Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (579) | 28 марта 2016г.
 

Отработал прием

Спор Кадырова с GM может закончиться его переходом на муниципальную службу

Сейдамет Абреков

15 марта продолжился судебный спор между дочерним предприятием ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» — ООО «Джей Ви Системз» (ДВС) и АО «Промышленное строительство» (предыдущее название — ОАО «Автозаводстрой») Игоря КАДЫРОВА (на фото). ДВС попросило суд обязать «Автозаводстрой» освободить земельный участок и передать результаты работ, которые были выполнены по договору общей стоимостью около 890 млн р. Получив эти средства, компания Кадырова не только не закончила работы, но и умудрилась взять кредит в АО КБ «ГЛОБЭКС» под обеспечение платежей со стороны ДВС. Подобную схему ранее сумел реализовать бенефициар Группы компаний «Уран», депутат Самарской губернской думы Владимир КУПЦОВ, с недавнего времени возглавивший представительство ГК «Ростех» в Самарской обл.

Пошли на третий круг

Похоже, Кадыров в ближайшее время так же, как и Купцов, может либо «всплыть» в Ростех, либо, на худой конец, стать сити-менеджером Тольятти. Но для начала обозначим суть конфликта.

15 февраля Арбитражный суд Поволжского округа принял жалобу АО Коммерческий банк (КБ) «ГЛОБЭКС» на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 г. Аналогичная жалоба была принята 8 февраля от АО «Промышленное строительство». Жалобы КБ «ГЛОБЭКС» и «Промышленного строительства» были вызваны тем, что суды уже двух инстанций признали правоту ДВС в громком конфликте интересов. Последствия этого конфликта хорошо ощущаются даже в правительственных кругах, ответственных за налаживание инвестиционного климата в Самарской обл. и за развитие новых современных высокотехнологичных производств. Ведь предмет взаимоотношений ДВС и «Промышленного строительства» — это «договор на строительство нового завода по производству машинокомплектов для автомобилей Chevrolet Niva мощностью 120 тыс. шт./год», расположенного на территории особой экономической зоны «Тольятти» (ОЭЗ). Здесь корпорация GM собиралась построить новый завод.

Суть претензий ДВС в следующем: «Обязать ответчика освободить земельный участок с кадастровым номером (КН) 63:32:1702003: 20, находящийся по адресу: Самарская обл., м.р. Ставропольский, с.п. Подстепки... и расположенные на нем незавершенные строительством объекты от всех видов движимого имущества, принадлежащего ОАО «Автозаводстрой», включая строительную технику и оборудование, материалы, не использованные при производстве работ, строительный мусор, в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу. Передать ООО «Джей Ви Системз» от ОАО «Автозаводстрой» результат работ, выполненных в соответствии с условиями договора подряда №315/SAP№6500000015 от 14 июня 2013 г. и договора подряда №214/SAP№6500000165 от 30 октября 2014 г., в виде незавершенных строительством объектов, расположенных на земельном участке с КН 63:32:1702003:20... по акту приема-передачи в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу». В ходе судебного спора ОАО «Автозаводстрой» было преобразовано в АО «Промышленное строительство».

Наивные американцы

Суд первой инстанции, выслушав доводы сторон, обязал «Промышленное строительство» освободить земельный участок и передать объекты незавершенного строительства.

Более того, в суде было заявлено, что ДВС перечислил «Промышленному строительству» в качестве оплаты проектирования и управления строительством 95,4 млн р., авансом полную цену договора -150 млн р. и авансом еще 645 млн р. Итого «Промышленным строительством» было получено от ДВС в качестве оплаты около 890,7 млн р. Получив такую сумму, «Промышленное строительство», генеральным директором которого является Игорь Кадыров, не удосужилось достроить завод, ввиду чего ДВС, судя по всему, и отказался от услуг этой компании. Понять американцев несложно. Как выяснилось в суде, «Автозаводстроем» выполнено, а ДВС принято работ на сумму всего около 314,2 млн р. Интересно, куда же пошло 576 млн р.? С другой стороны, а чем думали американцы из GM, доверяя Кадырову такие деньги? На что надеялись?

Тем не менее подробности, вскрывшиеся уже в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, оказались еще более впечатляющими. Вдруг выяснилось, что ранее не участвовавшее в судебном деле АО КБ «ГЛОБЭКС», президентом которого является Виталий Вавилин, посчитало свои права нарушенными. Якобы, как решили в ГЛОБЭКСе, «принятым решением суд первой инстанции установил факт прекращения договора подряда до того, как он был исполнен сторонами полностью, тем самым фактически прекратив право залога АО «ГЛОБЭКСБАНК» по договору, в связи с чем дальнейшее обращение взыскания на эти права стало невозможным». Логика, которой руководствовались в ГЛОБЭКСе, поражала.

