Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (578) | 21 марта 2016г.
 

Коммунистическая дубина

Позволит Ростеху влиять на решения председателя ЕР Медведева

Егор Кошеров

15 марта завершилась борьба руководства Госкорпорации «Ростехнологии» (Ростех) с президентом ОАО «АВТОВАЗ» Бу АНДЕРССОНОМ. В публичную плоскость она вылилась осенью прошлого года, когда на федеральном уровне шла работа по утверждению бюджета РФ на 2016 г. Уже тогда в Ростехе понимали, что на поддержку автопрома будет направлено более 100 млрд р. Иначе и быть не могло: в предвыборный год правительство РФ, возглавляемое Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, не могло оставить без денег города, где автопром является градообразующей отраслью. В противном случае КПРФ по итогам выборов 18 сентября 2016 г. могла бы лишить партию «Единая Россия» (ЕР) квалифицированного большинства в Госдуме VII созыва. Если это случится, то председателю ЕР Медведеву придется держать ответ перед президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ. Для приема денег Ростеху только и оставалось избавиться от несговорчивого Андерссона.

От Тольятти до Ижевска

22 января Тольятти посетила правительственная делегация самого высокого уровня. Возглавил делегацию председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Основной целью визита были мероприятия, связанные с деятельностью АВТОВАЗа. На поверхности лежали проблемы самого автогиганта. 2015 г. ОАО «АВТОВАЗ» закончил с убытками, превысившими 70 млрд р. В своих выступлениях генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов оценивал размер убытков АВТОВАЗа по итогам 2015 г. примерно в 75 млрд р. Одновременно с этим Чемезов указывал, что виной всему — производственная политика, которой придерживался президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон. Усугубляло ситуацию еще и то, что к началу 2016 г. на грани остановки оказались десятки предприятий-поставщиков АВТОВАЗа. Некоторые из них встретили Новый год в стадии ликвидации или банкротства (см. «Хронограф» №7 (577) от 9.03.16). Наиболее красноречиво это отражала ситуация на ОАО «АвтоВАЗагрегат» и его дочерних компаниях. Тысячи работников несколько месяцев оставались без зарплаты. Доведенные до отчаяния люди начали выходить на акции протеста. В отношении предприятий возбуждены дела о банкротстве. Проблема начинала обретать необратимый характер. Эффект снежного кома мог бы захлестнуть не только Тольятти и Самарскую обл., но и многие другие города страны, в которых предприятия, работающие на АВТОВАЗ, играют существенную роль в социально-экономическом развитии своих территорий. Одним из таких регионов является Республика Удмуртия, где располагается зависимое от АВТОВАЗа предприятие Ижевский автозавод (Ижавто). Ижавто с 2010 г. принадлежит ООО «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). Единственным учредителем ООО «ОАГ» является ОАО «АВТОВАЗ».

Чемезов в своих выступлениях критиковал Андерссона за то, что тот не желал идти на уступки российским поставщикам автокомплектующих. Речь в основном шла о тех поставщиках, которые находились в зависимости от Ростеха. В своей критике Чемезов был не одинок. Основным публичным «поддувалой» Чемезова в Тольятти стал депутат Госдумы от КПРФ Леонид Калашников. В отличие от Чемезова Калашников, как и подобает политику-оппозиционеру, позволял себе более резкие и провокационные высказывания против Андерссона. В чем-то при желании можно было бы даже увидеть признаки экстремистских высказываний. Так, например, в одной из листовок содержалась фраза: «Против Андерссона надо идти с Калашниковым» (см. «Хронограф» №5 (575) от 15.02.16). Знал ли об этом Чемезов? Наверное, знал. В подчинении Ростеха находится концерн «Калашников». А что если в разгар предвыборной кампании в 2016 г. такого же рода призывы от КПРФ появятся в листовках в Ижевске? В Удмуртии ведь тоже немало предприятий, зависящих от производственно-экономической политики руководства ОАО «АВТОВАЗ».

