Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (157) | 13 ноября 2006г.
 

Алексей Кириенко:

Сегодня бизнес требует работы

Павел Андреев

Строительный бизнес с началом реализации национальных проектов оказался на пороге смены правил игры. С одной стороны, новые требования дают на рынке преимущества застройщикам, работающим по правилам цивилизованного бизнеса. С другой — по-прежнему дает о себе знать комплекс проблем, накопившихся за последние 10-15 лет. Какие проблемы стоят сегодня перед строительным бизнесом, как прийти к совпадению интересов бизнеса и государства, какие задачи будут стоять перед административными структурами в ближайшее время — об этом корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор группы компаний «Лада-Дизайн» Алексей КИРИЕНКО.

- Алексей Алексеевич, не секрет, что национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» предусматривает более эффективное вовлечение частного капитала. Как вы оцениваете данную инициативу президента РФ? Какова в наппроекте доля популизма и конструктива?

- Я уверен, что в данном случае разговоры о популизме неуместны. Для этого достаточно ознакомиться с официальными материалами. Необходимо знать, что нацпроект носит декларативный характер. Но для его реализации разработана Федеральная целевая программа «Жилище». Государственным заказчиком — ее координатором является Министерство регионального развития Российской Федерации, а госзаказчиком -Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). Программа не только реализуется, но отслеживается качество ее реализации. По результатам мониторинга вносятся коррективы. Но для меня, как для бизнесмена, программа интересна тем, что в ней достигается паритет интересов государства, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и бизнеса. Причем бизнесу предлагается работать в интересах государства не на принципах благотворительности, а на совершенно адекватной рыночным требованиям экономической основе. И это можно считать одним из главных достижений нынешнего руководства страны. Бизнесу стало выгодно то, что выгодно России. Бизнес становится социально ориентированным, а значит, цивилизованным.

- Не хотите ли вы сказать, что благотворительность сегодня неактуальна?

- Нет, не хочу. Человек, который может зарабатывать, должен помогать тем, кто уже не может обеспечить себя. В нацпроектах идет речь о создании экономической основы благосостояния людей. Страна сегодня столкнулась со сложнейшими проблемами. Парадоксально, но факт: в России за чертой бедности находится трудоспособное население. 66% бедных сегодня работают. Значительная часть этой социальной группы — люди репродуктивного возраста.

Нужно понимать, что национальные проекты носят в первую очередь компенсационный характер. Когда в стране проводились реформы, власти не удосужились установить социальный стандарт. Иначе говоря, обеспечить сохранение минимальной обеспеченности населения. Но объем проблем, с которыми мы столкнулись, просто колоссален. По статистике, не более 3% россиян знают, что такое национальные проекты. Зачастую о технической реализации нацпроектов не знают местные власти и бизнес. Между тем это возможность развития территории, привлечения инвестиций. Тем более в таком перспективном регионе, как Самарская обл.

- Вы говорите об одной из самых страшных проблем современной России. Но как в этом случае может помочь бизнес, если речь идет не о благотворительности ?

- Я, как строитель, в данном случае буду говорить о строительстве жилья. Точнее, социального жилья. Подробно с программой «Жилище», конечно же, нужно знакомиться по официальным документам.

Мы же затронем некоторые ее принципы. В программе есть несколько подпрограмм. Одна из них называется «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 гг. Суть подпрограммы — в выдаче сертификатов на первые взносы при приобретении квартир по системе ипотечного кредитования. Ни для кого не секрет, что именно первый взнос может составить непреодолимую проблему для категории граждан, которую государство определило как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Однако раздача сертификатов сразу же высветила ряд проблем. Например, цена квадратного метра по сертификату. Цены на недвижимость растут и требуют повышения субсидий. Если на этот год цена квадратного метра составляла 14,5 тыс. р., то на 2007 г. планируется уже 16 тыс. р. Тем не менее далеко не все семьи, имеющие право на получение сертификатов, способны платить по кредитам. Наконец, есть совершенно банальная рыночная проблема. Раздача сертификатов повысила покупательскую способность населения. Предложение на рынке оказалось не способным компенсировать растущий спрос. Это спровоцировало рост цен. В Москве цена за квадратный метр достигает $22 тыс. Федеральный центр серьезно озабочен способностью строительного бизнеса нарастить предложение на рынке жилья. И здесь Самарская обл. имеет значительные преимущества перед другими регионами.

- Можно подробнее про эти преимущества...

