.

Можно заключить, что председатель комитета Шевцов вновь выступил в привычной для себя роли — транслятора чужих идей и предложений. А присутствовавший на комитете вице-спикер СГД Валерий Троян по своему обыкновению предпочел отмолчаться по обсуждаемому вопросу. Не исключено, что Троян лично принимал активное участие в продвижении внесения изменений в порядок рассмотрения госпрограмм. Однако, по уже сложившейся традиции, во время официальной части остался в тени своих более словоохотливых коллег. Видимо, для членов «троянского политбюро» этот вопрос крайне принципиален.