Более того, многие предприятия Ижевска и Республики Удмуртия являются смежниками и по отношению к ООО «ОАГ» (Ижавто), и по отношению к концерну «Калашников». Об этом красноречиво говорит историческая справка, размещенная на официальном интернет-портале Ростеха: «Концерн создан на базе Научно-производственного объединения (НПО) «Ижмаш»... В 1975 г. было создано производственное объединение «Ижмаш». К 2008 г. в группу «Ижмаш» входило около сотни юридических лиц, часть из которых находилась на грани банкротства. В 2010 г. Госкорпорация «Ростехнологии» провела аудит предприятия, который показал, что ситуация на нем плачевная: фактически действовало только 32 юрлица, но они имели многоуровневую систему управления, дублирующие функции и высокие накладные расходы. Суммарные обязательства группы «Ижмаш» на начало 2011 г. составляли около 19 млрд р. Уровень загрузки современного оборудования не превышал 20%». Чем вам не пример тому, за что в последнее время Сергей Чемезов и Леонид Калашников публично критиковали Бу Андерссона? Напомним, что до 2009 г. все эти юрлица, так же как и ОАО «Ижавто», находились под контролем Группы «СОК» Юрия Качмазова (г. Самара). В Ростехе относились к Группе «СОК» ничуть не лучше, чем сегодня к Бу Андерссону.

Чтобы еще сильнее ощутить контраст происходящего, продолжим цитировать официальное сообщение Ростеха о судьбе «Ижмаша» после «изгнания» Группы «СОК»: «Ростех принял решение о реструктуризации организации через банкротство и объединение. Была поставлена задача сохранить научно-производственный и кадровый потенциал и вывести «Ижмаш» в мировые лидеры по производству стрелкового оружия. В 2011 г. было создано НПО «Ижмаш», объединившее в себе все профильные направления деятельности». Звучит словно инструкция для коллег из альянса Renault-Nissan по сегодняшней ситуации вокруг ОАО «АВТОВАЗ». Но что это за инструкция, если нет указаний на полученные результаты? В Ростехе помнят и об этом: «В короткий срок был установлен контроль над финансовыми потоками, нормализованы финансирование производства, выплата зарплаты работникам и обслуживание текущих платежей. Антикризисные меры 2011г. привели к трехкратному увеличению прибыли от операционной деятельности и сокращению расходов на 10%. В 2011 г. удалось вдвое увеличить уровень загрузки высокопроизводительного многофункционального оборудования, а также более компактно разместить все производственные мощности. Выручка «Ижмаша» значительно выросла за счет расширения рынков сбыта. Продукция поставляется в 27 стран мира». Звучит все, конечно, идеально, но что мешало Ростеху осуществить то же самое на ОАО «АВТОВАЗ», пока президентом предприятия был Игорь Комаров (2009-2013 г.), ставленник Ростеха? Стоит напомнить, что именно при Комарове на АВТОВАЗе прошли первые масштабные высвобождения персонала. Количество уволенных исчислялось десятками тысяч. Именно в последний год работы Комарова на АВТОВАЗе впервые за всю свою предыдущую историю тольяттинский автозавод начал показывать миллиардные убытки. И при этом Ростех предпочитал не критиковать Комарова.

Но почему? Может быть, причина в том, что проблемы, с которыми АВТОВАЗ сталкивался при Комарове, позволяли Ростеху выуживать из бюджета РФ десятки миллиардов под предлогом спасения автопрома? А может быть, дело не только в этом? Что если при Комарове структуры Ростеха имели возможность без оглядки на кого-либо осваивать средства господдержки с большой выгодой для себя? И что если в Ростехе к 2015 г. осознали, что при Бу Андерссоне таких возможностей они не увидят? Если это так, то выход мог быть один — избавиться от Бу Андерссона.