- Начнем с того, что мы живем и работаем в промышленном регионе. Работающее население здесь способно платить по ипотечным кредитам, если, конечно, речь идет о реальных, доступных для населения условиях кредитования. Но при этом стоимость ресурсов у нас значительно ниже, чем в Москве. Таким образом, при наших исходных данных мы можем внести существенный вклад в реализацию национального проекта. У нас выгодно строить жилье эконом-класса. Но и это не все. Федеральный центр озабочен переходом от точечной застройки к застройке микрорайонами или, как у нас говорят, кварталами. В Тольятти уже запланировано несколько участков массовой застройки даже при нашем дефиците земли.

По данным департамента строительства, у города огромный потенциал в реализации нацпроекта «Доступное жилье». При условии освоения новых площадок общий объем жилищного строительства к 2010 г. достигнет 2,1 млн. кв. м. Проблемы могут возникнуть с предприятиями стройиндустрии. В настоящее время на территории Тольятти фактический выпуск строительных материалов составляет от требуемого на ближайшую перспективу по сборному железобетону 35-40%, по производству кирпича — 63%. При увеличении объемов этот показатель может снизиться в два раза. Но в то же время мы знаем, что часть железобетонных заводов загружена не более чем на 40%. Так что потенциал роста есть и у стройиндустрии.

Нужны инвестиции. Например, «Лада-Дизайн» на сегодня имеет достаточную кредитную историю, чтобы привлекать в строительство существенные заемные средства. Понимаете, мне выгодно строить много. Сегодня мы в состоянии сами привлекать средства, инвестировать их в строительство, тем самым стимулировать развитие сопутствующих производств. Сегодня бизнес требует работы. Взамен он готов дать новое жилье, новые рабочие места, больший объем налогов. При этом не забывайте: предлагая на рынке доступное жилье, мы предоставляем возможность детям самим позаботиться о своих родителях.

- Но ведь снижение цен приведет к снижению доходов...

- Снизится рентабельность риелторских компаний. Но и они не останутся внакладе, так как увеличится объем продаж. Времена спекулятивных операций прошли. Сегодня деньги делаются на оборотах. Я еще раз говорю: нужно строить, строить и строить.

- Вы так уверенно говорите о совпадении интересов бизнеса и государства, что возникает вопрос: откуда такая уверенность? Ведь совпадение интересов всегда рождает проблемы.

- Проблемы возникают в случае подмены интересов. В нашем случае все абсолютно прозрачно и понятно. Для этого достаточно прочитать итоги исполнения первого этапа программы «Жилище». Итак, читаем:

- недостаточная ориентированность мероприятий программы на увеличение объемов жилищного строительства — объем ввода в эксплуатацию жилья;

- недостаточная нацеленность мероприятии программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;

- недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан.

Мало того, на втором этапе 2006 — 2010 гг. модификация программы обусловлена необходимостью стимулирования роста предложения жилья на рынке, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства.

Как видите, государство и бизнес говорят сегодня на одном языке. Проблема в том, что поддержка строительства социального жилья должна проводиться системно.

Наверное, нужно менять политику обременения. Конечно, заниматься восстановлением инженерной инфраструктуры нужно, но почему это ложится на плечи застройщиков, возводящих дешевое жилье? Наш регион имеет колоссальный покупательский потенциал. Мы видим, что к нам идут крупные сетевые торговые компании. Почему все-таки основной груз восстановления сетей не возложить на них? Ведь удорожание жилья делает его просто недоступным для среднего потребителя. Да и богатые за свои деньги хотят получить больше сервиса и комфорта. Это, кстати, тоже стимул развития сопутствующих производств, малого бизнеса. Но строители торгово-развлекательных центров, беря на себя дополнительные обязательства перед территорией, на которую идут, всего лишь отодвигают срок возврата вложенных средств. Ведь каждый построенный ими квадратный метр начинает приносить деньги сразу же, и приносить постоянно. Конечно, для этого нужна выстроенная, вменяемая политика как в регионе, так и на местах.

- Если на задачи власти смотреть так просто, то мы приходим к тезису, что хорошо, когда платит кто-то, а не я...

- Нельзя так упрощать. Просто времена, когда пришедшие во власть делили бюджеты, безвозвратно прошли. Сегодня нужны новые механизмы управления бюджетными средствами. Программа «Жилище» предлагает работать именно по новым правилам. Нужно готовить программы на региональном уровне. Государство готово финансировать их на паритетных началах. А бизнес готов идти туда, где большие объемы работ, большие обороты и государственная поддержка. Я считаю, пришло время ломать старое мышление. Сегодня губернская дума еще может предъявлять избирателям социально ориентированный бюджет. Но дума нового созыва должна будет уметь верстать бюджет развития. Для этого есть серьезные предпосылки. В отчете по реализации программы присутствуют Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Оренбургская и Кемеровская обл. А нам нужно, чтобы в числе лидеров была и Самарская обл.