Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (575) | 15 февраля 2016г.
 

Мамедову — дырку от бублика

Кредиторы «ВБМ-Групп» рискуют остаться ни с чем

Егор Кошеров

9 февраля ПАО «Банк «Санкт-Петербург» (Б-С-П) заявило иск к акционерам санируемого ПАО «Балтинвестбанк» (БИБ) Александру ШВИДАКУ, Вадиму ЕГИАЗАРОВУ и Юрию РЫДНИКУ. Б-С-П требует передать ему заложенные акционерами 51% акций БИБ. Залог давался в обеспечение обязательств по кредиту, который Б-С-П предоставил самарскому ООО «Волгаметком» (ВМК). ВМК занимал якобы на спасение дочернего АО «Самарский резервуарный завод» (СРЗ). Сейчас указанные активы акционеров БИБ осаждают кредиторы, все сильнее пахнет уголовным преследованием. Однако даже столь неприятная ситуация не останавливает Швидака и Егиазарова. Есть основания полагать, что в данный момент они пытаются провернуть, вероятно, самое грандиозное «кидалово» в истории регионального бизнеса.

Банк подвис

Б-С-П, в числе акционеров которого замечен родственник председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко, обратился с иском к акционерам БИБ в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. Ответчиками выступают Seolfor Management Limited (конечный бенефициар — Вадим Егиазаров), Plata Group Limited (конечный бенефициар — Александр Швидак), SPD Inc (конечный бенефициар — Юрий Рыдник) и ООО «Коммерц Финале». В совокупности указанные акционеры контролируют почти 51% акций БИБ. Б-С-П требует от них передать предмет залога залогодержателю.

Третьим лицом к участию в деле заявлен ВМК. Выяснилось, что Б-С-П прокредитовал ВМК на сумму порядка 1 млрд р. Собственники БИБ, контролирующие также ВМК, поручились по кредиту. В т.ч. заложив принадлежащий им пакет акций (в размере 51%) ныне санируемого банка.

По всей видимости, с возвратом кредита у ВМК возникли непреодолимые сложности. Иначе Б-С-П вряд ли стал бы обращать взыскание на предмет залога. По одной из версий, деньги, привлеченные ВМК якобы на пополнение оборотных средств дочернего СРЗ, могли уплыть куда-то в направлении офшорных зон. Взять с ВМК практически нечего — по сути, это одна из компаний-посредников, торгующая продукцией СРЗ. Участники ВМК скрыты в офшорной компании. За 2014 г. ВМК наторговал на 4,26 млрд р. Но этих денег кредитор, скорее всего, уже никогда не увидит. Б-С-П придется довольствоваться длительной тяжбой за заложенные акции. И далеко не факт, что суд удастся выиграть.

ВМК осаждают также другие кредиторы. В декабре 2015 г. было оставлено в силе решение о взыскании с ВМК в пользу ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» 138,6 млн р. В январе 2016 г. свои требования к ВМК в размере 9,5 млн р. обозначил ПАО «Автовазбанк». Претензии к ВМК есть и у налоговых органов. Сегодня ВМК пытается оспорить решение о своем привлечении к налоговой ответственности в размере 1,09 млн р., доначисления НДС в размере 5,73 млн р. и пени.

Заводы истощены

Дела у «дочки» ВМК — производственного предприятия СРЗ — идут еще хуже. Продолжается расследование уголовного дела, возбужденного 30 сентября 2015 г. по ч. 2 ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере) . Дело возбуждено по факту неуплаты СРЗ удержанного налога на доходы физических лиц в бюджет РФ на сумму свыше 17 млн р. в период деятельности с января 2014 г. по июль 2015 г. К тому же в декабре 2015 г. вновь стартовала процедура банкротства СРЗ — из-за долга в 772 тыс. р. перед АО «Энергоинвест». «Энергоинвест», похоже, компания, близкая к бенефициарам СРЗ. Следовательно, опять возникают опасения, что банкротство СРЗ может развиваться по преднамеренному сценарию. Напомним, в ходе предыдущего банкротства СРЗ экспертиза устанавливала, что «имеются признаки преднамеренного банкротства» (см. «Хронограф» № 31 (518) от 6.10.14). Тогда правоохранителей, похоже, кто-то надлежащим образом мотивировал не давать хода этим сведениям. Однако сегодня, учитывая, что в числе обиженных ВМК и СРЗ кредиторов оказался Б-С-П, имеющий очень влиятельных акционеров, не заметить странности в банкротстве самарских активов Швидака и Егиазарова будет трудно.

