Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (608) | 12 декабря 2016г.
 

Грабли для Незванкина

Расследование «Хронографа» помогло АВТОВАЗу

Сейдамет Абреков

26 ноября ОАО «АВТОВАЗ» объявило о том, что компания заканчивает совместный с ПАО НК «Роснефть» проект по участию команды Lada Sport Rosneft в чемпионате мира по кольцевым автогонкам (WTCC). Накануне эксперты «Хронографа» сделали анализ деятельности дочернего предприятия АВТОВАЗ — ООО «Лада Спорт», директором которого является Владислав НЕЗВАНКИН (на фото). Были отмечены странности в бухгалтерии компании. На это было указано в письме на имя президента ОАО «АВТОВАЗ» Николя МОРА. Аргументы были приняты. Это уже как минимум второй раз, когда руководство АВТОВАЗа благодаря сигналам «Хронографа» показывает отношение к Незванкину и его затеям.

26 ноября АВТОВАЗ сообщил: «Финал WTCC в Катаре стал этапом, завершающим программу участия Lada Sport Rosneft в чемпионате мира по турингу. Являясь российскими компаниями, Lada и Роснефть приняли решение максимально использовать полученный в мировом туринге опыт для развития российского автомобильного спорта». Необходимо отметить, что иностранные пилоты, которых привлекала команда Lada Sport Rosneft, делали все, чтобы российский автомобиль Lada Vesta смотрелся на гоночных трассах не хуже, чем именитые конкуренты. Так, в Катаре Габриеле Тарквинии смог выиграть одну из двух гонок.

В то же время, если бы не странные действия российского менеджмента, причастного к функционированию этой команды, то ее перспективы вполне могли быть более радужные. Буквально накануне заявления АВТОВАЗа экспертами Областного аналитического еженедельника «Хронограф» тщательным образом была проанализирована финансово-экономическая составляющая деятельности дочернего общества АВТОВАЗа — ООО «Лада Спорт», отвечающего за участие команд в различных гонках и за подготовку спортивных автомобилей (см. «Хронограф» №31 (601) от 17.10.16).

В частности, экспертами «Хронографа» было отмечено солидное увеличение оборотов компании «Лада Спорт» на фоне участия команды Lada Sport Rosneft в WTCC, в т. ч. благодаря спонсорской поддержке ПАО НК «Роснефть», главным исполнительным директором и председателем правления которого является Игорь Сечин.

Согласно данным Росстата, по итогам 2015 г. «Лада Спорт», директором которой назывался Владислав Незванкин, показала рекордную для себя выручку -более 1,631 млрд р. Но при этом на фоне роста оборотов компании «Лада Спорт» столь же стремительно росли ее убытки. Так, если по итогам 2013 г. убытки составили чуть более 17,3 млн р. при выручке около 416,2 млн р., то по итогам 2014 г. убытки достигли 75,6 млн р. при выручке 1,355 млрд р. Более показателен в этом смысле 2015 г., по итогам которого убытки составили уже более 185,8 млн р. при выручке, как уже было отмечено, более 1,631 млрд р. Т. е. чем успешнее выступали пилоты команды Lada Sport Rosneft, тем усерднее в «Лада Спорт» формировали убытки.

Бизнес компании во главе с Владиславом Незванкиным был не хитрый. Можно было покупать (возможно, даже брать бесплатно) на АВТОВАЗе базовые автомобили и за счет применения дорогих комплектующих со стороны делать из серийной вазовской модели боевую спортивную единицу. Со стороны этот бизнес выглядел не более чем банальное посредничество. Убытки, судя по всему, помогали формировать компании друзей Незванкина. Так, 25 октября 2013 г., накануне начала сотрудничества команды Lada Sport и НК «Роснефть», в Тольятти по адресу: ул. Коммунальная, 46, стр. 5, было учреждено ООО «Старт». Состав учредителей «Старта» таков: ООО «Редлайн Мотор Спорт» (33,3%), Николай Шаповалов (33,4%), Владислав Незванкин (33,3%). Николай Шаповалов — родной брат генерального директора ООО «Лада Спорт» Виктора Шаповалова. Генеральным директором ООО «Редлайн Мотор Спорт» является Рустам Акиниязов — человек далеко не посторонний таким темам, как автоспорт на АВТОВАЗе и распоряжение денежными средствами автогиганта, предназначенными для рекламы и PR. В 2006-2009 гг. Рустам Акиниязов работал в ОАО «АВТОВАЗ» директором по связям с общественностью, затем заместителем директора по маркетингу.

Уже в то время, когда Акиниязов присутствовал на АВТОВАЗе, можно было заметить его плотную поддержку проектов Владислава Незванкина. По сути, успехи пилотов для таких деятелей, как Незванкин и Акиниязов, стали не более чем ширмой, прикрывающей их собственные коммерческие интересы.

Эксперты «Хронографа», высветив странную бухгалтерию возглавляемой Незванкиным компании, прогнозировали, что в альянсе Renault-Nissan — основном акционере ОАО «АВТОВАЗ» — не станут мириться с подобным положением вещей. Как показало время, прогнозы оказались верны. Более того, видимо, не без участия Незванкина ситуация оказалась настолько запущенной, что на АВТОВАЗе и в Роснефти пошли на радикальные меры, отказавшись от участия в WTCC. Безусловно, любители автоспорта потеряли возможность радоваться, когда Lada Vesta оказывается быстрее иностранных конкурентов. Но «благодарить» за это им, наверное, стоит Незванкина, его аппетиты, а также нежелание выстраивать конструктивный диалог с теми, кому тема автоспорта интересна.

Похоже, что Незванкину не привыкать наступать на одни и те же грабли. Несколько лет назад в экономике автогонок не без помощи экспертов «Хронографа», так же как сегодня это сделал Мор, разобрался президент АВТОВАЗа (2006-2009 гг.) Борис Алешин (см. «Хронограф» №44 (259) от 24.11.08). Теперь, похоже, чтобы восстановить былые позиции, Незванкину нужно ожидать нового президента АВТОВАЗа, чтобы попытаться произвести на него впечатление.