Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (557) | 21 сентября 2015г.
 

Подобрали алгоритм

Фрунзенский мост достался компании Геннадия Тимченко

Татьяна Федорова

11 сентября стал известен победитель аукциона на строительство мостового перехода «Фрунзенский» в Самаре. Контракт стоимостью 12,81 млрд р. достался ОАО «Стройтрансгаз» (СТГ), входящему в Volga Group Геннадия ТИМЧЕНКО (на фото). В этот же день было опубликовано уведомление о продлении срока рассмотрения заявок на участие в конкурсе по реконструкции Московского ш. на участке, обеспечивающем подъезд к будущему стадиону в пос. Радиоцентр. Цена контракта — 6,63 млрд р. Как и в случае с аукционом по Фрунзенскому мостовому переходу, в ход проведения аукциона вклинились иногородние компании. Таким образом, прослеживается тенденция, когда проведение аукциона затягивается до появления «нужного» подрядчика.

СТГ оказалось единственным участником аукциона на строительство первой очереди Фрунзенского перехода. Стоимость своих услуг за возведение моста компания обозначила на установленном заказчиком максимуме — более 12,81 млрд р.

СТГ — диверсифицированный строительный подрядчик, его выручка в 2014 г. составила 26,4 млрд р. Компания принадлежит Stroytransgaz Holding, основными владельцами которого являются Volga Group (63%), партнеры Геннадия Тимченко по бизнесу Михаил Кении (5,7%) и Максим Воробьев (11,3%), а также Газпромбанк (19,99%).

Напомним, в июле условия торгов по Фрунзенскому мосту удалось опротестовать саратовскому ПАО «Волгомост», которое могло претендовать на подряд. Как уже писал ОАЕ «Хронограф», деятельность ПАО «Волгомост» связывают с братьями Аркадием Ротенбергом и Борисом Ротенбергом. Вполне возможно, что руководство ПАО «Волгомост» было заранее осведомлено о том, кто станет победителем торгов.

Отметим, что структуры Геннадия Тимченко в свое время собирались претендовать на строительство транспортного перехода через Керченский пролив — мост в Крым. Но впоследствии отказались от этой идеи. Как писали центральные СМИ, Тимченко опасался введения санкций в отношении своих компаний, которые занимаются строительством объектов в т. ч. и за рубежом. В результате контракт на Керченский мост достался ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, которое выступило единственным претендентом.

Т. к. компания Ротенберга традиционно специализировалась на газовом, а не на дорожном строительстве, эксперты тогда говорили о возможности привлечения в качестве субподрядчиков крупных профильных компаний, в т. ч. входящих в СТГ. Так в итоге и случилось.

Примечательно, что в тот же день, 11 сентября, в конкурсной документации на объект «Выполнение работ по реконструкции Московского ш. на участке от пр-та Кирова до АЗС №115 «Роснефть» г. о. Самара, обеспечивающего подъезд к стадиону» стоимостью 6,633 млрд р. появилась запись о том, что продлен срок рассмотрения заявок. Реконструкция Московского ш. — один из главных этапов подготовки города к Чемпионату мира по футболу 2018 г. На Московском ш. планируют расширить проезжую часть, обновить дорожное покрытие, а также построить ряд тоннелей. Они появятся на пересечении дороги с пр-том Кирова, а также с Ракитовским и Волжским ш. Срок выполнения работ — 1 декабря 2017 г. Согласно конкурсной документации, в 2015 г. на строительство планируется выделить 879 млн р., в 2016 г. — 2,17 млрд р., в 2017-м — 3,57 млрд р.

Торги были объявлены еще в июне этого года, а определить подрядчика планировали к августу. Конкурсная комиссия приняла к рассмотрению две заявки. ОАО «Самаратрансстрой» (СТС) готово было выполнить работы за 6,6 млрд р. Также заявилось АО «Салини Импреджило С.п.А» (Италия). Итальянцы предложили выполнить работы за 6,1 млрд р. АО «Салини Импреджило С.п.А» является московским филиалом Salini Impregilo, головной офис которого находится в Милане. По данным сайта компании, Salini Impregilo специализируется на строительстве железных дорог и метро, аэропортов и автострад.

В результате победителем аукциона почему-то было признано СТС. Однако контракт с компанией так и не заключили, поскольку ФАС России отменила результаты торгов.

Основанием для этого стала жалоба ООО «Строительная компания (СК) «Атлант», поданная 30 июля 2015 г. Представители жалобщика заявили, что были допущены значительные нарушения во время проведения конкурса. Согласно жалобе, установленный в документации размер аванса превышал размер обеспечения исполнения контракта.

На повторных торгах опять было подано две заявки от СТС и «Салини Импреджило С.п.А». Но и тут последовали жалобы от ООО «МосСтройПодряд» (МСП) и ООО «УниверсалСтрой». Представители первой компании предъявили претензии к процедуре оценки заявок и пожаловались на ограничение конкуренции. «УниверсалСтрой» же заявил о том, что министерство не выполнило предписания ФАС и не устранило нарушения в документации. В результате претензии «УниверсалСтроя» признали необоснованными, а жалобу МСП — частично обоснованной. Антимонопольное ведомство выдало предписание об устранении нарушений и новом сборе заявок на торги.

Отметим, что ООО «СК «Атлант» зарегистрировано в Новосибирске, компания имеет филиал в Барнауле. Директором и единственным учредителем «Атланта» числится Виталий Морозов. До января 2015 г. в отношении компании действовала процедура конкурсного производства.

МСП основано в июне 2013 г. Компания зарегистрирована в Москве. Уставный капитал — 12,5 тыс. р. Директор и учредитель – Денис Борисов. «УниверсалСтрой» зарегистрирован в Барнауле. Директор и учредитель – Евгений Чаплыгин. Выручка за 2013 г. составила всего 4,44 млн р. Чистая прибыль — 56 тыс.р.

Учитывая финансовые показатели, заявители жалоб вряд ли имеют возможность участвовать в описанных многомиллиардных тендерах, поскольку для этого необходимо заплатить гарантийный платеж — 10% от стоимости контракта. Вполне возможно, что заявители действовали в интересах определенных лиц, стремящихся получить контракт без снижения первоначальной цены, как это сделало СТГ в случае с Фрунзенским переходом. В связи с наличием жалоб подведение итогов аукциона по реконструкции Московского ш. перенесено на 23 сентября.