Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (583) | 25 апреля 2016г.
 

Возьмется за старое

Оказавшись в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ», Аветисян может погрузиться в проблему автокомпонентов

Сейдамет Абреков

18 апреля 2016 г. ОАО «АВТОВАЗ» сообщило об итогах заседания совета директоров (СД) компании, которое прошло 15 апреля 2016 г. в заочной форме. Было заявлено о том, что такие действующие члены СД, как Сергей ЧЕМЕЗОВ и Карлос ГОН, покинут его. Зато среди кандидатов оказался заместитель председателя правления ООО «УК «РОСНАНО» Владимир АВЕТИСЯН (на фото). Именно он в свое время создавал ОАО «ОАТ» — холдинг по производству автокомпонентов, подконтрольный ГК «Ростех», где Чемезов является генеральным директором. Похоже, Аветисяну придется улаживать вопросы закупок автокомпонентов с новым президентом АВТОВАЗа Николя МОРОМ. Самому Чемезову договориться об этом с предыдущим президентом АВТОВАЗа Бу АНДЕРССОНОМ не удалось.

Ушли в тень

«Одним из ключевых одобренных вопросов повестки дня прошедшего заседания стало решение о кандидатурах для голосования по выборам СД общества на годовом общем собрании акционеров, которое пройдет в Тольятти 23 июня 2016 г. Годовому общему собранию акционеров ОАО «АВТОВАЗ» будет предложено вывести из состава СД общества следующих членов: Карлос Гон, в настоящее время — председатель СД; Сергей Чемезов, в настоящее время — заместитель председателя СД; Владимир Артяков, в настоящее время — член СД; Жан-Кристоф Кюглер, в настоящее время -член СД; Бу Андерссон, в настоящее время — член СД», — сообщил пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ».

В том же сообщении сказано о тех, кто займет места выбывших: «Годовому общему собранию акционеров ОАО «АВТОВАЗ» будет предложено проголосовать за следующие кандидатуры для вхождения в состав СД: Дэнис Левот, старший вице-президент Renault, руководитель региона Евразия; Стефан Мюллер, исполнительный вице-президент Renault, Chief Performance Officer; Николя Мор, президент ОАО «АВТОВАЗ»; Эдуард Вайно, вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами ОАО «АВТОВАЗ»; Владимир Аветисян, заместитель председателя правления ООО «УК «РОСНАНО». Также стало известно, что новым председателем СД АВТОВАЗа должен стать действующий его член – Сергей Скворцов — ныне заместитель генерального директора ГК «Ростех», в прошлом сотрудник Инвестиционной компании «Тройка-Диалог».

Таким образом, основные бенефициары АВТОВАЗа — альянс Renault-Nissan и ГК «Ростех» — предпочли убрать из совета директоров своих первых лиц, доверив в кризисное время ответственность своим заместителям и советникам. Особо стоит выделить личность Владимира Аветисяна, представленного как заместителя председателя правления ООО «УК «РОСНАНО», хотя он также известен как советник генерального директора ГК «Ростех». При этом, насколько известно, РОСНАНО не является акционером АВТОВАЗа, а значит, кандидатура Аветисяна была предложена именно Ростехом. Или, может быть, лично Сергеем Чемезовым.

Будет не до гастролей

В недалеком прошлом Владимир Аветисян стоял у истоков создания ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Причем стоял настолько близко, что в список аффилированных лиц ОАТ на начальных этапах деятельности этой компании были включены его родственники – Евгений Аветисян, Клавдия Аветисян, Виктория Аветисян, Иван Аветисян, Елена Аветисян. Перед Владимиром Аветисяном в 2008-2009 гг. была поставлена задача наполнить ОАТ реальными активами -заводами по производству автокомпонентов и запасных частей. А после этого сделать так, чтобы новая структура начала работать. В какой-то степени ему это удалось. Часть предприятий, ранее находившихся под контролем Группы «СОК», перешла под контроль ОАТ. Это, например, ЗАО «Сердобский механический завод», ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод», ООО «Димитровградский завод радиаторов», ООО «Димитровградский завод вкладышей», ООО «Димитровградский завод порошковой металлургии», ООО «Димитровградский инструментальный завод», ООО «Димитровградский завод светотехники», ОАО «Скопинский автоагрегатный завод». Правда, наполнение активами ОАТ шло под контролем Ростеха.

