Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (578) | 21 марта 2016г.
 

Школьники — за раздельный сбор ПЭТ

Проект «Экология России» вовлекает новых участников

Борис Кротов

С февраля в Самаре, Тольятти и Жигулевске стартовал областной экологический проект «Школа ЗА разДЕЛЬНЫЙ сбор!». Инициатором и главным организатором масштабных работ по улучшению состояния городов региона стала группа компаний «ЭкоВоз». Проект «Школа ЗА разДЕЛЬНЫЙ сбор!», организованный при поддержке федерального проекта «Экология России» и министерства образования и науки Самарской обл., рассчитан на 3 мес. Главная его цель — обучение подрастающего поколения экологической грамотности. Примечательно, что общеобластной образовательно-экологический проект для школьников вырос из маленького, внутритольяттинского, почти частного. Именно в Тольятти, на базе школы № 93, впервые внедрили экоуроки и ряд мероприятий, направленных на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Борьба за инициативу

Немного фактов. Образование коммунальных отходов в России составляет порядка 35 млн. т в год. И эта цифра ежегодно увеличивается на 3-5%. На свалки попадает 90-95 % отходов, соответственно, перерабатывается только 4-5%. Специалисты считают, что многие виды отходов обладают кумулятивным действием и несут непрогнозируемую угрозу будущим поколениям. То, что заметно уже сейчас, — захламление территорий, загрязнение почв и атмосферного воздуха. Бумага может разлагаться от 2 до 10 лет. Жестяная банка — до 100 лет. Пластиковая бутылка — 500 лет. Дольше всего в природе разлагается стекло — от 1000 и более лет. Сейчас к традиционным бутылкам, банками и оберткам добавились другие опасные виды отходов — батарейки и аккумуляторы от бытовых приборов и гаджетов, ртутьсодержащие люминесцентные лампы. Все это попадает на свалки и может представлять потенциальную угрозу для окружающей среды. Одна из важнейших угроз — загрязнение грунтовых вод и подземных источников.

Нельзя сказать, что ситуация с образованием и размещением отходов в регионе совершенно никем не контролируется. Совершенствуется экологическое (в т. ч. региональное природоохранное) законодательство. Развивается кластер обращения с отходами. В приоритет ставится комплексная переработка мусора над простым захоронением на полигонах. Однако эксперты отрасли признают: административные меры — лишь одна из составляющих комплексных действий в сфере обращения с отходами. Без широкой общественной инициативы порядок с образованием и переработкой отходов не навести. Именно такие вопросы призван решить проект «Экология России» и его региональная составляющая. Приоритет отдается образовательным программам и экологическим акциям для детей и юношества.

Родом из Тольятти

Успешная апробация образовательных и практических программ в области внешкольной экологической работы несколько лет назад стартовала в Тольятти, на базе МБУ «Школа №93». Там с 2013 г. проходят научно-практические конференции, адресуемые как школьникам и студентам, так и профессионалам в сфере экологии и отрасли обращения с отходами. Задача таких конференций в числе прочих заключается и в том, чтобы выработать модель интеграции экологического просвещения в ежедневную образовательную деятельность школ. Впрочем, речь идет не только о конференциях. Ученики школы активно участвуют в ежегодных экологических акциях, уборке леса и субботниках. И уже достаточно давно внедрили раздельный сбор мусора.

В рамках проекта «Экология России» бережное отношение к окружающей среде воспитывается со школы
В рамках проекта «Экология России» бережное отношение к окружающей среде воспитывается со школы

В частности, на территории школы стоят специальные контейнеры под раздельный сбор бытовых и пищевых отходов, ПЭТ-тару для дальнейшей переработки. Есть и контейнеры и для сбора батареек.

- Мы проанализировали итоги пилотной апробации проекта «Школа ЗА разДЕЛЬНЫЙ сбор!» на примере МБУ «Школа №93» и признали его успешным. Более того, мы увидели устойчивый интерес со стороны других образовательных учреждений. Не только Тольятти, но и Самары и Жигулевска. Поэтому не стали откладывать дело в долгий ящик и решили не только увеличить количество школ, задействованных в проекте, но и расширить географию проекта до нескольких городов. В феврале к участию в проекте присоединились 17 школ: 10 — из Самары, 5 — Тольятти и 2 — из Жигулевска, — рассказал «Хронографу» куратор федерального проекта «Экология России» по Самарской обл.Денис Волков.