Время гранит точит

Публичная информационная кампания против Бу Андерссона началась во второй половине 2015 г. Как правило, именно в этот период на федеральном уровне полным ходом идет формирование проекта бюджета страны на будущий год. У Ростеха в нынешнем правительстве РФ имеется, пожалуй, самая крупная группа лоббистов. И это несмотря на то, что лично председателя правительства РФ Дмитрия Медведева логичнее было бы отнести к лагерю оппонентов Сергея Чемезова. Наиболее яркие проявления этого можно было наблюдать в период, когда Медведев занимал пост президента РФ (2008-2012 г.). Многим памятен случай в 2009 г., когда на одном из публичных мероприятий президент Медведев в резкой форме осек гендиректора Ростеха Чемезова, когда тот попробовал перебить главу государства. Произошло это 25 декабря 2009 г. в ходе заседания Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию России. Представим выдержку из стенограммы того заседания:

«Д. МЕДВЕДЕВ: Сергей Викторович, я просто на что хотел бы обратить внимание. Мы тут посмотрели: часть продуктов, которые вы здесь презентовали, это, безусловно, новые, современные, инновационные, что называется, разработки. Но часть из того, что вы показывали в презентации... есть просто технологии, которые, в общем, в мире известны, поэтому их к инновациям относить нельзя... Вот лампочки светодиодные: это хорошо, что мы их будем производить, нам нужно это делать, мы решили отказаться от ламп накаливания, нам нужно создать заводы по их производству, но это не инновации, коллеги, это не инновации...

С.ЧЕМЕЗОВ: Дмитрий Анатольевич, можно я отвечу?

Д.МЕДВЕДЕВ: У Вас еще что-то?

С.ЧЕМЕЗОВ: Нет, я на вашу реплику хотел бы дать пояснение.

Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, на мою не надо, моя — не реплика уже, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается».

Такое просто так не забывают. Такое запоминается надолго. Но Медведев давно уже не президент РФ, а влияние Чемезова с того исторического момента значительно выросло.

Сегодня одним из наиболее заметных лоббистов Ростеха в правительстве Медведева называют министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Он имел опыт работы в структурах, входящих в зону ответственности ГК «Ростех» (см. «Хронограф» №43 (487) от 23.12.13). 22 января 2016 г. в ходе визита в Тольятти Мантуров был одним из самых разговорчивых в составе правительственной делегации, возглавляемой Медведевым. Отвечая на вопросы о планах правительства по поддержке в 2016 г. автопрома Денис Мантуров заявил: «На программу обновления парка через Trade-in и утилизацию будет направлено 22,5 млрд р.; льготный лизинг — 5 млрд р.; льготное автокредитование — 2,3 млрд р. (это за 2016 г). Плюс к этому 9,9 млрд р. будет направлено на исполнение обязательств государства по программам, которые реалпзовывались в 2013 г. и 2015 г. Субсидия на компенсацию затрат по инвестиционным кредитам с учетом всех корректировок составит 6,3 млрд р. ...Конечно же, сохраняются и те промышленные субсидии, которые работали в прошлом году. Они индексированы на этот год, сумма увеличилась до 80 млрд р. Они будут использованы для компенсации части затрат на содержание рабочих мест и на закупку энергоносителей».

Если суммировать озвученные Мантуровым цифры, то получается около 126 млрд р. Понятно, что существенная доля так или иначе пройдет через ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «КАМАЗ» как через основных российских производителей. При этом акционером обеих компаний является Ростех. Со всеми вытекающими последствиями. А последствия эти, как известно, не могут наступать без контроля над поставщиками автосборочных гигантов. Ведь именно поставщики, если следовать логике Андерссона и Чемезова, в сегодняшних условиях и есть главные генераторы прибыли, а отнюдь не сами сборочные заводы. Последним, похоже, отводится роль генераторов бесконечных убытков. Нет сомнений, что председатель правительства РФ Дмитрий Медведев (на фото) не понимает, какими механизмами освоения денег умеют пользоваться в Ростехе. Ведь с 2009 г. там мало что изменилось. Разве что запросы подросли в условиях возникших экономических санкций со стороны США и Евросоюза. Но мог ли Медведев в нынешних политических условиях позволить себе продолжать указывать Ростеху его место? Крайне сомнительно.

