Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (609) | 19 декабря 2016г.
 

В поисках консенсуса

Тольяттинская команда ТОР рассказала бизнес-сообществу о деталях проекта

Борис Кротов

15 декабря прошел форум «ТОР — новые возможности для бизнеса в Тольятти», организованный для делового сообщества мэрией г.о. Тольятти. Он вызвал неподдельный интерес со стороны деловой общественности Тольятти и региона. Среди тех, кто посетил пленарное заседание и тематические секции, — представители бизнес-сообщества, органов власти, фондов и институтов развития, инвестиционных площадок Тольятти, консалтинговых и аудиторских компаний. Для тех, кому не хватило мест в основном зале, организаторы устроили несколько дополнительных площадок, на которых гости могли следить за дискуссией на тему дальнейшего развития Тольятти. Тольяттинская команда ТОР ищет точки согласия по дальнейшему развитию города.

Максимум бонусов

Для мэрии Тольятти подобный форум стал, с одной стороны, площадкой для прямого диалога между теми, кто в реализации проектов на платформе ТОР заинтересован, и тех, кто проект инициировал — а именно региональные и городские власти. Гости форума получили возможность пообщаться в режиме вопрос-ответ с представителями министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл., представителями ФНС России, профильных дирекций АО «Корпорация «МСП», АО «ГФСО», ГКУ СО «ИКАСО», Фонда развития моногородов. Дискуссия показала, что заинтересованным сторонам было ради чего собраться.

Власти региона и Тольятти сделали многое, чтобы проект был запущен именно в 2016 г. Мотивов подобного решения было несколько. Во-первых, это привлечение масштабных инвестиций в экономику Тольятти и создание новых рабочих мест. И во-вторых, это реализация конкурентных преимуществ Тольятти по сравнению с другими территориями, где так же могут быть образованы ТОР. По некоторым данным, уже в 2018 г. подобных территорий может быть много, поэтому команда тольяттинского ТОР очень мотивирована на то, чтобы привлечь как можно больше инвесторов проекта сейчас и адресно работать с каждым резидентом. Для резидентов же, получивших свой статус на первоначальном этапе существования ТОР, предусмотрены более широкие преференции в виде налоговых льгот. Кроме того, инвестор может более длительное время пользоваться этим льготами.

Разрабатывая систему нормативных актов, регулирующих деятельность ТОР в Самарской обл., инициаторы проекта исходили из того, что сама система должна быть удобной для инвестора. Как пояснила собравшимся заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Любовь Иванова, были учтены положительные наработки территорий-конкурентов. «Мы в значительной степени опирались на опыт первопроходцев, которые используют этот механизм уже около года. Непосредственно использовали в качестве лекала документы, применяемые в г. Набережные Челны Республики Татарстан. Но при этом при разработке алгоритма мы ставили перед собой цель сделать процедуры еще более щадящими по сравнению с Набережными Челнами, и по срокам, и по отдельным этапам», — пояснила представительница МЭРИТ СО.

Усовершенствование опыта

Для сокращения срока принятия решений по заявкам на включение в список резидентов ТОР, в отличие от Набережных Челнов, разработчики местной нормативной базы предусмотрели параллельное рассмотрение обращений всеми членами комиссии. На это отводится 7 рабочих дней. В Набережных Челнах эта процедура ведется последовательно, что занимает больше времени. Если заявка согласована всеми членами комиссии без замечаний, то решение может быть принято заочно, без созыва коллегиального органа, чего нет в Набережных Челнах.

Введение процедуры заочного принятия решения позволило в 2 раза уменьшить срок прохождения заявки от процесса подачи до внесения в реестр резидентов. Т.е. теперь на все процедуры закладывается 20 рабочих дней, а в первоначальном варианте регламента, написанного по аналогии с Набережными Челнами, процесс должен был занимать 38 рабочих дней.

Разнятся и объемы документации, которые соискатель должен представить. В тех же Набережных Челнах объем бизнес-плана — 46 страниц, из которых 28 текстовых и 18 шаблонных, которые должен заполнить инвестор. «На наш взгляд -это избыточная информация, поэтому мы решили упростить бизнес-план. Наши требования к бизнес-плану — 6 страниц» — пояснила Любовь Иванова.

Бонусом для тех, кто хочет войти в проект ТОР, является то, что бизнес-план можно создать совершенно бесплатно. Для этого достаточно обратиться либо в ГУ «ИКАСО» в Самаре, или МАУ «АЭР» в Тольятти. Оказание подобных услуг входит в их целевую деятельность в рамках региональных программ поддержки деловых инициатив жителей Самарской обл.

Сравнения с Набережными Челнами, которые приводили ключевые спикеры форума, не случайны. «Действительно, Татарстан считается одним из регионов-лидеров по инвестиционной привлекательности в России. Поэтому при разработке документов мы старались взять у них лучшее и сделать еще лучше», -обрисовал задачу команды ТОР руководитель Департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти Дмитрий Богданов.

