Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (606) | 28 ноября 2016г.
 

Убытки убыткам рознь

Поставить существование муниципального транспорта под вопрос может только бюджетное недофинансирование

Борис Кротов

По прогнозам мэрии Тольятти на 2017 г., муниципальные транспортные предприятия Тольятти снова покажут убытки. У МП «ТП АТП №3» (АТП-3) они составят 62,76 млн р., а у МП «ТГУ» — 7,2 млн р. Это в очередной раз дает возможность поспекулировать на тему неэффективности муниципального сектора экономики, к тому же получающего субсидирование своей деятельности. Между тем как анализ деятельности АТП-3 за 9 месяцев т.г. позволяет сделать вывод о том, что на предприятии достаточно жестко соблюдается финансовая дисциплина, и там, где расходы объективно могли быть сокращены, это уже давно сделано. Вопросы убытков, по сути, напрямую упираются в недофинансирование выпадающих расходов от социальной деятельности предприятия — к примеру, перевозки льготников. На текущий момент речь идет о почти 50 млн р.

Выручка растет, убытки сокращаются

Как показывает собственный анализ АТП-3, перевозки общественным транспортом в 2016 г. стали более востребованы у пассажиров. Если по состоянию на 9 месяцев 2015 г. транспортом компании воспользовались 10,77 млн пассажиров, то сейчас за аналогичный период перевезено уже 11,77 млн человек, или на 9% больше. Причин тому несколько, в первую очередь это, конечно, большая доступность одной поездки по сравнению с коммерческими перевозчиками и частным транспортом. Если пользоваться электронными проездным, то стоимость одной поездки составит 23 р. против 27 в секторе коммерческих перевозок. Впрочем, рассчитывать на одно лишь увеличение пассажиропотока было бы неправильно. Прирост пассажиров, как отмечают на предприятии, тоже идет на спад: в прошлом -2015 — г. городские автобусы перевезли пассажиров больше, чем в 2014 г., аж на 23% против девятипроцентного роста в т.г. Рано или поздно расти по объему пассажиропотока (а следовательно, и по выручке) станет просто некуда: потребность в перевозках будет полностью удовлетворена. Понимая это, менеджмент предприятия занят совершенствованием качества оказания услуг и одновременно с этим сокращением расходов. К примеру, по перевозкам на дачные маршруты удалось добиться уменьшения убытков с 13 млн р. в прошлом году до 1,1 млн р. в текущем. Притом что предприятием был полностью сохранен объем передвижений по этим социально важным сейчас направлениям.

На АТП-3 проводится ежедневный мониторинг собираемости выручки по каждому из маршрутов. Если специалисты приходят к выводу о том, что низкая собираемость существует по объективным причинам, вносятся определенные коррективы в график движения. Иногда бывает достаточно поменять интервал движения на 5-10 минут, для того чтобы ситуация с посадкой пассажиров и, как следствие, собираемостью платы за проезд выровнялась в лучшую сторону.

За счет оптимизации транспортной сети удалось разработать большое количество удобных самым разным группам пассажиров маршрутов, работа на которых не приводит к наращиванию убытков предприятия. Это маршруты № 40,42,50, 2, 70, 13.

«Газомоторка» требует доработки

Существенное обновление подвижного состава, которое происходило в Тольятти последние 2 года, тоже сыграло свою роль в привлекательности муниципального транспорта для тольяттинцев. 50 новых газомоторных автобусов, которые город приобрел по федеральной программе благодаря содействию муниципалитета и областного правительства, сейчас исправно работают на всех маршрутах города.

Но полугодовой опыт регулярной эксплуатации автобусов, работающих на газомоторном топливе, свидетельствует и о том, что и в этом вопросе есть свои нюансы. Заявленной экономии по топливу действительно удалось достичь, однако расходы на содержание этих автобусов, по отзывам специалистов предприятия, оказались выше, чем у привычных тольяттинским транспортникам дизельным машинам. Новым автобусам требуется больше масел, больше трудовых затрат на обслуживание двигателей и топливных систем. Ведь речь идет о безопасности пассажиров и надежной гарантии от внештатных ситуаций. Есть значительные неудобства, связанные с тем, что заправочная сеть Тольятти не адаптирована под нужды АТП-3.

