Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (601) | 17 октября 2016г.
 

Поделились опытом

Райсоветы учили работать с собственным бюджетом

Сергей Ромашов

13 октября председатель Думы г.о. Самара (ДГОС) Галина АНДРИЯНОВА (на фото) вместе с коллегами провела для представителей Советов депутатов внутригородских районов Самары семинар по подготовке к процедуре принятия собственных бюджетов. Хотя районы уже год как получили финансовую самостоятельность и имеют собственные бюджеты, для многих до сих пор остается непонятным бюджетный процесс в городе на современном этапе реализуемой реформы местного самоуправления (МСУ). Особый акцент на семинаре Андриянова сделала на наполняемости районных бюджетов налоговыми и неналоговыми доходами. От того, насколько будет исполнен план бюджета по доходам, зависит, смогут ли быть выполнены расходные обязательства внутригородских районов и Самары в целом.

Бюджет не за горами

Подходит к концу первый год, как внутригородские районы г. о. Самара получили полную финансовую самостоятельность и имеют свои собственные бюджеты, которые они самостоятельно исполняют и корректируют в случае необходимости. Сейчас настал этап подготовки проектов бюджетов на очередной трехлетний период — 2017 г. и планового периода 2018-2019 гг. Поэтому председатель ДГОС Галина Андриянова и представители администрации Самары организовали для представителей райсоветов специальный семинар по подготовке к процедуре принятия собственных бюджетов.

До 2016 г. в Самаре была только одна казна — это бюджет городского округа. По итогам 2015 г. размер доходов бюджета Самары составил порядка 22 млрд 750 млн р., из которых 12 млрд 300 млн р. — это налоговые и неналоговые доходы, на которые органы МСУ прямо или косвенно могут оказывать влияние в целях их увеличения. Еще 9 млрд 250 млн р. — безвозмездные поступления (в основном от вышестоящих бюджетов).

Начиная с 2016 г. в Самаре есть бюджет городского округа и 9 самостоятельных бюджетов внутригородских районов, которые формируются как за счет установленных ДГОС нормативов отчислений по земельному налогу (10%), налогу на имущество физических лиц (50%), так и за счет безвозмездных поступлений из бюджета города и области в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, исполнения переданных полномочий.

В 2016 г. в целом консолидированный бюджет Самары, включая бюджеты районов, составляет свыше 24,282 млрд р., что больше фактических поступлений 2015 г. на 1,5 млрд р., или 6,7%.

При этом важный показатель всех бюджетов — это планируемый к сбору объем налоговых и неналоговых доходов, т.е. тех средств, которые муниципалитеты должны самостоятельно собрать без привлечения межбюджетных трансфертов из других бюджетов. И вот здесь, как оказалось, у районов имеются определенные трудности.

Проблемы с налогами

Всего город в 2016 г. планирует собрать порядка 13,959 млрд р., а все 9 районов — еще 451 млн р., что на 2,1 млрд р., или 17,2%, выше фактического исполнения прошлого года. Однако, учитывая установленные Налоговым кодексом РФ сроки уплаты имущественных налогов (не позднее 1 декабря), а также иные, в т.ч.и объективные причины, существует риск неисполнения установленных плановых назначений. Данное опасение может быть отчасти подтверждено и оперативными данными о фактических поступлениях доходов в бюджеты внутригородских районов. Так, по итогам 9 месяцев текущего года поступления в доходную часть бюджетов внутригородских районов по налогу на имущество физических лиц составляют от 7% до 17%, по земельному налогу — от 23% до 63%.

- От того, насколько будет исполнен план бюджета по доходам, зависит, насколько смогут быть выполнены расходные обязательства внутригородских районов и города. Важно понимать и донести до жителей города, что, только уплатив все установленные законодательством налоги, они смогут рассчитывать на то, что будут отремонтированы дороги, благоустроены дворы, обеспечено нормальное функционирование коммунальной инфраструктуры, выполнены социальные обязательства и т.д. Поэтому важная задача всех органов власти и органов власти внутригородских районов в первую очередь как самых приближенных к населению — это обеспечение максимальной собираемости имущественных налогов (земельного, налога на имущество физических лиц, транспортного). Это особенно важно еще и потому, что по поручению губернатора Самарской обл. начиная с 2017 г. показатель собираемости имущественных налогов будет учитываться при предоставлении из областного бюджета «стимулирующих субсидий», получателями которых будут в т.ч. и внутригородские районы, — напомнила Галина Андриянова участникам семинара.

Объяснили, как работать

ДГОС уже направляла во внутригородские районы информационно-методические материалы по возможным мероприятиям, направленным на увеличение доходов бюджета. Андриянова еще раз акцентировала внимание представителей райсоветов, что с 1 января 2015 г. налогоплательщики — физические лица обязаны сообщить о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в налоговый орган в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. При этом установлено (п. 2 ст. 52 НК РФ), что при сообщении данных сведений до 1 января 2017 г. исчисление суммы налога будет производиться начиная с того налогового периода, в котором была исполнена данная обязанность (т.е. не будет предъявлен к уплате налог за предыдущие три года).

С 1 января 2017 г. неисполнение указанной обязанности (т.е. несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений) будет считаться налоговым правонарушением и грозить штрафом в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении каждого объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства (1 января 2017 г. вступит в силу п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Также необходимо будет уплатить саму сумму налога вместе с пенями на его неуплаченную сумму за каждый день просрочки.

Депутатам райсоветов напомнили и о порядке рассмотрения проектов бюджетов внутригородских районов. При рассмотрении в I чтении депутатам предстоит обсудить концепцию проекта бюджета, прогноз социально-экономического развития внутригородского района; основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики; основные характеристики бюджета внутригородского района (общий объем доходов, общий объем расходов, верхний предел муниципального долга, величина дефицита (профицита) бюджета), источники финансирования дефицита бюджета. При принятии проекта бюджета в I чтении Совет депутатов утверждает основные характеристики бюджета внутригородского района. Во II чтении Совет утверждает проект в целом.