Наследие Артякова

Оказывается, «Автозаводстрой» передал АО КБ «ГЛОБЭКС» в залог имущественные права на получение платежей за выполненные работы по спорному договору в обеспечении исполнения обязательств по договорам об открытии кредитной линии. Проще говоря, «Автозаводстрой», взяв кредит в этом банке, пообещал расплачиваться теми деньгами, которые получит от ДВС. При этом ГЛОБЭКС и «Автозаводстрой» еще и попытались ответственность за какие-то свои договоренности переложить на третью сторону. В этом свете совершенно логично, что суд пришел к выводу: «Доводы АО «ГЛОБЭКС-БАНК» о неправомерности решения не могут быть приняты, поскольку факт залога имущественных прав на получение платежей за выполненные работы не ограничивают право истца на расторжение договора при установленных обстоятельствах».

При этом напрашивается вопрос: а зачем «Автозаводстрою» понадобился кредит в ГЛОБЭКСе, если, как выяснилось, ДВС щедро платил, да так, что пока еще неизвестной остается судьба 576 млн р? Получается, «Автозаводстрой», что называется, сосал у двух маток? Если, конечно, кредит в ГЛОБЭКСе был реально получен, а не стал предметом «творчества» отдельных деятелей.

Эта история очень похожа на ту, что происходила со строительством здания для правительства Самарской обл. при губернаторе (август 2007 г. — май 2012 г.) Владимире Артякове.

Обязательство построить здание для правительства взяло ООО «Славич-строй», которое входило в Группу компаний «Уран», в тот период подконтрольную депутату Самарской губернской думы Владимиру Купцову. Получив контракт на строительство, финансирование которого шло из бюджета в размере примерно 1,9 млрд р., «Славичстрой» заложил недострой в Сбербанке, где получил кредит. Здание не достроил, кредит не вернул. В итоге правительство осталось без здания, а Сбербанк — без средств. При этом Купцов сегодня не только депутат, но и руководитель представительства ГК «Ростех» в Самарской обл. Сегодня Артяков — первый заместитель генерального директора Ростеха.

К слову, строительство ОЭЗ «Тольятти» стартовало в то же время, когда Артяков еще был губернатором. Да и появление « Автозаводастроя» на территории ОЭЗ, скорее всего, также стало следствием договоренностей, достигнутых еще при Артякове. Не стоит исключать, что модераторами взаимоотношений «Автозаводстроя» и ДВС были функционеры Ростеха. Участия ГЛОБЭКСа в этой истории, скорее всего, также шло не без участия людей из ГК. Однако Игорь Кадыров предпочитает всячески открещиваться от связей с Ростехом. «Контракт на строительство был заключен в 2013 г. по итогам проведенного ДВС открытого тендера при губернаторе Самарской обл. Меркушкине Н.И. (г-н Артяков покинул пост губернатора в 2012 г.) Поэтому ГК «Ростех» никакого отношения к заключению контракта между ДВС и ОАО «Автозаводстрой» не имеет», — сообщил Кадыров в ответе на запрос «Хронографа». Совершенно логично, что подобного рода проекты, такие как строительство нового завода, готовятся к подписанию не за год и не за два. Это длительный процесс. И Кадыров это наверняка понимает, но почему-то предпочитает старательно выгораживать Артякова. Скорее всего, знает, что если пострадают интересы Ростеха, то перспективы его, Кадырова, будут печальны.

Но существует и другая перспектива. В ближайшем времени Игорь Кадыров вполне может «всплыть» в одной из структур Ростеха. Либо при поддержке этой госкорпорации Игорь Кадыров может попытаться стать в Тольятти сити-менеджером. Тем более что ранее сам Кадыров такие заявления уже делал. Теперь стали понятны источники финансирования его вероятного карьерного роста. В любом случае будет интересно, чем же закончится противостояние ДВС и «Автозаводстроя». Начало разбирательства по слушанию кассационных жалоб «Промышленного строительства» и КБ «ГЛОБЭКС» состоялось 15 марта.

Комментарии

Игорь КАДЫРОВ, генеральный директор АО «Промышленное строительство» (ОАО «Автозаводстрой»)

- Решение о расторжении контракта было принято после отказа (в декабре 2014 г.) корпорации «Джи ЭМ-Европа» от финансирования проекта строительства и введения санкций, не позволяющих финансировать проекты на территории России. Следует отметить, что указанный проект реализовывался только в интересах «Джи Эм-Европа». Для ОАО «АВТОВАЗ» проект новой «Нивы» не выгоден, поскольку автомобиль XRAY является прямым конкурентом новой «Нивы». Именно поэтому председатель совета директоров «Джи Эм-Европа» Б. Андерссон отказал руководителю проекта — генеральному директору «Джи Эм-АВТОВАЗ» Д. Гловеру в гарантиях для проектного финансирования.