Учтут критику

Впрочем, эксперты, представившие проект ТОР, и не настаивают на том, что система его регулирования идеальна и отвечает всем запросам делового общества. Позицию бизнеса на форуме представил от ТПП Тольятти Виктор Шамрай. Именно для того, чтобы услышать живые отклики от представителей делового сообщества, организаторы форума предоставили право выступить на дискуссионной площадке всем сторонам. «Всего за год мэрии Тольятти удалось принципиально изменить повестку дня — развитие города. И бизнесу все эти преференции интересны, потому что он не может жить, не развиваясь. Любая возможность, а тем более такая, привлекает», — отметил вице-президент ТПП. В то же время он указал на сложности, которые, по его мнению, могут возникнуть у предпринимателей при подаче документов на получение статуса резидента. В частности, Шамрай заострил внимание на отсутствии четких критериев оценки бизнес-планов, что может обернуться субъективными решениями. По словам Дмитрия Богданова, конструктивные замечания предпринимателей не останутся без внимания. В том числе для дискуссий в рамках открытого диалога и был организован форум. «Если условия можно упростить, мы обязательно это сделаем», — заверил Богданов. Собственно, ради достижения консенсуса между деловым сообществом и командой ТОР, а также региональными властями и фискальными органами и проводятся мероприятия в подобном формате. Консенсуса пока не хватает, и городские власти активно его ищут.

Понять настроения бизнес-среды несложно. Ведь оказывая кому-то преференции и предоставляя льготы, совершенно закономерно натолкнуться на недовольство тех, кто таких льгот и преференций не получит. Причин тому много: отсутствие реальных инвестиционных ресурсов, неготовность искать новые ниши, завоевывать новые рынки, осваивать выпуск новых продуктов и продвигать новые услуги. Те, кто организовывает единые правовые рамки для создания новой экономической среды, в лирику вдаваться не любят. В задачи ТОР в первую очередь входит создание новых субъектов экономической деятельности, развитие инновационных производств и выпуск новых видов продукции, а вовсе не создание налогового офшора на территории одного из крупнейших промышленных центров Поволжья. Тем более что налоговых режимов на территории города сейчас достаточно. Выбор стратегий инвестирования имеется.

Комментарии

Дмитрий БОГДАНОВ, руководитель департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти

- Мы понимаем, что развитие города связано не только с реализацией инвестиционных проектов. Все зависит от того, насколько эффективно мы сможем использовать доступные нам механизмы с целью перезагрузки всей системы развития города. И если мы хотим, чтобы город действительно стал территорией опережающего развития, а не формально получил этот статус, нам предстоит большая работа по направлениям нормативного сопровождения, взаимодействию с фискальными органами, прямому контакту с бизнесом.

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- О ТОР уже много сказано. Это прежде всего набор налоговых льгот для предпринимателей, которые будут создавать рабочие места. Но если всю нашу работу акцентировать на ТОР, в частности создании рабочих мест в индустриальной сфере, то остальные проблемы, которые стоят перед городом и государством в целом, отойдут на второй план. Между тем мировые тенденции в бизнесе меняются стремительно. Многие вещи, которые раньше казались привычными и важными, к сегодняшнему дню позабыты. Элементарный пример — те же пленочные фотоаппараты, пленки для которых нужно было изготавливать и проявлять. Сейчас этого бизнеса уже нет. Мы должны быть открыты новому, учиться новому и быть готовыми развиваться.

Владимир СЫЧЕВ, начальник Межрайонной ИФНС №2 по Самарской обл.

- Получение преференций со стороны федерального центра, я считаю, задача не из простых. Большой вклад в работу внесли губернатор Самарской обл. Николай Иванович Меркушкин и мэр Тольятти Сергей Игоревич Андреев и в результате цель была достигнута. Но следует понимать, что мы в самом начале большого пути. Все запланированное должно перетечь в практическую плоскость. При этом хочу подчеркнуть, что предоставляемые налоговые послабления, которые привлекут инвесторов, не скажутся на бюджете города, все перечисления сохранятся. Нагрузка ляжет на региональный и федеральный бюджеты.

Алексей ПАХОМЕНКО, генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти»

- Тольятти все время приходят на помощь со стороны, давая разного рода инструменты, но бизнес-элиты Тольятти не всегда этими инструментами хотят пользоваться. Подчеркиваю, не хотят, а не не могут. С большим скепсисом тольяттинская деловая элита восприняла запуск таких проектов, как «Бизнес-Инкубатор», IT-парк «Жигулевская долина», ОЭЗ ППТ «Тольятти». «Зачем это нужно, там ничего не будет, не туда тратим деньги» — мнения были такие. Сейчас эти проекты уже состоялись, имеют свою историю, свои успехи. Теперь в очередной раз правительство протягивает руку, говорит: «Вот инструмент. Пользуйтесь, пожалуйста». Что мы в очередной раз наблюдаем? Мы наблюдаем скептическое отношение, а часто неумение и нежелание изучать документы, входить в проекты и получать те преференции, которые дают возможность двигаться дальше. На мой взгляд, это отсутствие деловой культуры. Когда тебе предлагают помощь, нужно для начала хотя бы поблагодарить. Мы просто не ценим того, что нам дают, в отличие от многих других, которые готовы нашим инвестиционным инструментарием активно пользоваться. На своем примере скажу, что у нас из 19 резидентов ОЭЗ сугубо тольяттинским является только один. Для меня это обидно как для тольяттинца. Успех ТОР будет достигнут только тогда, когда одна сторона хочет предоставить помощь (а правительство РФ продемонстрировало это в полной мере), а другая сторона — те, кому эта помощь нужна, готовы ее принять и с выгодой для города ею воспользоваться.