Отсутствие специализированной инфраструктуры для эксплуатации и заправки таких автобусов тоже увеличивает расходы предприятия. И пока, к сожалению, эти расходы в федеральных программах свое отражение не нашли. Хотя не признать экономичность газомоторного топлива перед дизельным -значит погрешить против истины.

Бюджет не спешит с компенсациями

Выход предприятия на безубыточность — это задача стратегическая. В полной мере без государственного субсидирования она решена быть не может. Опять же, если говорить о субсидировании предприятия, то речь идет не о неких проектах развития, а о компенсации выпадающих доходов предприятия, связанных с перевозкой льготных категорий граждан. Минтранс Самарской обл. пока не компенсировал выпадающие доходы предприятий с июня 2016 г. С учетом данных октября 2016 г. сумма убытков, которые понесло предприятие, составляет почти 48 млн р.

Субсидирование затрат предприятия из городского бюджета продолжает снижаться, причем негативные тенденции отмечаются в течение нескольких предыдущих лет. Если в 2014 г. предприятие получило 147 млн р., то в 2015 г. -уже 128 млн р. Еще меньшую сумму АТП-3 получило в 2016 г. — только 80 млн р. Притом что все эти годы исправно поднимались цены на расходные материалы, запчасти и топливо. Дай заработную плату персоналу, пусть и в небольшой степени, приходилось повышать. Только налоги и отчисления в существующие фонды бюджетной системы в 2015 г. стоили предприятию 230 млн р. Сумма, по сравнению с субсидиями (в получении которых муниципальных перевозчиков продолжают упрекать), конечно, несопоставимая.

Если раньше определенные финансовые дыры предприятия закрывала работа по целевым договорам с ОАО «АВТОВАЗ», то сейчас и этот крупный клиент снижает объем заказов на предприятие. В 2004 г. перевозки автогиганта обслуживало 320 машин, то сейчас весь требуемый объем закрывается выпуском на линии 176 автобусов. Если этот объем сокращать и дальше, то часть маршрутов, таких, к примеру, как 35-й, и вовсе останутся без автобусов. Кроме того, тарифы на перевозку работников «АВТОВАЗ» не пересматривались уже 3 года и вполне уже могут оказаться убыточными. Ни судьба тарифов, ни объем перевозок на предстоящий год пока не известны. ОАО «АВТОВАЗ» еще не утвердило собственный производственный план. Единственным надежным источником пополнения казны предприятия являются пассажиры. «Поэтому мы хотим, чтобы им было комфортно и удобно передвигаться городским транспортом», — резюмирует директор АТП-3 Александр Абрамов.

Комментарии

Александр АБРАМОВ, директор МП «ТП АТП №3»

- За счет режима жесткой экономии нам удается поддерживать баланс между объективными затратами предприятия и теми средствами, которыми располагает МП «ТП АТП №3». Но бесконечно урезать свои расходы мы не можем. Есть реальность, в которой нам нужно платить заработную плату, делать отчисления в бюджеты и внебюджетные источники, надлежащим образом содержать и эксплуатировать автобусы. Есть и тревожные звоночки, свидетельствующие о том, что мы постепенно подходим к пределу наших возможностей по сокращению или сдерживанию расходов. К примеру, уже сейчас предприятию требуется квалифицированные водители. Подчеркну, сейчас, в момент кризиса и безработицы наши рабочие места становятся неконкурентными, несмотря на целый пакет преимуществ, которые есть у работодателя-муниципала. А именно: четкое соблюдение рабочего графика, наличие официальной зарплаты со всеми отчислениями, возможность официально находиться в отпуске, на больничном. Это очень тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что ужиматься нам больше некуда, в противном случае мы останемся без коллектива.