С риском для Путина

18 марта интернет-портал РБК разместил результаты очередного «исследования», сделанного на основе опроса политтехнологов. Предметом опроса была оценка факторов, которые будут влиять на результаты выборов в сентябре 2016 г. Вообще, в последнее время пиарщики федерального уровня все чаще прокалываются. Чего только стоят неуклюжие попытки объяснить вывод войск из Сирии. Хотя задача для профессионала яйца выеденного не стоит. В случае с факторами, влияющими на результаты выборов, «гиганты» пиара по-вдовьи «выпорли сами себя», поставив на первое место фактор «элитных договоренностей» (http://www.rbc.ru/politics/18/03/ 2016/56еас6799а79474ШЬ983Ь4). По пятибалльной шкале этот фактор оценен в 4,11 балла. Даже полевая работа «от двери к двери» набрала 3,99. По сути дела, пиарщики расписались в том, что они не нужны. Все решения будут приниматься на основе межклановых договоренностей. Этот фактор четко определяет время принятия решений — март-июль 2016 г. В августе понадобится только имитация агитационного процесса. Причем с минимальным воздействием на аудиторию. В общем, в августе много не заработаешь.

Примечательно, что эксперты «Хронографа» уже давно оценивают ситуацию с позиций межкланового противостояния. Политическая дискуссия в стране давно сведена на нет. Партийная структура является не более чем инструментом, облегчающим прохождение в те или иные административные структуры (см. «Хронограф» №7 (577) от 9.03.16).

Например в Госдуму РФ. В остальное время госдумовские фракции единообразно поддерживают любые инициативы Кремля и ходят на патриотические мероприятия.

Именно политическое единообразие позволяет действующим российским кланам безопасно для себя диверсифицировать свои действия по формированию лобби в федеральном заксобрании. Администрации президента, курирующей внутренние политические процессы в стране, остается лишь следить, чтобы в результате партийно-кланового симбиоза не произошло нарушения спроектированного распределения квот в законодательных органах. Крайними в случае нарушений, понятно, будут главы регионов.

Существенная масса промышленных предприятий и научно-производственных объединений, находящихся в обойме Ростеха, являются системообразующими для большинства моногородов нашей страны. Остальные подконтрольные Ростеху организации располагаются в регионах, которые принято относить к так называемому «красному поясу». Лучше всего это демонстрируют Иркутская и Новосибирская обл. В условиях современных экономических реалий и внешних вызовов руководство ЕР оказалось в уязвимом положении. На пятки наступает оппозиция. ЕР по собственной же недальновидности все последние годы упорно смещалась в нишу традиционного электората КПРФ. Заигрывать с избирателями КПРФ было очень легко во времена, когда бюджет страны без проблем наполнялся нефтедолларами. Сегодня этого изобилия уже нет, а «отвоеванный» у КПРФ электорат все пристальнее начинает вчитываться в листовки КПРФ по типу той, что распространил Леонид Калашников. Еще бы немного, и трудовые коллективы городов, где расположены заводы Ростеха, начали бы выходить на улицы по примеру работников ОАО «АвтоВАЗагрегат» в Тольятти.

Член партии ЕР с 2006 г. Сергей Чемезов прекрасно понимает, что в случае провала ЕР на выборах в Госдуму 18 сентября председателю партии ЕР Дмитрию Медведеву придется держать ответ лично перед президентом РФ Владимиром Путиным. Провалом можно будет считать уже то, если ЕР не сумеет получить квалифицированное большинство в Госдуме VII созыва. Это будет означать, что парламентская оппозиция получит шанс шантажировать Кремль путем создания коалиции для блокирования тех или иных популистских вопросов. Вряд ли Путин будет это приветствовать. Тем более когда до выборов президента РФ останется всего 1,5 года. Возможно, еще на стадии подготовки бюджета страны на 2016 г. нашлись те, кто сумел доходчиво донести эту мысль до Дмитрия Медведева. Если такое действительно произошло, то Медведеву пришлось бы выбирать всего из двух вариантов. Первый вариант — забыть разногласия с Чемезовым и выделить в 2016 г. на его проекты столько миллиардов, сколько ему надо. Второй — вновь напомнить гендиректору Ростеха о том, кто в правительстве РФ главнее, после чего ждать провала своей партии на выборах 18 сентября.

