Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (578) | 21 марта 2016г.
 

Деловая колбаса

Финтушал цепляется за место на рынке поставок продуктов

Илья Ширтанов

В ближайшие два месяца поставлять колбасу в муниципальные школы и детские сады г. Тольятти будет фирма ООО «Профит» Эллы ФИНТУШАЛ. Между тем таким традиционным поставщикам, как «Профит», становится все сложнее пробиваться к муниципальным и государственным заказам. При этом пока на торги еще не выходят производители.

ООО «Профит», хотя и было образовано еще в 2007 г., не успело сыскать себе такой славы, как другая фирма Эллы Финтушал — ООО «Мира». Последнее крепко сидело на поставках пищевых продуктов в детские, медицинские и социальные учреждения. Видимо, лобби, имевшееся у Финтушал, позволяло удерживаться около бюджетной кормушки. Бенефициары «Миры», похоже, настолько поверили в свою незаменимость, что стали вести игру по собственным правилам демпинга. В итоге в 2011 г. «Мира» была включена в реестр недобросовестных поставщиков и исчезла с рынка. Последние данные из ЕГРЮЛ говорят о том, что «Мира» зарегистрирована в Москве. Похоже, именно «Профит» заменил «Миру». О реальных компетенциях «Профита» может говорить тот факт, что директором и учредителем выступает лицо, которое раньше курировало деятельность «Миры», т. е. Элла Финтушал.

Сведения о заключенном с «Профитом» контракте на поставку колбасных изделий до сих пор не опубликованы. Но, судя по представленным данным, именно фирма Финтушал смогла получить доступ к бюджетным средствам. Предложенная «Профитом» цена контракта в размере 4,7 млн р. не была самой низкой. При начальной цене в 5,3 млн р. ООО Магазин №41 «Овощи» предложило оказать услуги за 4,4 млн р. Тем не менее муниципальная конкурсная комиссия посчитала, что именно компания Финтушал обладает необходимыми компетенциями. Весьма примечательно, что к такому выводу представители интересов мэрии пришли не сразу.

Скорее всего, пик борьбы за контракты на поставки питания в детские учреждения еще впереди
Скорее всего, пик борьбы за контракты на поставки питания в детские учреждения еще впереди

К 4 декабря 2015 г. на участие в данном конкурсе заявилось 4 горлица. 8 декабря был проведен предквалификационный отбор. В итоге 3 фирмы, в числе которых фигурировал «Профит», были отсеяны с формулировкой: «Участник не соответствует дополнительным требованиям, установленным конкурсной документацией». 16 декабря была рассмотрена заявка единственного допущенного к торгам участника в лице Магазина «Овощи». Но и этому претенденту на оказание услуг по поставке колбасы не удалось прорваться через сито конкурсной комиссии. Было принято решение отклонить заявку Магазина «Овощи» с обоснованием, что «Заявка не соответствует требованиям извещения/документации».

Тем временем «Профит» направил в УФАС по Самарской обл. жалобу на действия конкурсной комиссии, что возымело действие. После новогодних праздников МКУ «Центр хозяйственно-транспортного обеспечения» (ЦХТО), осуществляющее закупки для подконтрольных мэрии организаций, вновь приступило к определению поставщика колбасы. 27 января был проведен очередной предквалификационный отбор среди все тех же 4 претендентов.

Как в предыдущем случае, комиссия посчитала, что следует рассмотреть заявку Магазина «Овощи». И при этом согласилась с тем, что теперь заявка «Профита» соответствует требованиям конкурсной документации.

И, как уже было отмечено, 29 января была опубликована информация о том, что: «По результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации». Далее приводится предложение, сформированное «Профитом».

Весь этот процесс больше напоминает торговлю за право получить из бюджета несколько миллионов рублей. Поставка колбасы или иного товара — это второстепенно. Тем более что, скорее всего, за муниципальный контракт борются посредники. Собственно, и раньше многие бизнесмены стремились быть поближе к муниципальным или государственным деньгам. Ведь это гарантированный заказ и стабильное финансирование. Можно предполагать, что в выигрыше оставались не только коммерсанты, но и чиновники, получавшие вознаграждение в виде откатов или взяток.

В нынешних сложных экономических условиях конкуренция за право называться муниципальным или государственным поставщиком значительно обострилась. И если на рынок прямых поставок начнут выходить производители продуктов питания, то посредникам придется серьезно потесниться либо вовсе покинуть эту сферу деятельности. Ведь производитель, по логике, может предложить куда более выгодную цену контракта, нежели перекупщик. Понимают это и в тольяттинской мэрии. Ставки растут. Но коммерсантам приходится мириться с этим. Особенно тем, кто в принципе не сможет выжить на свободном конкурентном рынке, поскольку вся его деятельность неотрывно связана с освоением бюджетных средств.

Похоже, что в случае с «Профитом» можно было наблюдать как раз то самое колебание, когда представитель бизнеса решил выдвинуть чиновникам свои условия. Зарубив получения контракта, в ЦХТО показали, кто является хозяином положения.