Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (590) | 27 июня 2016г.
 

Автобусу альтернативы нет

Июль покажет, продолжится ли обновление транспорта в Тольятти

Борис Кротов

В июле 2016 г. в правительстве РФ должен быть рассмотрен перечень мероприятий, посвященный празднованию 50-летия выпуска первого автомобиля на ВАЗе в Тольятти. Ожидается, что юбилей станет для Тольятти неким поводом серьезно, с привлечением федеральных средств, обновить важнейшие инфраструктурные объекты, парк муниципальных транспортных предприятий. Полного понимания, какие именно статьи расходов войдут в итоговый перечень госпрограммы, пока нет. Однако уже сейчас ясно, какие вопросы имеют для тольяттинцев стратегическое значение. В частности, это цена проезда в общественном транспорте и стабильность таких перевозок. Вопросы, которые горожане регулярно адресуют власти, показывают: альтернативы автобусным перевозкам силами МП «ТП АТП-3» в Тольятти пока нет.

Надежно и доступно

В июне мэр г.о. Тольятти отчитался о работе, проделанной органами исполнительной власти в 2015 г. Отчет проходил в виде двух самостоятельных мероприятий — неформальной встречи с активной тольяттинской молодежью и официального представления итогов работы в Думе г.о. Тольятти. Примечательно, что и на одной, и на другой встрече градоначальнику был задан целый блок вопросов, касающихся цены проезда в городском транспорте, регулярности транспортного сообщения и социальных гарантий для льготников. Напомним, именно в этом году Тольятти столкнулся с беспрецедентным демаршем отдельных коммерческих перевозчиков, которые сначала установили произвольную стоимость проезда для льготных категорий пассажиров — притом что эти действия в принципе незаконны. А потом, после постановления ФАС ПО, признавшего такую изобретательность незаконной, попросту отказались возить тех, у кого есть транспортные карты разных категорий. Примечательно, что аналогичные вопросы градоначальнику задавали и депутаты. В фокусе их интереса были возможности обеспечить население именно услугами муниципального транспорта — как надежного и доступного для всех категорий. Возможность обеспечения всех муниципальных маршрутов муниципальным транспортом пока нельзя рассматривать даже гипотетически, несмотря на то что за последние годы ситуацию удалось улучшить. И не без серьезных преобразований на самом АТП-3. «Я думаю, что только на муниципальный транспорт мы не сможем перейти по ряду причин. Сейчас мы закупили 60 автобусов на газомоторном топливе. Они идут взамен тех, которые достаточно старые и списываются. Но закупка этих автобусов (а мы их берем в лизинг, софинансировав из городского и областного бюджетов первый взнос) обойдется нам еще в 450 млн на 5 лет. Мы не потянем такие инвестиции, чтобы полностью обеспечить все перевозки муниципальным транспортом. Плюс нам требуется текущее обновление подвижного состава. Если соответствующие федеральные программы будут, будем решать этот вопрос», — прокомментировал ситуацию мэр Тольятти Сергей Андреев.

Финансовый барьер

Таким образом, благое желание закрыть максимально большой объем маршрутов муниципальными перевозками ограничивается финансовыми возможностями. В МП «ТП АТП-3» 85 автобусов старше 11 лет. Предприятие неизбежно столкнется с необходимостью списывать и их.

Пройти периоды кризисов отрасли пассажирских перевозок может помочь системная поддержка на всех уровнях
Пройти периоды кризисов отрасли пассажирских перевозок может помочь системная поддержка на всех уровнях

В этом году вывели из эксплуатации 35 единиц. Мотивы решения прагматические — эксплуатация старого транспорта постепенно начинает требовать все больше и больше расходов на ремонт, а комфортным и соответствующим современным требованиям он не становится даже после капитальных вложений. Следовательно, конкуренцию с коммерческими перевозчиками будет выиграть проблематично.

Что касается нового подвижного состава, то сейчас, во время гарантии, устранять все поломки готов сам производитель. Причем командировать технику на завод-изготовитель не приходится. Ремонтная бригада приезжает в Тольятти сама. «Мы первый раз столкнулись с таким новшеством, и надо признать, это достаточно удобно. А в целом техника уже прошла апробацию на улицах Тольятти, серьезных замечаний нет. Двигатель и основные узлы нам хорошо знакомы, поэтому, как нам представляется, сложностей в эксплуатации не возникнет», — считает директор МП «ТП АТП-3» Александр Абрамов.

