Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (649) | 4 декабря 2017г.
 

Осторожно, хлеб!

Общественники все чаще встречают на прилавках Тольятти хлебобулочные изделия с признаками фальсификации

Борис Кротов

Сегодня на территории Тольятти, как и по всей Самарской обл., можно наблюдать существенный рост численности небольших производств хлебобулочных изделий. Хлебная продукция сегодня выпекается даже на остановках общественного транспорта, в т. н. тонарах. Действующие «надзорные каникулы» в России фактически отстранили Роспотребнадзор от контроля за подобными малыми предприятиями. А как показывает практика контролеров-общественников, таких как МОО по защите прав потребителей «Русконтроль», количество нарушений только по линии малых производителей хлебной продукции впечатляет. Сегодня без особого труда на тольяттинских прилавках можно встретить хлебную продукцию с неизвестным составом, датой выработки и др. нарушениями, т. к. товар реализуется без обязательной сопроводительной документации. Подобная политика зачастую ведется при попытках сбыта фальсификата.

Беспризорные производства

По сведениям территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской обл. в г. Тольятти, в городе зарегистрировано 27 предприятий, выпускающих хлебную продукцию, и 853 предприятия, реализующих хлеб. Однако информационные ресурсы сообщают о том, что в Тольятти функционирует 80 производств хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения (http://actez.ru/okved/ 1581 OO/city/tolyatti/). В данный перечень не входят изготовители, работающие без образования юридического лица. Да и для любого тольяттинца очевидно, что по городу ведут свою деятельность куда большее число производителей хлебной продукции, нежели указывает Роспотребнадзор. Все большую доступность получает выпечка, изготовленная в мини-пекарнях непосредственно по месту реализации либо в фирменных точках сбыта, таких производителей. Но если нет возможности вести полный учет производств, то каким образом возможно контролировать их деятельность?

Как пояснил Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской обл. в г. Тольятти Сергей Безделин, плановые мероприятия по контролю в отношении мини-пекарен не планировались и не проводились, поскольку мини-пекарни относятся к предприятиям малого бизнеса. Это обусловлено т. н. «надзорными каникулами» для субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренными изменениями 2015 г. в ст. 26.1 ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» (ФЗ-294). И действительно, если изучить портал ФГИС «Единый Реестр Проверок», то можно увидеть, что применение данной нормы позволяет предпринимателям уйти даже от плановой выездной проверки. Именно на основании ст. 26.1 Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сентябре 2016 г. пришлось прекратить плановую проверку производства хлеба в ООО «Хузур», расположенном в Тольятти на ул. Базовой, стр. 19, оф. 1. Это несмотря на то, что контрольное мероприятие было согласовано с Управлением Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе. Чем в действительности обусловлено нежелание демонстрировать свою деятельность изнутри, можно только предполагать. Хотя это была единственная плановая проверка ООО «Хузур» за последние 2 года. Между тем беспризорная продукция производителя представлена не только в собственных точках, но и в крупных продуктовых масс-маркетах. Совершенно иначе дело обстоит с проверками крупных предприятий. Как показывают сведения, представленные на ФГИС, только за 2017 г. на крупных областных хлебозаводах прошло по 6-7 проверочных мероприятий. Перекос очевиден.

Есть еще ряд факторов, которые существенно упрощают создание и жизнь небольших пищевых производств. Как пояснило Управление Роспотребнадзора по Самарской обл.: «Производство хлеба и хлебобулочных изделий в соответствии с ФЗ-294 носит уведомительный характер, и для начала работы ИП или юридическому лицу необходимо предоставить в Управление Роспотребнадзора по Самарской обл. уведомление о начале осуществления деятельности... от Роспотребнадзора не требуется каких-либо согласований на размещение, перепланировку, ввод в эксплуатацию пищевых предприятий». Видимо, нашлись и те, кто сегодня научился успешно пользоваться лояльностью государства к своей деятельности. Если руки контролирующих структур пока связаны «надзорными каникулами», то общественные организации по защите прав потребителей ведут активную работу по мониторингу розничного рынка.

