Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (615) | 20 февраля 2017г.
 

Торг уместен

АСВ готово принимать основания для взыскания убытков с Владимира Чекмарева

Егор Кошеров

На прошлой неделе первый заместитель гендиректора ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) Валерий МИРОШНИКОВ лично прокомментировал редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» возможность взыскания убытков с бывшего президента ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» (МВКБ) Владимира ЧЕКМАРЕВА. Из смысла ответа Мирошникова усматривается, что АСВ готово использовать против Чекмарева договоры поручительства, заключенные им с банком в обеспечение выданных его доверенным людям многомиллионных «технических» кредитов. Однако АСВ намерено сделать это при условии, что договоры поручительства будут переданы конкурсному управляющему МВКБ в оригинале и надлежащим образом. Ожидается, что за некоторые бумаги АСВ даже заплатит их держателям.

Ребус для АСВ

Запрос на имя гендиректора АСВ Юрия Исаева ОАЕ «Хронограф» направлял еще в конце декабря 2016 г. В письме отмечалось, что по большей части вся предъявленная АСВ акционерам и руководству МВКБ к возмещению убытков сумма 2,2 млрд р. образовалась в результате выдачи банком при непосредственном или косвенном участии Владимира Чекмарева т.н. «технических» кредитов (выдававшихся под залог имущества либо поручительства Чекмарева с целью последующего невозврата). Многие такие поручительства или договоры залога были намеренно уничтожены Чекмаревым, чтобы уклониться от исполнения взятых на себя обязательств. В результате Чекмарев оставался как с полученными «техническими» заемщиками в его интересах денежными средствами, так и при своем имуществе.

ОАЕ «Хронограф» указал АСВ на то, что некоторые поручительства с актуальным сроком действия все же удалось спасти и сегодня эти документы должны помочь в деле привлечения бывшего президента МВКБ к гражданско-правовой ответственности в надлежащем размере. В качестве примера приводился договор поручительства №3116 от 27 марта 2013 г., заключенный между МВКБ и Владимиром Чекмаревым в обеспечение обязательств заемщика Евгения Косова (см. «Хронограф» №40 (610) от 26.12.16). Был задан вопрос, планирует ли АСВ обращать взыскание по не возвращенному Косовым кредиту на Владимира Чекмарева в порядке возмещения убытков МВКБ.

Несите документы

Над ответом в АСВ думали достаточно долго, похоже оценивая, какую агентство может извлечь выгоду от получения на руки пропавших без вести поручительств.

И вот на прошлой неделе в редакцию ОАЕ «Хронограф» поступил ответ за подписью замгендиректора АСВ Валерия Мирошникова, которому не понаслышке знакомы нюансы банкротства всех лишенных лицензий самарских банков. Мирошников признал, что кое-какая доказательная база для взыскания убытков именно с Владимира Чекмарева у АСВ имеется. «В обоснование позиции АСВ... приложены документы, подтверждающие участие Чекмарева В.А. в составе кредитного комитета банка, на заседаниях которого были одобрены сделки по выдаче кредитов «техническим» юридическим и физическим лицам», — пояснил Мирошников. Однако более показательной представляется следующая реплика замгендиректора АСВ: «Приложенный к Вашему запросу договор поручительства от 27 марта 2013 г. №3116 (в обеспечение кредита Косова Е.В.) конкурсному управляющему банком не передавался, ввиду чего основания для взыскания убытков с Чекмарева В.А. по данному эпизоду не установлены».

Из смысла этих слов Мирошникова усматривается, что АСВ сделало своеобразную оферту «Хронографу», предложив передать уполномоченному представителю агентства не скан-копию договора поручительства, прикрепленную к запросу, а оригинал документа. После чего АСВ, по всей видимости, получит исчерпывающие основания, чтобы незамедлительно обратить взыскание по не возвращенному Косовым кредиту на Владимира Чекмарева.

Дабы подогреть любопытство Мирошникова, можно рассказать про еще один договор поручительства с актуальным сроком действия (см. фото). Его номер — 3291, заключен он 25 октября 2013 г. (за несколько дней до отзыва у МВКБ лицензии) в обеспечение обязательств личного водителя Владимира Чекмарева Сергея Авдонина перед банком. Авдонину банк единовременно ссудил наличными 50,04 млн р., а поручился за заемщика лично Владимир Чекмарев. Понятно, что Авдонин никаких денег банку не возвращал. Возможно, потому, что даже не видел их. А вот Чекмарев, похоже, нашел налу отличное применение.

Характерно, что гораздо быстрее центрального АСВ и Мирошникова с комментариями на запрос «Хронографа» сориентировался руководитель представительства АСВ в ПВО Вячеслав Бураков. Бураков в своем письме в редакцию, датированном еще 28 декабря 2016 г., подчеркнул, что «в случае поступления дополнительной информации, подтверждающей наличие обеспечения по выданным банком кредитам, данные сведения будут рассмотрены и использованы в работе». Т.е. Бураков как бы намекнул, что готов к приему поручительств, если таковые у кого-то имеются, причем, вероятно, даже не бесплатно. Возникла версия, что у Буракова подобных бумаг в отношении Владимира Чекмарева накопилось немало. И уже всем скопом он может попытаться реализовать их своим кураторам из АСВ либо независимым кредиторам, которые все еще надеются получить с Чекмарева компенсацию.

Судят не того

Любопытно, что вышеуказанный кредит, якобы выданный Авдонину под поручительство Чекмарева, фигурирует в обвинительном заключении по уголовному делу в отношении бывшего первого вице-президента МВКБ Олега Назарова. Также в материалах уголовного дела содержатся другие кредитные договоры, заключенные, как выясняется, вновь под личные поручительства Владимира Чекмарева. Т.е. выходит, что Чекмарев с завидным постоянством поручался зато, что сейчас пытаются инкриминировать Назарову. В случае если эти поручительства вдруг будут представлены на обозрение судье Ленинского районного суда г. Самары Роману Булыгину, ведущему судебное следствие по делу Назарова, то все претензии к подсудимому могут автоматически отпасть. И напротив, мгновенно возникнут вопросы к поручителю, т. е. к Владимиру Чекмареву.

Кстати, вопросы к Чекмареву у Булыгина должны возникнуть и в связи с исследованием договоров переуступки задолженностей с платежеспособных заемщиков МВКБ на «технарей», которые заключались при непосредственном участии президента МВКБ, но которые почему-то инкриминируют первому вице-президенту. Валерий Мирошников по этому поводу дал однозначный комментарий: «Также Чекмаревым В.А. был одобрен договор перевода долга с платежеспособного заемщика на «техническое» юридическое лицо. В результате совершения данных сделок банку был причинен значительный ущерб».