Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (579) | 28 марта 2016г.
 

Хромая отрасль

Кластер дорожного строительства нуждается в совершенствовании производства

Андрей Неретин

15 марта во время беседы губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА с жителями региона в ходе телеэфира была поднята крайне болезненная тема — состояние автомобильных дорог в областном центре. Весной тема приобретает особую актуальность, когда даже недавно отремонтированное дорожное полотно на большинстве участков оказывается полностью или частично разрушенным. У властей накопилось немало вопросов как к исполнителям подрядных работ по ремонту, так и к производителям сырья для укладки асфальта. Похоже, над качеством продукции пора поразмыслить руководству самарского асфальтобетонного завода.

С наступлением весенних паводков состояние дорог в Самаре вновь оказалось в центре внимания областных властей. В ходе прямого эфира на телеканале «Россия 24», отвечая на вопросы граждан, губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин особое внимание уделил состоянию улично-дорожной сети г. о. Самара. Он подчеркнул, что на качество дорог влияет ряд факторов, начиная с погодных условии и заканчивая порядочностью исполнителей государственных и муниципальных контрактов. За некачественное выполнение работ к подрядчикам будут применять специальные меры воздействия. В частности, глава региона отметил, что все недавно отремонтированные дороги, которые пришли в ненормативное состояние, будут отремонтированы за счет компаний-подрядчиков.

Впрочем, многие из подрядчиков стараются уйти от ответственности. «К сожалению, подрядчик, который отремонтировал три улицы, две из которых развалились, обанкротился, — привел пример Меркушкин. — Сейчас активно ищут руководителя этой организации для того, чтобы он выполнил свои обязательства по гарантийному ремонту».

Между тем, как следует из официально раскрытой информации, неудовлетворительное состояние дорог власти связывают в т. ч. и с качеством продукции, которое производится на самарском асфальтобетонном заводе. При этом было заявлено, что сложившаяся ситуация в перспективе будет исправлена.

«Найден инвестор под реконструкцию самарского асфальтобетонного завода, который в перспективе сможет обеспечивать ремонтные работы асфальтом более высокого качества», — говорится в официальном сообщении администрации г. о. Самара. Т. е. было признано, что до этого приходилось работать с менее качественным асфальтом.

Характерно, что позиция властей вступает в противоречие с информацией, размещенной на сайте ООО «АБЗ-1», которое, судя по всему, управляет деятельностью самарского асфальтобетонного завода. Генеральным директором и единственным участником ООО «АБЗ-1» значится Александр Филатов. На сайте компании декларируется, что асфальт и асфальтобетонные смеси, производимые АБЗ-1, изготавливаются из качественных материалов, а «подобранный зерновой состав отвечает требованиям ГОСТ 9128-2009 и требованиям СНиП 3.06.03.85». Однако комментарии со стороны администрации г.о. Самара позволяют усомниться в подобных тезисах. Возникает опасение, что за неудовлетворительное состояние дорожного покрытия в Самаре свою долю ответственности могло бы понести и ООО «АБЗ-1» как производитель асфальта и асфальтобетонных смесей, поставляемых для нужд дорожного строительства.

Стоит отметить, что незадолго до озвученной мэрией Самары критики, 18 февраля 2016 г., ГКП Самарской обл. «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской обл.» (АСАДО) объявило о закупке у единственного поставщика в лице ООО «АБЗ-1» 5758 т вязкого битума на сумму 29,99 млн р. Нет сомнений, что предприятие Александра Филатова данный госзаказ исполнит. Вопрос лишь в том, какого качества будет поставляемый битум.

Задуматься над этим заставляет следующий момент. В раскрытой тендерной документации отсутствует техническое задание на исполнение государственного контракта. Как правило, в техническом задании содержатся требования к качеству поставляемого товара (оказываемой услуги). К тому, что должно будет поставить ООО «АБЗ-1», требований, похоже, нет. Другими словами, под видом битума можно будет поставить что угодно. Например, отходы нефтехимического производства или продукцию подпольных НПЗ-самоваров.

Следует заметить, что АСАДО -далеко не единственный потребитель продукции ООО «АБЗ-1». По данным источников Областного аналитического еженедельника «Хронограф», крупными заказчиками асфальтобетонного завода могут выступать коммерческие структуры, подконтрольные Николаю Чудаеву и задействованные в реализации проекта «Южный город». Генеральным подрядчиком проекта является ООО «Строительная компания (СК) «Древо». При этом площадь застройки мкрн «Южный город» практически вплотную примыкает к территории, на которой размещены производственные мощности ООО «АБЗ-1». Поставка асфальтобетонной продукции с данной площадки для нужд проекта «Южный город» выглядит вполне оправданной с точки зрения логистики. Но вот с точки зрения экологии функционирование в непосредственной близости от жилой застройки мощностей по производству асфальта может наносить непоправимый вред здоровью людей.

Примечательно, что выручка ООО «АБЗ-1» по итогам 2013 г., когда стартовала 1-я очередь строительства проекта «Южный город», увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с итогами 2012 г. Так, если в 2012 г. выручка завода составила 220 млн р., то по итогам 2013 г. она превысила 456 млн р. По итогам 2014 г. выручка ООО «АБЗ-1» осталась на том же уровне — порядка 459 млн р. Вероятно, схожих оборотов ООО «АБЗ-1» достигло и по итогам 2015 г. Причем заказчиков продукции ООО «АБЗ-1», отваливающих за нее миллионы, похоже, вполне устраивает вызывающее все больше и больше вопросов качество асфальта.