Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (606) | 28 ноября 2016г.
 

Основная ценность

Природный газ как инструмент развития экономики

Сейдамет Абреков

ООО «Газпром газомоторное топливо» (ГМТ) и ОАО «АВТОВАЗ» продолжают реализацию совместного проекта по производству и обслуживанию автомобилей с двигателями, в которых в качестве топлива используется сжатый природный газ. Благодаря развитию перспективного направления может быть достигнуто сразу несколько положительных моментов. Среди основных — снижение вредного воздействия на окружающую среду, снижение затрат на эксплуатацию и повышение конкурентоспособности производимой в Самарской обл. продукции. Развивая этот проект, Газпром и АВТОВАЗ создают дополнительный импульс для экономики Самарской обл. Руководство Самарской обл. обеспечивает для этого благоприятные условия.

Импульс для региона

Во всем мире идет активное внедрение в массовое производство автомобилей, работающих на альтернативных источниках энергии. Не отстают от этого процесса и на АВТОВАЗе. Тольяттинский автогигант совместно с дочерним предприятием ПАО «Газпром» — ООО «ГМТ» развивает проект по производству автомобилей, работающих на газомоторном топливе — сжатом природном газе (CNG). По сравнению с традиционными видами топлива, CNG является более экологичным, экономичным и безопасным.

Силами инженеров АВТОВАЗа для развития перспективного направления была использована платформа LADA Largus и LADA Vesta. Впервые битопливная версия LADA Vesta (работающая и на газе, и на бензине) была представлена широкой общественности в октябре 2015 г. в Санкт-Петербурге в рамках V Международного газового форума. Полностью заправленный CNG автомобиль может проехать без дозаправки 1000 км. Согласно расчетам специалистов, стоимость затрат на топливо уменьшается более чем в три раза. В продажу должна была поступить опытная партия из 300 таких автомобилей.

Для дополнительной стимуляции спроса разрабатывается совместная программа с правительством РФ в лице Министерства энергетики. Правительство Самарской обл. является проводником реализации госпрограмм в нашем регионе. Смысл программы — в предоставлении покупателям определенного количества газового топлива. В итоге стоимость автомобиля по сравнению с его бензиновыми аналогами будет ниже на 30-50 тыс. р.

Заправка автомобилей, работающих на газомоторном топливе, в рамках бонусной программы будет возможна на фирменных АЗС дочерних предприятий Газпрома.

Сеть уже довольно разветвленная, поэтому проблем для владельцев автомобилей, работающих на газомоторном топливе, не предвидится. Для реализации автомобилей, работающих на CNG, определены регионы с высоким спросом на газомоторное топливо, в числе которых Самарская обл., Санкт-Петербург, Ростовская обл., Нижегородская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Башкортостан. Эти же регионы отличаются наибольшим уровнем покупательской активности. Следовательно, переход на выпуск автомобилей с газомоторным топливом позволит АВТОВАЗу расширить свои возможности на рынке. Для Газпрома же это гарантированный рост объемов реализации газа. Оба этих фактора будут благоприятствовать социально-экономическому развитию Самарского региона.

Государство поддержало

Развивая это направление, в Газпроме опираются на широкую поддержку со стороны президента РФ и правительства страны. Руководство регионов страны также не осталось безучастным. В частности, правительство расширило перечень минимальных услуг на АЗС, включив в него заправку газомоторным топливом. Более того, была принята специальная государственная программа с говорящим названием «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения».

Как видно из ее названия, одним переводом на газомоторное топливо автомобильного транспорта дело отнюдь не ограничивается. Общий объем финансирования программы за период 2015-2020 гг. составит в ценах соответствующих лет около 110 млрд р., из них большая часть — 58,5 млрд р. — предусмотрена все-таки на подпрограмму, касающуюся автомобильного транспорта. А значит, с учетом важности и явно выраженной высокой социальной составляющей этой подпрограммы именно ей уделяется особое внимание. По сути, это розничный рынок газомоторного топлива. Причем легковой транспорт может стать одной из его основ, т.к. легковой транспорт — самый массовый в стране. Следовательно, и объемы потребления газомоторного топлива он может обеспечить существенные. Участие АВТОВАЗа в этом проекте лишь ускорит процесс.

Стратегическая задача

Намечены цели, которые должны быть достигнуты благодаря реализации подпрограммы. К концу 2020 г. суммарный объем потребления газомоторного топлива на автомобильном транспорте в РФ должен составить 10,2 млрд куб. м. Общее количество автомобильных газозаправочных станций будет увеличено до 2870 ед. Немаловажны и такие целевые показатели, как снижение объема вредных выбросов от автотранспорта в окружающую среду за счет использования газомоторного топлива. В расчете на одно автотранспортное средство оно должно составить 92,3% по отношению к уровню 2013 г.

Если же говорить более широкими категориями, то следует отметить, что государственная политика РФ в сфере внедрения газомоторной техники направлена на решение задач обеспечения структурных сдвигов в экономике страны, создания инновационных источников долговременного роста и повышения конкурентоспособности отраслей экономики за счет перехода всех видов транспорта и техники специального назначения на использование более дешевого и экологичного газомоторного топлива.

В настоящее время по показателю себестоимости перевозок Россия существенно уступает развитым странам мира. В валовом внутреннем продукте РФ доля транспортных издержек составляет около 20%, тогда как в Бразилии и Индии -14%, в США — 9%, в Японии и Германии — 8%, средний мировой показатель — 11,4%. Это связано прежде всего с высокой себестоимостью перевозок. В т.ч. и поэтому в РФ переводу транспорта на газомоторное топливо уделяется столь пристальное внимание. Причем Самарская обл. сегодня находится в авангарде этой работы.

Комментарии

Владимир СУББОТИН, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара», депутат Самарской губернской думы

- Разработка и внедрение новых образцов газомоторной техники и развитие инфраструктуры по производству газомоторного топлива, а также необходимой сервисной инфраструктуры имеют очень большее социально-экономическое значение для развития территорий, особенно для крупных городских агломераций, а также создает условия для устойчивого развития транспортных систем и оказания качественных и конкурентоспособных транспортных услуг. В этом смысле успехи, достигнутые дочерними предприятиями ПАО «Газпром» во взаимоотношениях с ОАО «АВТОВАЗ» трудно недооценить. Они показывают, что направление для продвижения выбрано верно.