Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (610) | 26 декабря 2016г.
 

Продразверстка 3.0

С фермеров Самарской области начали взыскивать средства, выданные в рамках грантов

Вероника Синицына

На прошлой неделе получила развитие ситуация вокруг предоставления денежных средств (в т.ч. и грантов) индивидуальным предпринимателям (ИП) и главам крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) в сельских районах Самарской обл. В производстве Арбитражного суда Самарской обл. находится целый ряд исков министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. (минсельхоз) о взыскании с ИП и глав КФХ довольно крупных сумм. Самое время вспомнить итоги продразверстки столетней давности.

Впервые продразверстка была введена в Российской Империи 2 декабря 1916 г., это был наиболее сложный и драматичный для страны период — Первая мировая война. Повторно продразверстка была введена Советской властью в начале января 1919 г. в критических условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 г. продовольственной диктатуры. Продразверстка послереволюционного периода стала частью комплекса мероприятий, известных как политика «военного коммунизма». С учетом данного исторического экскурса нынешние положение дел было бы логичнее всего назвать « Продразверстка 3.0».

Сегодня сельское хозяйство Самарской обл., как и почти сотню лет назад, вновь вынуждено испытывать пристальное внимание со стороны силовых органов государственной власти. Вторым отделом по расследованию особо важных дел Следственного управления (СУ) Следственного комитета РФ по Самарской обл. (СК) завершено расследование уголовного дела в отношении консультанта управления развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. Зет. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве, в крупном размере) и ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). 19 октября по этому поводу на официальном информационном портале СУ СК было заявлено:

«По версии следствия, в период с 2014 г. по январь 2016 г... обвиняемый, действуя группой лиц по предварительному сговору с другим сотрудником управления министерства... с целью хищения чужого имущества получил от гражданки, являющейся представителем индивидуального предпринимателя, денежные средства в размере 3 млн р. за взятое на себя заведомо невыполнимое обязательство — беспрепятственное получение гранта индивидуальным предпринимателем на сумму 10 млн р. на развитие семейной животноводческой фермы на комиссии при министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств участниками мероприятия «Развитие малых форм хозяйствования» областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской обл. на 2013-2020 гг.».

Выдача грантов была массовой. Главный консультант пресс-службы минсельхоза Александр Казаков сообщил «Хронографу»: «В 2013 г. по грантам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров были выделены денежные средства в размере 93,47 млн р., в 2014 г. -124,07 млн р. и в 2015 г. — 53,85 млн р.».

Скорее всего, именно это разбирательство могло сподвигнуть минсельхоз на возвращение грантов в бюджет. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Самарской обл. находится целый ряд исков о взыскании с ИП и глав КФХ различных сумм. Общая сумма исков превышает 35 млн р. Вероятно, как минимум часть этих исковых заявлений связана с грантами.

14 октября Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил иск минсельхоза к ИП и главе КФХ Андрею Насонову о взыскании суммы гранта в размере около 1,5 млн р.

Как следует из материалов дела, сторонами 24 июня 2014 г. заключено соглашение о предоставлении в 2014 г. грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров. Во исполнение соглашения минсельхоз перечислил ИП Насонову грант. По информации минсельхоза, грант был предоставлен ИП Насонову для приобретения сельскохозяйственной техники.

В соответствии с соглашением Насонов обязан был соблюдать следующие условия: создать для жителей Самарской обл. рабочие места на каждые 500 тыс. р. гранта и представить в министерство копии трудовых договоров, подтверждающих создание соответствующего количества постоянных рабочих мест. Также расходовать грант в срок, не превышающий 12 месяцев со дня зачисления суммы гранта на счет, и представлять в минсельхоз документы, подтверждающие целевое использование гранта, по мере его использования.

Насоновым не представлены документы, подтверждающие целевое использование гранта, а также не созданы рабочие места. Согласно отчету о расходовании гранта, сумма израсходованных средств составила лишь 337,5 тыс. р. Минсельхоз пришел к выводу, что грант должен быть возвращен.

В судебных документах отмечено: «Материалами дела доказано неправомерное получение ответчиком гранта...». Расследование уголовного дела в отношении другого обвиняемого, являющегося сотрудником управления минсельхоза, продолжается.

Пример Насонова дает понять: призрак продразверстки 3.0 уже почти на пороге.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.