Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (588) | 14 июня 2016г.
 

Непрошеный совет

В Самарской области появился еще один надуманный межведомственный орган

Сергей Ромашов

В ближайшее время ожидается первое заседание созданного 30 мая Совета по содействию развитию конкуренции в Самарской обл. Целесообразность создания данного межведомственного органа, куда в основном вошли чиновники облправительства, вызывает сомнения. Наличие подобного органа не предусмотрено действующим законодательством, т. е., по логике, никаких существенных решений члены совета принимать не могут. Однако на деле этот совет может оказаться неформальной площадкой, на которой будут решаться вопросы в пользу тех или иных групп влияния.

30 мая был образован Совет по содействию развитию конкуренции в Самарской обл. В его состав вошли первый вице-губернатор Александр Нефедов, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр Кобенко, министр социально-демографической и семейной политики Самарской обл. Марина Антимонова, министр спорта Самарской обл. Дмитрий Шляхтин и другие представители областного правительства. Надзорные органы в совете представляют заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской обл. Владимир Жернов и руководитель УФАС по Самарской обл. Леонид Пак. Основными задачами совета являются развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Самарской обл., координация деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти РФ, расположенных на территории региона.

Есть основания полагать, что инициатива по созданию этого совета могла исходить от министра Кобенко. Он знает толк в лоббизме. Именно он указан в качестве ответственного лица за исполнение положений, изложенных в постановлении губернатора Самарской обл. №124 от 30 мая 2016 г. «Об образовании Совета при губернаторе Самарской обл. по содействию развития конкуренции в Самарской обл.».

Целесообразность создания подобного совета вызывает большие сомнения. Во-первых, непонятно, что о конкуренции на том или ином рынке могут знать вышеуказанные чиновники правительства.

Можно поспорить с тем, что та же министр социально-демографической и семейной политики Самарской обл. Марина Антимонова, например, большой знаток рынка автокомпонентов или стройматериалов. Для того чтобы решать вопросы, связанные с работой данных секторов экономики, нужно быть специалистом в соответствующих темах. Во-вторых, на государственном уровне давно создан отлаженный механизм, который регулирует вопросы конкуренции. В этом механизме каждому надзорному органу и органу власти отведена своя роль. Например, если антимонопольная служба усматривает в действиях каких-либо поднадзорных предприятий или бизнесменов нарушения закона о защите конкуренции, то она издает соответствующие акты реагирования и предписания, пресекая таким образом нарушения. Если получившая предписание сторона не согласна с решением УФАС, то она обжалует его в судах, которые дают оценку тому, были ущемлены права заявителя или нет.

Создание подобного совета, по сути, полнейшая самодеятельность, направленная на подмену функций органов федеральной власти, наделенных определенными полномочиями. Создание межведомственного совета, претендующего на дублирование их функций, способно окончательно парализовать и без того плохо работающий госаппарат.

Как указано выше, к функциям совета по содействию развитию конкуренции относится координация деятельности федеральных органов власти, в т.ч. надзорных. Т.е. тому же руководителю УФАС Леониду Паку совет может рекомендовать ослабить или усилить контроль над определенным игроком рынка услуг и поставки товаров на территории области. Другими словами, подобные органы способны парализовать государственный механизм и свести все к ручному управлению.

Кроме того, дублирующий межведомственный орган своим существованием, похоже, будет только мешать работе региональной власти. Вместо того чтобы выполнять свои обязанности, чиновники будут тратить время на заседания этого совета.

Так, один из примеров деструктивной работы подобных советов и комиссий можно было наблюдать в Тольятти в 2015 г., когда начальник охраны АО «АВТОВАЗ» Павел Жукалин выступил с предложением всерьез заняться борьбой с распространением контрафактных автозапчастей. Данное предложение было оглашено 30 сентября 2015 г. на заседании Комиссии по незаконному обороту промышленной продукции в Самарской обл. в присутствии вице-губернатора Александра Нефедова.

Однако борьба с контрафактом была лишь прикрытием истинных намерений Жукалина — устранения конкуренции на вторичном рынке автокомпонентов ООО УК «Рынок-Ставр». Первым же вопросом на заседании комиссии по борьбе с контрафактом стало предложение Жукалина о запрете торговли автозапчастями на рынке «Ставр». Вскоре в адрес директора ООО УК «Рынок-Ставр» Елены Мироновой поступило письмо из мэрии Тольятти о рассмотрении возможности перепрофилирования рынка. Вполне логично, что подобные действия были расценены предпринимателями как первый шаг на пути развала четко выстроенной схемы функционирования рынка «Ставр». В итоге атаку на «Ставр» все же удалось отбить благодаря тому, что Областной аналитический еженедельник «Хронограф» вывел эту тему в публичную плоскость.

Совет по содействию развитию конкуренции в Самарской обл. может оказаться похожим на комиссию по борьбе с контрафактом. Кто даст гарантию, что этот совет не будет получать заказы от крупных структур на создание преград для тех или иных мешающих им игроков. Так, одним из членов совета является совладелец АО «СМАРТС» Геннадий Кирюшин. Надо думать, он найдет способы, как пролоббировать в совете интересы данного оператора связи. Или же совет будет рекомендовать надзорным органам делать послабления в пользу определенных компаний, например ООО Самарский комбинат «Родник», когда на предприятии завершится процесс смены собственников.