Остается дождаться ключевых решений по программе подготовки к празднованию 50-летнего юбилея ОАО «АВТОВАЗ». В настоящий момент областной государственной программой «Развитие транспортной системы Самарской обл. на 2016-18 гг.» предусмотрено субсидирование в общем объеме порядка 200 млн р. Программа предполагает, что средства должны быть потрачены на закупку низкопольных автобусов и троллейбусов на условиях софинансирования из городского бюджета. «В этом году Самарская обл. вместе с Татарстаном получила 60% всех федеральных субсидий, выделяемых на покупку нового транспорта, — сообщил губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин на церемонии передачи 60 автобусов Тольятти. — По этому направлению наш регион является одним из лидеров в стране. Помимо этого мы выделяем средства областного и городского бюджетов. Это серьезная финансовая нагрузка, но мы понимаем, что парк нужно обновлять. Во время проведения ЧМ-2018 мы должны выглядеть достойно. В будущем году обновление парка Тольятти продолжится», — обнадежил глава региона.

Жесткий бюджет

Впрочем, резерв для увеличения объема внутригородских перевозок за счет вывода большего количества муниципальной техники есть уже сейчас. На улицы Тольятти можно дополнительно поставить до 40 автобусов. Правда, экономически возможным это станет при условии дополнительного субсидирования увеличившегося объема работ.

С этим, как не трудно догадаться, тоже есть сложности. К примеру, в 2015 г. совокупные траты бюджета Тольятти на субсидии перевозчикам составили 231,4 млн р. Затраты на компенсацию работы на нерентабельных рейсах составили 216 млн р. Важная оговорка: эту сумму получили все перевозчики. По каждому конкретному предприятию суммы ниже.

Есть обоснованные опасения, что в этом году суммы будут существенно ниже. К примеру, АТП-3 запросило 120 млн р. субсидий. В настоящий момент одобрено только 80 млн р. В обывательском понимании даже эти суммы выглядят баснословными. Но в целом субсидии (как городские, так и областные) покрывают около 20% расходов АТП-3. Остальные средства приходится добирать самостоятельно, в условиях достаточно жесткой конкуренции. При таких обстоятельствах целенаправленное обновление подвижного состава, о которых говорят и городские, и региональные власти, не роскошь, а залог существования муниципальных транспортных предприятий в принципе.

В числе источников доходов для АТП-3 — и кондукторская выручка (порядка 40 млн р. в месяц), заработок от перевозок в ОАО «АВТОВАЗ» и прочих транспортных услуг. При этом компания не только в полном соответствии с трудовым кодексом содержит штат квалифицированных работников, имеет и пополняет материально-техническую базу, но и расплачивается по лизинговым платежам за приобретенные в 2012 г. 120 автобусов, необходимых для перевозок работников ОАО «АВТОВАЗ».

На предприятии признают: 2016 г. никак нельзя назвать стабильным. Уже сейчас работа автогиганта сокращена до 4 дней в неделю, и некоторые эксперты делают предположения, что сокращение рабочего времени будет и дальше — до 3 дней. Это неизбежно скажется на объеме оказываемых услуг. В Тольятти начался летний сезон, когда активность поездок несколько снижается. Без катастрофических обвалов, но уменьшение объема выручки транспортники констатируют из года в год. Предприятие уже произвело оптимизацию своей расходной части и отрегулировало численность коллектива. Однако дальнейшее сокращение попросту невозможно, в противном случае перспективное развитие окажется непосильной задачей. Пока сдерживается рост и заработной платы. Сложная финансовая обстановка сказалась и здесь -заработную плату увеличить не смогли, и, скорее всего, основной задачей на 2016 г. останется сохранение работоспособности предприятия. Но для того, чтобы у каждого конкретного водителя была хотя бы возможность заработать больше, ввели систему стимулирующих выплат. Выплата зависит от количества кондукторской выручки, которая собирается на маршруте. Как показало внедрение этой системы, возможности для увеличения ее сбора, пусть и небезграничные, но все-таки есть.

Пока же МП «ТП АТП-3» вынуждено всерьез задумываться не только о сведении баланса, но и регулярно отчитываться перед надзорными и проверяющими инстанциями. За последние 3 мес. на предприятии прошло 13 проверок. Мораторий на проверки бизнеса, введенный правительством РФ на 2016-2018 г. для малого и среднего бизнеса, на муниципальные предприятия, вынужденные жить и выживать в тех же экономических реалиях, не распространяется.