А то, что сейчас творится внутри еще одного завода из «ВБМ-Групп» — самарского ОАО «Волгабурмаш» (ВБМ), — видимо, впору проверять и пресекать на самом высоком уровне. 4 декабря 2015 г. собрание кредиторов ВБМ, в легитимности которого существуют самые серьезные сомнения, приняло решение о т.н. схеме замещения активов банкротящегося должника. В результате 10 декабря 2015 г. прошло госрегистрацию дочернее по отношению к ВБМ АО «Волгабурмаш» (ВБМ-2) с ИНН 6314041136. В уставный капитал данной структуры лояльные Швидаку и Егиазарову кредиторы приняли решение передать ликвидные активы банкрота на сумму 1,8 млрд р. якобы с целью, чтобы новая «чистая» компания начала генерировать прибыль и рассчитываться по обязательствам «матери». Что происходит на самом деле, пока догадались только в налоговой службе, которая попыталась оспорить решения «карманных» кредиторов. В устав ВБМ-2 может быть внесена типовая строка о том, что «дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного общества».

Соответственно, речь в данном случае, вероятно, может идти о банальном «кидалове» независимых кредиторов ВБМ, которые после передачи активов предприятия в ВБМ-2 рискуют остаться с носом.

Государевы ослушники

Дырку от бублика, скорее всего, получат и другие кредиторы Швидака с Егиазаровым. Причем даже самые влиятельные. Так, по одной из версий, перед бывшей компанией сенатора Совета Федерации Сергея Мамедова (на фото) ООО «СМ Финале» бенефициары «ВБМ-Групп» якобы лично поручились на $16 млн, а перед братьями Виктором и Андреем Якуниными (руководителями инвестфонда Venture Investments & Yield Management L.L.P.) — на $80 млн. Около 450 млн р. могут составлять поручительства Швидака и Егиазарова перед ОАО КБ «Солидарность». Особняком стоит размещение в БИБ крупного депозита на сумму около 900 млн р. структурами известного санкт-петербургского предпринимателя Александра Евневича под залог гостиницы Holiday Inn в Самаре и земельного участка под ней. В случае невозврата этих средств Евневичу будет достаточно сложно забрать себе отель. Кстати, Швидак с Егиазаровым якобы до сих пор не рассчитались за Holiday Inn с его прежним хозяином — Мамедовым. Отсюда следует простой вывод: пока не появится кредитор с действительно жесткими принципами, заставить Швидака и Егиазарова платить по своим обязательствам практически невозможно.

Сегодня наблюдатели все чаще задаются вопросом, кто или что вынуждает выходца из интеллигентной семьи, наследника огромной подшипниковой империи Александра Швидака заниматься вещами, которые сложно трактовать иначе чем национал-предательство, сопряженное с развалом стратегических предприятий, замещением отечественной продукции на импортную, обнищанием бюджета, вождением за нос контрагентов и личным обогащением? В качестве одного из мнений указывают на магическое влияние на Швидака со стороны его старшего партнера Вадима Егиазарова. Однако Швидак, видимо, пока никак не может избавиться от чар Егиазарова. Или, быть может, надеется на «крышу», которая раз за разом обеспечивает его безнаказанность? В качестве таковой зачастую указывают на окружающих Швидака бывших сотрудников компетентных органов, якобы знавших еще его отца, либо высокопоставленных сотрудников Самарской губернской думы. Впрочем, сложно представить, чтобы экс-спецы российских секретных служб были заинтересованы в совершении диверсий против таких некогда промышленных гигантов, как СРЗ и ВБМ, выводе за рубеж огромных денег. Скорее это происки западных разведок.

Похоже, что иностранные агенты донельзя замотивировали тех, кто сегодня продолжает в упор не замечать бедствий, которые терпят самарские заводы «ВБМ-Групп». Между тем то, к чему грозит привести безнаказанность выгодоприобретателей от этих бедствий, Областной аналитический еженедельник «Хронограф» предсказывал еще несколько лет назад. Пока власть не сильно волнует происходящее.