Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (575) | 15 февраля 2016г.
 

В сетях ритейлеров

Могут пострадать интересы региона и потребителей

Алиса Кирсанова

В январе 2016 г. вступил в законную силу т.н. «Четвертый антимонопольный пакет». Так окрестили изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», подписанные президентом России Владимиром ПУТИНЫМ. Основной целью является сокращение административных барьеров для бизнеса. О важности реализации мероприятий в данном направлении свидетельствует непростая ситуация в деятельности и работе предпринимателей. По данным РОССТАТа в Самарской обл., количество индивидуальных предпринимателей, занятых в розничной торговле с 2010 по 2014 г., снизилось с 47,8 тыс. до 36,7 тыс. В частности, в Тольятти специалисты отмечают серьезное сокращение граждан, занятых в системе реализации продовольственных и непродовольственных товаров.

Печальная тенденция

Сегодня можно наблюдать, как один за другим исчезают внутриквартальные небольшие магазины, торговые площадки. А ведь это прямые налоговые отчисления в бюджет муниципалитетов. Так, по сведениям РОССТАТа, количество вещевых, смешанных и продовольственных рынков с 2004 по 2014 г. сократилось с 153 до 25, число торговых мест — с 26868 до 6950. В декабре 2015 г. оборот розничной торговли на 94,4% формировался крупными торгующими организациями, доля продажи товаров на рынках и ярмарках составила 5,6%. Доля в обороте розничной торговли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составляла в 2004 г. 15,4%, а по итогам 2014 г. уже всего 6,5%.

Подобные процессы можно заметить и в деятельности местных сетей продовольственных внутриквартальных магазинов. Так, например, почти за год с тольяттинской продуктовой розницы ушла местная сеть магазинов «Посадский». Это несмотря на то, что данная сеть начала свою деятельность в 1994 г., а в 2008 г. имела около 90 магазинов на территории Самарской обл. Эта сеть работала в формате «магазин у дома».

Группа компаний (ГК) «Рынок-Агро» в Тольятти ассоциируется как организация, объединяющая и представляющая интересы широкого круга предпринимателей города. «Только за последние несколько лет число предпринимателей очень существенно сократилось — это мы можем подтвердить, ежедневно работая с ними в тесном контакте. А значит, у потребителя существенно сократился выбор, у города и региона уменьшились рынок труда и налоговые платежи. И это все, к сожалению, не зависящие от предпринимателя тенденции», — комментирует сложившуюся в Тольятти ситуацию директор ГК «Рынок-Арго» Сергей Тимофеев.

С подобными процессами в ряде европейских стран столкнулись еще несколько лет назад. Их причины отчасти кроются в существенном росте доли крупных торговых сетей на розничном рынке. В свое время их появление и широкое распространение достаточно сильно оживило рынок розничной торговли, т.к. возросла конкуренция. Однако постепенно начался обратный эффект. Эксперты отмечают, что сбалансировать ситуацию возможно за счет концентрации крупных ритейлеров на границах населенных пунктов.

В последние годы представителей малой формы торговли активно вытесняли с рынка
В последние годы представителей малой формы торговли активно вытесняли с рынка

Политики за рынки

3 февраля лидер ЛДПР Владимир Жириновский в ходе специального телемоста заявил самарским СМИ о необходимости поддерживать рыночную торговлю и выступать против засилия торговых сетей. Процитируем его слова: «Пускай будут крупные торговые сети, но они не должны использовать коррупцию, чтобы закрывать мелкие рынки и гнать к себе покупателя...» Именно в развитии мелких предпринимателей он видит ресурс развития экономики регионов. Такие заявления говорят о том, что в политических кругах федерального уровня назрело понимание. И странно, что представители других политических объединений не высказывают подобную позицию. Хотелось бы услышать по этому поводу позицию руководства регионального отделения партии «Единая Россия» (ЕР). В последнее время председатель партии ЕР Дмитрий Медведев неоднократно выступал в поддержку малого бизнеса и предпринимательства. А ведь такая необходимость давно назрела. Уже более чем очевидно, что из года в год удельный вес крупных сетевых операторов продуктовой розницы только увеличивается. А на их полках доля регионального производителя ощущается все меньше и меньше.

Собственники крупных торговых сетей — в основном нерезиденты Тольятти и региона, да и попросту иностранные компании. Налоговое законодательство позволяет им осуществлять обязательные платежи по месту их регистрации. Плюс отток выручки. Но это не самое страшное. Их товарооборот завязан на федеральные логистические комплексы, а также на систему централизованной работы с поставщиками. Специалисты отмечают, что система организации поставок товаров сетевика не позволяет иметь широкие отношения с локальным производителем продуктов и товаров.

Все это приводит к снижению числа местных внутриквартальных магазинов, т.е. предпринимателей, работающих в сфере розничной торговли, и, как следствие, к ограничению возможности местных производителей поставлять продукцию на региональный рынок.

Понимание есть

Депутат Самарской губернской думы Александр Дроботов в беседе с корреспондентом Областного аналитического еженедельника «Хронограф» обратил внимание на другую сторону этой проблемы. «В Самарской обл. сегодня оказывается солидная бюджетная поддержка сельхозпроизводителю. Так, в 2015 г. на их поддержку было направлено 5,2 млрд р., из них средства областного бюджета — 2,8 млрд р., а федерального — 2,4 млрд р. И мы видим, как в результате уровень обеспеченности сельскохозяйственной продукцией существенно вырос. По ряду культур он составляет 100%, а по мясу и молоку — 50%.

Однако ритейлеры отказывались принимать местную продукцию, потому что она не упакована, долго не хранится и пр. И сегодня в министерстве сельского хозяйства уже существует программа, направленная в поддержку внедрения первичной переработки, упаковки сельхозпродукции, чтобы она в итоге могла быть интересна ритейлерам. В данном контексте очевидно, что меры по поддержке системы реализации регионального продовольствия сегодня актуальная задача», — отметил Александр Дроботов.

Ресурсы «Четвертого антимонопольного пакета» должны быть реализованы в полной мере для будущего предпринимателей. Это должно стать толчком в реализации серьезных экономических задач, таких как развитие социально-ориентированного рынка труда, обеспечение выгодных условий сбыта для регионального производителя и фермера, наращивание поступлений в областной и городской бюджеты.

Комментарии

Сергей ТИМОФЕЕВ, директор ГК «Рынок-Агро»

- ГК «Рынок-Агро» работает с местным производителем?

- Это обязательное условие существования местной розничной торговли. Мы имеем прямые отношения с производителями из Самарской обл. по всем группам товаров, от молока, хлебай заканчивая ликероводочными изделиями. Регион способен производить значительный объем различной продукции. Наши предприниматели — это достаточно сплоченная группа экономически активных людей, прошедших и устоявших не один экономический кризис. Это люди, проверенные на прочность и неоднократно доказавшие свою готовность работать на благо своей семье и своему городу. Они не сидят на шее у государства. Платят налоги. Создают рабочие места. Способствуют росту местного производства. Они непосредственно заинтересованы в благополучии региона, ведь с этим связано их личное благополучие.

Но в сегодняшних условиях поддержка просто необходима, много не надо. Я на протяжении многих лет от предпринимателей Тольятти слышу одну необходимость: чтобы их избавили от бесконечных проверок и бумажной волокиты. Предприниматель должен заниматься своим прямым делом, а не бегать и оправдываться. С другой стороны, то, что область делает ставку на развитие местного сельхозпроизводства, дает основание полагать, что это будет увязано и с развитием структуры розничной торговли квартального назначения.