Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (570) | 21 декабря 2015г.
 

На круги своя

ЕИРЦ вновь возвращают в собственность Самары

Сергей Ромашов

На прошлой неделе комитет по ЖКХ, ТЭК, нефтехимии и охране окружающей среды Самарской губернской думы (СГД) одобрил передачу ГУП СО «Единый информационно-расчетный региональный центр» (ЕИРРЦ) в муниципальную собственность. Наблюдатели называют это решение спорным, т.к. в свое время правительство Самарской обл. создало ГУП на базе муниципального ЕИРЦ, потому как последнему были свойственны задержки в перечислениях средств сторонним юридическим лицам.

В 2016 г. планируется подключение к услугам ЕИРЦ всех управляющих компаний (УК) Самары. Через МП, скорее всего, будет проходить еще больше средств, чем несколько лет назад. Есть вероятность повторения прежней истории.

15 декабря администрация Самары сообщила, что комитет по ЖКХ, ТЭК, нефтехимии и охране окружающей среды СГД одобрил передачу ГУП СО «ЕИРРЦ» в собственность городского округа. ЕИРРЦ был реорганизован в 2013 г. из МП г.о. Самара «ЕИРЦ». В свою очередь самарский ЕИРЦ был создан в 2007 г. Основным направлением деятельности предприятия являлось начисление, организация сбора и распределения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Расчетный центр аккумулировал платежи граждан и транзитом перечислял их поставщикам коммунальных услуг.

По словам первого заместителя главы Самары Владимира Василенко, главной задачей вновь создаваемого центра является обеспечение прозрачности, открытости и упорядоченности платежей населения. Кроме того, это якобы позволит усилить платежную дисциплину. «У управляющих компаний пропадает возможность злоупотребления деньгами жителей, которые они вносят за коммунальные и жилищные услуги.

В течение 2016 г. к работе ЕИРЦ должны подключиться все управляющие компании Самары. Такая система позволит обеспечить максимальную открытость прохождения всех платежей. Если какая-либо из управляющих компаний отказывается от работы с ЕИРЦ, то ее руководству, видимо, есть что скрывать», — подчеркнул Василенко. Вот только прежнюю работу ЕИРЦ под крышей муниципалитета нельзя было назвать открытой и прозрачной. ЕИРЦ зачастую могли быть свойственны задержки в перечислениях средств сторонним юридическим лицам -т.н. «принципалам» (см. «Хронограф» №5 (449) от 18.02.13). В частности, ЕИРЦ аккумулировало на своих счетах средства населения, после чего, похоже, отправляло их вращаться среди заемщиков. В итоге МП оставляло себе не только процент в качестве агентского вознаграждения за операционные услуги, но и, видимо, процент за предоставление различным организациям возможности пользоваться средствами за ЖКУ. Проверка ЕИРЦ контрольно-счетной палатой (КСП) Думы г.о. Самара в октябре 2009 г. показала, что, совершая финансово-посреднические действия, МП выполняло почти банковские функции. Кроме того, КСП выявила задержку на счетах ЕИРЦ дебиторской задолженности прошлых лет. Эти средства могли вращаться в дружественных ЕИРЦ банках, принося процентный доход.

С переводом ЕИРЦ под контроль области ожидалось, что в работе предприятия будет наведен порядок. Однако первым же «принципалом» для ГУП ЕИРРЦ стала Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта» (ФКР). Таким образом, ЕИРРЦ, которое должно было функционировать на средства бюджета Самарской обл., стало осуществлять свою деятельность в т.ч. за счет агентских вознаграждений. Т.е. ЕИРРЦ фактически дублировал функции своего предшественника — муниципального ЕИРЦ.

Сейчас ЕИРРЦ взыскивает с ФКР 8,2 млн р. задолженности по договору от 31.12.2014 г. № 9/14 и 353,7 тыс. р. пени за просрочку оплаты.

С другой стороны, в качестве агента ЕИРРЦ успел нарваться на претензии со стороны такого предприятия, как МБУ г.о. Самара «Центр администрирования управления муниципальной собственностью» (ЦАУМС). В марте 2015 г. ЦАУМС подал в Арбитражный суд Самарской обл. иск о взыскании с ЕИРРЦ 42,3 млн р. 13 июля т.г. суд удовлетворил требования ЦАУМС практически в полном объеме, и теперь ЕИРРЦ пытается оспорить это решение в апелляционной инстанции. От исхода данного разбирательства во многом зависит, как УК Самары будут выстраивать свои отношения с ЕИРРЦ после возврата того в муниципалитет.

Так или иначе, на таком инструменте, как информационно-расчетный центр (будь он в форме МП либо ГУП), смогли неплохо заработать как отдельные организации, так и частные лица. Достаточно вспомнить имена тех, кто стоял у истоков создания данного центра в форме МП в Самаре в 2007 г. С переводом ЕИРЦ обратно в муниципальную собственность прежние получатели выгоды от неафишируемых функций предприятия могут вновь развернуть секретную деятельность расчетного центра на полную катушку.