Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (593) | 18 июля 2016г.
 

Обрекают на деградацию

ГК «Ростех» расширяет санкционный список в отношении Самарской области

Андрей Неретин

6 июля китайская армия приняла на вооружение крупнейший в мире военно-транспортный самолет «Юнь-20», оснащенный российскими двигателями. Производителем двигателей является ПАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск). Самарские моторостроители в очередной раз оказались за бортом крупного проекта, который курирует ГК «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото). Игнорирование местных предприятий можно расценить как санкционную политику Ростеха в отношении Самарской обл. Существующее положение дел обрекает самарский двигателестроительный куст на техническое отставание.

Китайский самолет

В КНР в начале июля состоялась торжественная церемония передачи на вооружение серии новых тяжелых военно-транспортных самолетов «Юнь-20». Информационные агентства сообщают, что машина является китайской разработкой и предназначена для транспортировки военной техники и грузов на дальние расстояния. Данное событие эксперты считают знаковым, отмечая, что тем самым Китай вошел в число стран, которые могут полностью разрабатывать и строить транспортные самолеты. Этого могло бы не случиться, если бы в ходе завершенной в 2012 г. модернизации российского транспортника ИЛ-76 его бы сумели довести до тех параметров, на которые рассчитывали потенциальные заказчики обновленной машины. К числу основных потенциальных заказчиков модернизированного Ил-76МД-90А в 2012 г. относили Китай и Индию. Нерасторопность модернизаторов подтолкнула Китай к собственной разработке.

При этом ряд наблюдателей обращают внимание на некую «гибридность» «Юнь-20». Планер самолета схож с планером американского Globemaster III (Boeing C-17). В то же время «Юнь-20» оснащен двигателями российского производства. Китайскую «разработку» в небо поднимает двигатель Д-ЗОКП-2. Серийным производством данного силового агрегата занимается ПАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская обл.), которое находится под управлением АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) из ГК «Ростех».

Двигатели Д-ЗОКП устанавливают на самолеты Ил-76, Ил-78 и А-50. Как оказалось, Ростех нашел им применение и в Китае. В 2009-2011 гг. НПО «Сатурн» в рамках контрактных обязательств поставил в Китай 55 авиационных двигателей Д-ЗОКП 2-й серии (Д-ЗОКП-2). В 2011 г. ОАО «Рособоронэкспорт» заключило еще один контракт на поставку в Китай 184 двигателей Д-ЗОКП-2 (http://vpk.name/news/124595_ kitai_zavershil_ispyitaniya_klona_dvi-gatelya_d30kp2__foto.html).

Формально двигатели Д-30КП-2 поставлялись в качестве запасных для Ил-76, которые уже были в Китае. Однако там «новинками» распорядились по-другому. Как оказалось, данными двигателями было решено оснастить военно-транспортные самолеты «собственной разработки». В январе 2013 г. состоялся первый пробный полет самолета «Юнь-20». Всего их планируется произвести 200-300 единиц. Таким образом, НПО «Сатурн» будет иметь гарантированный заказ на свои агрегаты до тех пор, пока в Китае не начнется серийное производство аналогичного двигателя.

Упрямство Чемезова

Все указанное выше свидетельствует о том, что ГК «Ростех» во главе с Сергеем Чемезовым при желании может загрузить заказами любое двигателестроительное предприятие из ОДК. У Ростеха сегодня не наблюдается дефицита заказов по авиастроению. В итоге с помощью китайских заказчиков Чемезов загрузил рыбинский НПО «Сатурн», а в рамках реализации проекта по производству пассажирского самолета МС-21 многомиллиардный заказ на разработку и изготовление двигателя V поколения получил пермский двигателестроительный куст (ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «Пермский Моторный Завод»). При этом самарское ПАО «Кузнецов» уже давно разработало и провело испытания перспективного двигателя, известного под названием НК-93 (см. «Хронограф» №20 (590) от 27.06.16). Но двигатель НК-93 пока существует вне заказов.

Наблюдается странная ситуация. В то время как двигателестроительные предприятия Ростеха из других регионов исправно получают заказы, самарский моторостроительный куст простаивает. Хотя ПАО «Кузнецов» могло бы участвовать в кооперации по МС-21. Точно так же «Кузнецов» мог бы справиться и с китайским заказом, тем более что китайцам российские двигатели нужны вовсе не для Ил-76, а для «собственной разработки», которая могла быть адаптирована и под самарские моторы. Сейчас уже трудно вспомнить, когда в последний раз Ростех размещал крупный заказ на «Кузнецове» по разработке и производству двигателей.

Все планы «Кузнецова» по реализации крупных проектов сегодня связаны в основном с заказами от Министерства обороны РФ (реанимация производства бомбардировщика ТУ-160) и АО «РКЦ «Прогресс» (разработка и производство двигателей для ракет-носителей «Союз»). Такая позиция может объясняться тем, что Ростех придерживается санкционной политики в отношении Самарской обл. Проявлением этой политики следует считать лоббирование интересов двигателестроительных предприятий из других регионов. По всей видимости, руководству Ростеха комфортнее работать с властями других регионов.

Вероятно, гендиректора ГК «Ростех» Сергея Чемезова что-то не устраивает в действиях губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. Столь странная позиция Чемезова должна вызывать недоумение, ведь именно Меркушкин за относительно короткий период сумел вывести Самарскую обл. на лидирующие позиции в различных сферах, создать здесь наиболее благоприятный для инвесторов климат. Причем уровень доверия населения Меркушкину даже выше, чем президенту РФ Владимиру Путину. На выбоpax губернатора Самарской обл. в 2014 г. за Меркушкина проголосовали более 1,3 млн чел., в то время как за Путина на президентских выборах в 2012 г. всего 912 тыс.

Остались только разговоры

Необходимо обратить внимание на характерный факт. На фоне того, как двигателестроительные предприятия выполняют заказы Ростеха, «Кузнецов» занимается обсуждением вопросов двигателестроения. В июне на базе ФГАО У ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика СП. Королева» состоялась научно-техническая конференция «Проблемы и перспективы развития двигателестроения», в которой приняли участие 14 специалистов «Кузнецова». Они предавались размышлениям относительно перспектив разработки новых конструкций для авиационных двигателей большой мощности на базе имеющегося научно-технического потенциала, которые со временем могли бы стать основой для новых проектов. «Конечно, в перспективе хотелось бы, чтобы и опытные сотрудники подключались к научной работе, возвращая предприятию компетенцию одного из ведущих разработчиков новых изделий в отрасли», -отметил в своем выступлении первый заместитель генерального конструктора ПАО «Кузнецов» Евгений Кочеров.

Впрочем, специалисты «Кузнецова» могут сколько угодно рассуждать над перспективами двигателестроения. Для реализации тех самых «новых проектов», о которых там мечтают, не хватает самого главного — госзаказа и постоянной практики в его исполнении. Без заказа «Кузнецов» не сможет вернуться в число ведущих разработчиков двигателестроения, о чем грезил Кочеров на конференции. Без заказа на разработку новых двигателей специалистам «Кузнецова» остается лишь наблюдать, как реализуют «проекты» моторостроители из других регионов. В результате конкуренты «Кузнецова» занимаются планомерной разработкой новых продуктов, а самарское предприятие продолжает топтаться на месте со своими устаревающими наработками, большая часть которых является заслугой гениального конструктора Николая Кузнецова. Ни к чему иному, кроме как к технологическому отставанию «Кузнецова» от своих конкурентов, это не приведет.