Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (606) | 28 ноября 2016г.
 

Враг внутри

Бороться с незаконной миграцией могут мешать отдельные чиновники пореформенного МВД

Егор Кошеров

17 ноября первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр ГОРОВОЙ (на фото) провел заседание Координационного совета с участием руководителей компетентных органов государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по вопросам борьбы с незаконной миграцией. В очередной раз было заявлено, что важную роль в прозрачности миграционного потока призваны играть многофункциональные миграционные центры, с начала 2016 г. открывшиеся в нескольких российских мегаполисах. Их назначение помимо цивилизованной процедуры оформления трудовых патентов — искоренение коррупции и нечистых на руку посредников. Однако некоторые должностные лица подразделений миграционной службы, отнесенных к ведению МВД России, могут не избежать искушения поработать по старым схемам.

«Окна» для мигрантов

На мероприятии, прошедшем в столице Казахстана Астане, Александр Горовой отметил, что миграционная проблематика и аспекты вынужденной и массовой миграции сегодня входят в число ключевых вопросов повесток дня мероприятий таких организаций, как ООН, ШОС, объединений БРИКС и АТЭС. «Особого внимания и в определенной степени синхронизации усилий правоохранительных и специальных служб заслуживает проблематика использования каналов незаконной миграции в качестве источника радикализации, подпитки для экстремистов и террористических организаций», -подчеркнул Горовой.

Для устранения каналов незаконной миграции с начала 2016 г. в ряде российских городов-миллионников заработали многофункциональные миграционные центры (ММЦ). Пионером выступила Москва, где ММЦ открыл свои двери мигрантам в январе. Далее ММЦ появился в Санкт-Петербурге. 9 июня т.г. ММЦ запустили в Самаре, 1 октября — в Тольятти. Теперь гражданам иностранных государств, желающим обладать временным разрешением на работу, можно получить все — от консультации до патента — в одном окне, при этом ничем не рискуя.

По сути, ММЦ задуманы как единая точка контакта иностранных граждан с государством в лице главного управления по вопросам миграции МВД России. Задача таких центров — приучить иностранных граждан к мысли, что государство, где они оказались, не враг, не проблема и не трудность. Центры делают жизнь иностранного гражданина удобнее, чтобы он мог заниматься более важными вещами: зарабатывать деньги и посредством налоговых платежей становиться частью российского государства.

Прямое обращение в ММЦ в большинстве случаев гарантирует получение подлинного патента для работы без очередей, волокиты, посредников и криминала.

Новые адепты

А ведь еще совсем недавно, до выхода указа президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления... в сфере миграции» о передаче функций ФМС России в ведение МВД России, ситуация, в частности, на территории Самарской обл. выглядела следующим образом. При УФМС России по Самарской обл. существовал самарский филиал ФГУП «Паспортно-визовый сервис» (СФ ПВС), который брал деньги зато, что УФМС должно было делать совершенно бесплатно (см. «Хронограф» № 20 (507) от 23.06.14). А топ-менеджеры СФ ПВС до кучи могли еще и иметь профильный бизнес на стороне. Памятна история с «присасыванием» к СФ ПВС разного рода коммерческих агентов. И не только к СФ ПВС. «Паразиты» существовали при отделениях ФГУП «ПВС» по всей стране. Сегодня деятельности филиалов ФГУП и их сателлитов дают не слишком лестную оценку. Ведь выгоду от присутствия посредников, по всей видимости, получали действующие высокопоставленные сотрудники либо бывшие руководители ФМС и ФГУП «ПВС». Напрашивается вывод, что успешность всех посреднических структур, оказывающих коммерческие услуги в сфере, за которую должна была отвечать ФМС, да и самого ФГУП «ПВС», непонятно на каком основании работавшего по весьма высоким тарифам, значительно отличающимся от госпошлин за стандартные услуги ФМС, обусловлена патронажем вполне конкретных чиновников. Так это или нет, будет установлено в ходе проверки, которая сегодня ведется в отношении ФГУП.

С другой стороны, перевод функционала ФГУП и ФМС в структуры по вопросам миграции МВД РФ не стал стопроцентной панацеей. Причем не столько из-за сохранения в системе ряда старых сотрудников миграционной службы, сколько из-за появления новых адептов из числа выходцев из других служб и подразделений органов внутренних дел. Эти адепты могли взрастить собственные коррупционные мотивы и теперь вынашивать идею приобретения права на принятие решений, которого они фактически лишены.

Жесткая декоммерциализация

Запуск ММЦ в мегаполисах в первую очередь направлен на искоренение полутеневого бизнеса, с которого пытаются снимать сливки те самые новые адепты, и обеспечение прозрачности процесса оформления трудовых патентов. Идея ММЦ поддерживается на самом высоком государственном уровне — уровне МВД РФ и его территориальных органов. Те же ММЦ в Самаре и Тольятти были открыты по инициативе начальника ГУ МВД РФ по Самарской обл. Сергея Солодовникова.

Как подчеркнул Солодовников на церемонии открытия, необходимость создания таких учреждений возникла давно и обусловлена она важными причинами, главные из которых — получение необходимых услуг в режиме «одного окна» и искоренение коррупционной составляющей и так называемых «посреднических» схем при оформлении трудовых патентов. Известно, что Солодовников уделяет особое внимание вопросам взаимодействия органов внутренних дел и национальных диаспор, а потому создание ММЦ, по его убеждению, еще больше должно укрепить доверие граждан к власти, не оставив места недопониманию. Новым адептам старых миграционных схем здесь тоже не место.

Аргументы Солодовникова следуют из позиции, которой придерживаются в центральном аппарате МВД России. Недавно председатель заседания Координационного совета ОДКБ Александр Горовой даже разослал в регионы директиву, предписывающую уполномоченным органам власти всячески содействовать работе ММЦ и пресекать коррупционные проявления со стороны должностных лиц подразделений миграционной службы, отнесенных к ведению МВД России. Ведь зачастую эти должностные лица продолжают потворствовать институту коммерческого «посредничества» при оформлении трудовых патентов, пытаясь скомпрометировать в глазах мигрантов деятельность ММЦ, являющих собой положительный пример частно-государственного партнерства.

Надо полагать, директива Горового возникла исходя из анализа негативных тенденций, наблюдавшихся до реформы миграционной службы, и для предотвращения развития этих тенденций в структурах по вопросам миграции МВД РФ. Не исключено, что Горовой потребовал предотвратить вовлечение в работу ММЦ сторонних неуполномоченных организаций, навязанных чиновниками.