Однако в дальнейшем, реализовав поставленные задачи, Владимир Аветисян решил покинуть бизнес ОАТ. 26 мая 2010 г. он сам, а 2 июля 2010 г. уже и его родственники были исключены из списка аффилированных лиц ОАТ. Дальнейшее развитие ОАТ продолжили курировать менеджеры, назначаемые Ростехом. Владимир Аветисян после расставания с ОАТ в интервью предпочитал говорить о себе как о человеке, который ни на что не влияет и не занимается реальной управленческой деятельностью. Он получил возможность уделять больше времени своему увлечению музыкой, начал активнее гастролировать с группой D"Black Blues Orchestra.

В октябре 2013 г. Владимир Аветисян получил должность заместителя председателя правления ОАО «Роснано». В своем телевизионном интервью по этому поводу он заявил, что в Роснано пришел по личному приглашению председателя правления Роснано Анатолия Чубайса. Аветисян рассказал, что Чубайс был вынужден встретиться лично с Сергеем Чемезовым, чтобы получить у него разрешение взять на работу в Роснано Аветисяна. Интересно, звонили ли на сей раз Сергей Чемезов Чубайсу с просьбой разрешить Аветисяну поработать в СД АВТОВАЗа от имени Ростеха?

Прощай, Чубайс?

Появление Владимира Аветисяна в совете директоров АВТОВАЗа может быть связано со вполне конкретными задачами, которые, возможно, основаны на проблемах все того же ОАТ. За время, пока президентом ОАО «АВТОВАЗ» был Бу Андерссон (декабрь 2013 г. — март 2016 г.), им была реализована идея замены поставщиков АВТОВАЗа. Особо критически Андерссон относился к предприятиям из холдинга ОАТ, а также ОАО «АвтоВАЗагрегат». В интервью РБК Андерссон позволил себе ряд жестких высказываний на эту тему. Корреспондент РБК задал ему вопрос: «Есть компания ОАТ, структура «Ростеха», на которую приходилось до 40% поставок на АВТОВАЗ. Была информация, что с Вашим приходом АВТОВАЗ сократил закупки у ОАТ, что не слишком понравилось «Ростеху». Вроде бы речь шла о том, что АВТОВАЗ выкупит ОАТ, но против сделки выступил Renault-Nissan, т.к. новый актив мог размыть рентабельность АВТОВАЗа». В ответ на него Андерссон сообщил: «Смотрите: вот снимок тест-трека АВТОВАЗа (сделанный в конце 2014 г.). Под снегом стоит 9 тыс. некомплектных машин, которые ждут деталей ОАТ. Они в конце 2014 г. фактически приставили пистолет к моему виску. «АвтоВАЗагрегат» тогда прекратил поставку сидений, и в настоящее время они не являются больше нашими поставщиками. А ОАТ не отгрузило фары головного света и другие детали. Я никогда не сталкивался с таким поведением. Я всем поставщикам говорю, что заказчик ждет выполнения пяти условий: качества, исполнения сроков поставки, сервиса, цены и условий оплаты. ОАТ не выдержало конкуренции». Подобная синхронность действий ОАТ и «АвтоВАЗагрегата», на которую намекал Бу Андерссон, не должна оставлять сомнений даже у самых закоренелых скептиков относительно того, в чем истинная причина конфликта, связанного с Бу Андерссоном.

Новый президент АВТОВАЗа -ставленник альянса Renault-Nissan Николя Мор вряд ли кардинально поменяет линию, выбранную альянсом, по смене линейки поставщиков. Однако в Ростехе решили найти противовес. Теперь совет директоров АВТОВАЗа возглавит заместитель гендиректора Ростеха, а проблемы ОАТ будет решать тот, кто в свое время его создавал. Не стоит исключать появления в ОАТ родственников Аветисяна или людей из его ближайшего окружения, положивших немало сил для создания и развития компании. Но что думает на этот счет Чубайс? Если Аветисян призван на АВТОВАЗ для решения антикризисных задач, то ему может не хватать времени и ресурсов для решения задач не меньшей сложности в Роснано. Чубайс ведь наверняка продолжает делать ставку на Владимира Аветисяна как на одного из самых видных менеджеров современной России.