Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (562) | 26 октября 2015г.
 

Вернуть троллейбусы в город

Транспортный кризис заставил по-новому взглянуть на роль муниципальных перевозчиков

Егор Кошеров

28 октября Дума г.о. Тольятти планирует в очередной раз вернуться к рассмотрению ситуации МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ). Всю предыдущую неделю представители муниципалитета совместно с представителями МП «ТТУ» пытались найти способы погасить кредиторскую задолженность по предприятию и разрабатывали программу по выводу МП «ТТУ» из кризисной ситуации. Сейчас работники находятся в вынужденном простое и получают 2/3 заработной платы, но если ситуацию удастся решить благополучно, рабочие места и муниципальные перевозки удастся сохранить.

Напомним, после ограничения подачи электроэнергии на сети МП «ТТУ» троллейбусы оказались в вынужденном простое. Тем парадоксальнее ситуация с отключением электричества выглядит сейчас — после того как объем именно этой задолженности был снижен, и снижен прилично. Т.е. Тольятти знавал и худшие времена в части расчетов с энергетиками. Но именно в этом году энергетики решили поставить вопрос ребром. Хотя полное погашение задолженности перед ОАО «Самараэнерго» планировалось до конца 2015 г. Возобновление работы невозможно без банковских или муниципальных гарантий возвращения задолженности. С другой стороны, перед предоставлением таких гарантий нужно иметь четкое представление о том, как предприятие намерено функционировать дальше и способно ли оно в принципе выйти на безубыточность. Анализ ситуации показывает, что сейчас «пациент пока скорее жив, чем мертв», хотя и выглядит не лучшим образом.

Упорство, с которым власти города пытаются сохранить жизнеспособность МП «ТТУ», только на первый взгляд выглядит абсурдным и излишним в условиях бюджетного кризиса. Казалось бы, тольяттинские троллейбусники пока проигрывают представителям коммерческих перевозок — по количеству транспорта, охвату маршрутов и интервалам движения. Однако у коммерческих перевозчиков есть одна достаточно неприятная особенность — категорическое нежелание работать с льготными категориями граждан. Даже сейчас, почти через год после того, как в Тольятти прошли конкурсы по формированию новой маршрутной сети, коммерческие перевозчики пытаются с помощью УФАС оспорить положения конкурсной документации, которые обязывают перевозить льготные категории граждан. И, по отзывам людей, знакомых с ситуацией, далеко не факт, что муниципалитету удастся сохранить свои позиции в суде.

Таким образом, практически единственной возможностью гарантировать права льготных категорий граждан на пользование общественным транспортом по-прежнему остаются именно муниципальные транспортные компании. Сейчас их две — МП ТПАТП-3 и МП «ТТУ». Обе переживают нелучшие времена. Однако если улицы покинет хотя бы одна из них, возникает неиллюзорный риск того, что второй придется выполнять весь объем городских социальных перевозок. А это значит, что наличной выручки у оставшегося предприятия практически не будет. О развитии в таких условиях можно будет забыть. А значит, рано или поздно состоится банкротство и последнего муниципального перевозчика. А потом муниципалитет останется один на один с толпой льготников и пулом коммерческих перевозчиков. И понятно, кто в этой ситуации будет диктовать условия работы.

Именно поэтому муниципалитетом было принято решение о поиске вариантов покупки нового подвижного состава для МП «ТТУ». В 2014 г. с помощью губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина было закуплено 22 новых троллейбуса. На 2015 г. были планы по приобретению еще 30 машин, но в этом году, скорее всего, они реализованы не будут. Впрочем, муниципалитет рассчитывает на появление и других программ, позволяющих обновить троллейбусный парк. «На будущий год федеральным Министерством промышленности и торговли планируется ввести возможность поддержки закупок электротранспорта муниципалитетами, — сказал мэр города Сергей Андреев. — В Москве говорилось о 70% субсидировании электротранспорта. Причем субсидировать будут не регионы, а производителей. Это вселяет в нас оптимизм по поводу будущего МП «ТТУ», потому что без обновления состава троллейбусов предприятие не выйдет из кризиса».

В самом МП «ТТУ» с подобной постановкой вопроса согласны. «По-хорошему, нам нужно еще 60 новых машин. Но сейчас планы предприятия по выходу из кризиса сверстаны с учетом того, что пока этих новых машин не будет. В качестве оперативных мер мы можем отказаться от депо в Автозаводском р-не и перебраться в депо в Комсомольском р-не. Это даст нам существенную экономию на содержании еще одной базы, коммунальных услугах и персонале. В обозримом будущем невостребованное депо можно продать, погасив кредиторскую задолженность предприятия и вернув часть средств в городской бюджет, в соответствии с уставной деятельность МП «ТТУ».

При таком раскладе 88 млн р., заложенных на наше финансирование в следующем году, плюс наших собственных доходов и областных компенсационных средств нам хватит на безубыточную работу. Дальше можно будет задумываться и о развитии предприятия», — считает директор МП «ТТУ» Евгений Расстегаев.

После прекращения работы с ОАО «АВТОВАЗ» МП «ТТУ» намерено сосредоточится на работе по городским маршрутам. «Высвобождение техники, занятой для АВТОВАЗа, позволит нам дополнить новыми единицами имеющиеся маршруты, уменьшить интервал движения. Мы проводили подобный эксперимент и выяснили, что выручка на кондукторе у нас не падает, даже если мы подаем на линию больше машин. Т.е. троллейбусы как вид общественного транспорта, в принципе, у тольяттинцев востребованы. Вообще, хотелось бы отметить, что оставшиеся у нас маршруты рентабельны; может быть, 1-2 нуждаются в некоторых несущественных корректировках. Планомерная работа в городских условиях, в принципе, способна прокормить предприятие», — считает Евгений Растегаев.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- Депутаты городской думы обсуждают возможность выдачи каким-либо банком кредита в 94 млн рублей для ТТУ. Это позволит вернуть ТТУ в нормальный режим работы, чтобы каждый месяц не трогать тему отключения электричества. Мы ожидаем переезд ТТУ из Автозаводского р-на в Комсомольский. Это сэкономит им 17 млн р. в год. Ведь АВТОВАЗ в 2016 г. уже не будет заказывать перевозки работников на троллейбусах. Здание и база ТТУ будут проданы. Позже средства от продажи этой базы и здания должны стать источником погашения кредита предприятия.