Визит Медведева в Тольятти и публичная речь Мантурова показали, что председатель ЕР все-таки настроен на победу свой партии на предстоящих выборах в Госдуму. В итоге была объявлена цена вопроса — 126 млрд р. Единственным, кто мог бы помешать планам Чемезова правильно распорядиться этими деньгами, называют Бу Андерссона. Но операция по его публичному изгнанию с АВТОВАЗа успешно завершилась 15 марта.

Ростех в итоге получает многослойную выгоду. Шанс полностью вернуть под свои затеи Ижавто — это лишь один из слоев. Помощь со стороны государства, которую получит АВТОВАЗ и которая затем растворится на счетах вазовских поставщиков, важна для Ростеха и для решения политических задач в Самарской обл. В Ростехе с 2012 г. не спешат расстаться с мыслями о возврате себе власти в Самарской обл.

Однако большая игра Ростеха вряд ли ограничивается расстановкой лояльных губернаторов в регионах присутствия. Группа Чемезова уже давно диверсифицировала пакет своих политических инструментов. Как уже отмечалось выше, для обеспечения своего максимального кланового лобби Ростех вполне может использовать КПРФ наряду с ЕР. Возможно подключение и других партий, благо деньги для этого Медведев уже выделил. Но «электоральный» потенциал таких сил, как ЛДПР или ПАРНАС, выглядит более чем скромно на фоне административного ресурса правящей партии — ЕР — и «официальной» оппозиции — КПРФ. При этом следует понимать, что даже официально объявленной оппозиции в Кремле никто не собирается предоставлять «блок-пакет» в Госдуме. Для этого как самой КПРФ, так и ее спонсорам придется сильно постараться. Гораздо меньше внимания Кремль будет уделять выборам в регионах. И вот тут-то Чемезов сможет решить целый спектр задач, например лишая ЕР квалифицированного большинства в региональных заксобраниях. Как это будет делаться, можно спрогнозировать на примере Самарской обл.

Частным предприятиям, коими являются вазовские поставщики, тем же заводам ОAT, ничто не мешает направлять средства господдержки на избирательную кампанию того же Леонида Калашникова или других персон, желающих сохранить свое присутствие в Госдуме. К таким прежде всего стоит причислить действующих депутатов Госдумы от Самарской обл. Александра Хинштейна и Владимира Гутенева, лояльность которых Ростеху прослеживается, что называется, невооруженным глазом. Желанием присоединиться к политикам федерального уровня за ростеховский счет можно объяснить повышенную политическую активность депутата Самарской губернской думы (СГД) Михаила Матвеева.

Взносы от предприятий, получивших помощь государства, наверняка поспособствуют партийным успехам политиков из обоймы Чемезова, в т.ч. и на выборах в СГД. Правда, конечной целью Ростеха здесь можно считать не само региональное заксобрание, до которого госкорпорации по большому счету и дела-то нет, а оргвыводы в отношении регионального руководства, которые можно ожидать от провала ЕР на региональных выборах. Комизм ситуации добавляет осознание того, что деньги на всю эту многоуровневую кампанию выделил председатель ЕР. Такой вот намечается круговорот денег в политике.

В этом ракурсе становится понятным странное затишье в деловой жизни Самарской обл., которое можно было наблюдать вплоть до 15 марта. Все важные встречи предпочитали назначать после этой даты. После 15 марта, т.е. после заседания совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», решения можно было принимать, имея новые исходные данные.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.