Благодатная почва

Вовлечение образовательных учреждений в проект «Школа ЗА разДЕЛЬНЫЙ сбор!» началось с экоуроков. Первопроходцем здесь стала самарская школа №80. 17 февраля в учреждении провели экоуроки для учащихся 8-х и 9-х классов. В рамках беседы ребята узнали о периоде разложения разного мусора, о способах его переработки, об общей экологической ситуации в регионе. Отдельно поговорили о проблеме пластикового загрязнения, его масштабах и формах. Основной фокус дискуссии под началом Алены Душковой — заместителя директора ГК «ЭкоВоз» — был направлен на обсуждение проблемы утилизации ПЭТ-бутылок

как одной из фракций, способной загрязнить окружающую среду при неправильном обращении с ней, с одной стороны, и возможном альтернативном решении — подарить ей вторую жизнь, отправив на вторичную переработку, — с другой. Учащимся был показан небольшой фильм о возможном вреде пластиковой тары, а также презентация на тему путей решения этой проблемы. Итогом урока стало множество вопросов от школьников, которые за час открыли для себя обратную сторону эры потребления. Уверенно можно сказать, что для ребят проведенная встреча сможет стать хорошим базовым знанием об экологии и возможном вреде, который ей может принести неправильное обращение с отходами. Проект «Школа ЗА разДЕЛЬНЫЙ сбор!» запущен. На территории школ-участниц на безвозмездной основе разместили желтые контейнеры «ЭкоВоз» для сбора ПЭТ-тары. Учащиеся смогут правильно — раздельно от остальных отходов утилизировать ПЭТ и поспособствовать тому, чтобы их школа стала победителем экосоревнования.

В первую очередь к проекту присоединились школы, изначально тяготевшие экологической тематике. «Экологические уроки в нашей школе проходят давно, они начались еще до реализации проекта «Экология России», сотрудничали с разными общественными экологическими организациями. Экология всегда была на первом месте. Каждый апрель-май мы готовили и совместно с детьми проводили экологические акции, участвовали во всех конкурсах, «Экологическую тропу» делали. Учеба — учебой, но экологию мы не забываем. Эта наука, которая работает на их будущее», — рассказала куратор проекта в ГБОУ СОШ № 96 г.о. Самара, учитель старших классов Екатерина Иванова.

По ее словам, у детей достаточно быстро проснулся азарт и желание победить в межшкольном экологическом соревновании. И сами родители поддерживают идею внедрения раздельного сбора мусора. «Мои родители сами дают детям бутылки для того, чтобы мы их складывали в контейнер. Ни от одного из пап или мам я не слышала никакого негативного отзыва о проекте. Наоборот, только поддержка», — поделилась своими впечатлениями от первого месяца реализации проекта Екатерина Иванова. Помимо сбора ПЭТ-тары, дети уже по собственной инициативе начали сбор старых батареек. И теперь с нетерпением ждут, когда в их школе появится специальный контейнер для них.

Комментарии

Екатерина ИВАНОВА, куратор проекта в ГБОУ СОШ № 96 г.о. Самара, учитель старших классов

- Наша школа является экологической площадкой нашей педагогической академии. Мы участвуем во всех проектах, реализуемых в системе школьного образования Самары. Сейчас проект по раздельному сбору ПЭТ-тары успешно развивается в семи школах г.о. Самара, и везде мы наблюдаем остойчивый интерес со стороны детей. Одна из глобальных проблем человечества — экологическая. Поколению наших детей придется с этим что-то делать. А наша задача как взрослых — научить детей бережному отношению к природе. Это пусть и небольшой вклад в будущее, но он будет. А большое начинается с малого.

В этом межшкольном соревновании мы настраиваем детей на победу. И говорим, что она достанется нам не просто так, нужно потрудиться. И очень отрадно, что дети трудиться готовы. Со своей стороны мы сейчас продумываем систему стимулирования и поощрения лучших классов. Конечно, на итоговой общешкольной линейке мы отметим лучший класс, но считаем, что поощрение должно быть не только моральным.

Денис ВОЛКОВ, куратор федерального проекта «Экология России» в Самарской обл.

- В своих акциях мы часто обращаемся к школьникам, студентам и молодым людям. И очень часто они оказываются самой благодатной аудиторией для наших образовательных и просветительских проектов. А что касается внедрения раздельного сбора мусора в школах, я уже не припомню, у кого именно родилась эта инициатива, но то, что мы ее не навязывали и не спускали как-то сверху, — это совершенно точно. Дети сами подхватили ее. И сейчас, наблюдая за промежуточными результатами акции в разных городах, я убеждаюсь, что дети — везде дети. Они восприимчивы к хорошему, инициативны. Им приятно делать что-то своими руками для городской среды и перспективного общего блага. И это радует.

Отдельную благодарность и признательность хотелось бы выразить педагогическим коллективам и администрации школ, в которых наш проект получил одобрение и развитие. Спасибо, что вы готовы тратить свое время и силы на благо окружающей среды. Спасибо за то, что вместе с нами стараетесь сделать мир лучше.