Неупакованный хлеб проходит через немыслимое количество рук, прежде чем попасть к потребителю
Неупакованный хлеб проходит через немыслимое количество рук, прежде чем попасть к потребителю

Общественники бьют тревогу

Председатель Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» Алексей Богомолов отметил, что количество нарушений некоторых малых производителей-продавцов хлебной продукции не может не впечатлять, т. к. от некоторых из них на прилавок попадает товар, не обеспеченный обязательной сопроводительной документацией. Подобную политику можно объяснить попыткой сбыть фальсифицированную продукцию.

Русконтроль предложил редакции ОАЕ «Хронограф» наглядно продемонстрировать особенности реализации хлебного товара в фирменных точках небольших производителей. 20 октября корреспондент «Хронографа» и общественники из Русконтроля посетили точку продаж хлебобулочных изделий ИП Приходько, расположенную в Тольятти по адресу: ул. Офицерская, 21. Общественники после приобретения продуктов в присутствии продавца продемонстрировали нюансы проданного с учетом требований законодательства. Так, хлеб «Белый» с заявленной на ценнике массой 500 г по факту весил 480 г, т.е. фактическая масса товара отличается от заявленной. Батон «Провансаль», со слов продавца, был с сыром, чесноком и майонезом. Реальный состав потребителю невозможно установить. Этот товар, как и хлеб «Белый», поступает на реализацию как штучный, но без упаковки производителя. Вдобавок к этому производитель не обеспечивает всю штучную продукцию, отгруженную на продажу в своей точке, маркировкой на грузовой транспортной упаковке.

Для покупателя маркировка -это единственный возможный способ узнать характеристики такого товара, а именно: вес, ингредиентный состав, дату и время выхода из печи, энергетическую ценность, данные изготовителя. Но если сроки реализации хлеба, как правило, составляют 24 час, а срок годности 120 час, то сроки реализации сложного по составу товара, такого как батон «Провансаль», существенно ограничены. Их нарушения могут превратить товар в опасный для здоровья продукт. Данный батон относится к кулинарным мучным изделиям, которые по требованиям СанПиН после выхода из печи в открытой среде хранятся не более 3 час.

Потом должны помещаться в охлажденную среду при температуре плюс 6 градусов. Если выпечка реализуется не по месту изготовления, то отправляется в точку реализации в холодильном оборудовании. «В ИП Приходько нарушены условия хранения всех жареных и печеных пирожков», — отметили общественники.

Сам по себе факт отсутствия маркировки с грузовой транспортной упаковки может говорить о том, что производитель не считает нужным раскрывать информацию о товаре. Значит, ни потребитель, ни контролирующие органы не смогут установить, соответствует ли продукт каким-либо стандартам, регламентам, техническим условиям. Нет удостоверений качества продукции, его соответствия таможенным регламентам. Такой товар можно назвать фальсификатом.

Деятельность ИП Приходько наглядно иллюстрирует, как безнадзорность малого бизнеса со стороны контролирующих структур не только упростила жизнь, но и развязала руки предпринимателям.

Дело совести

Сегодня покупателя практически на каждом шагу ожидает свежая выпечка с заманчивым видом и ароматом . Зачастую потребитель даже не задумывается, что вместе с хлебом можно приобрести еще неприятные сюрпризы для своего здоровья и здоровья своих близких. Хлеб сегодня один из немногих товаров, который в основной массе транспортируется и продается без индивидуальной упаковки. Но его, в отличие от фруктов либо овощей, невозможно помыть. Сегодня неупакованный хлеб встречается у целого ряда производителей, таких как ООО «Колос», ООО «Аллен», ООО «Хузур» и мн. др. Особенно часто продукция без упаковки ожидает своего потребителя в точках реализации новоиспеченных пекарен, подобных «Хлебнице», «Саламатову» и «Пекариуму». Причем некоторые продавцы пытаются убедить покупателей, что отсутствие упаковки — это даже особое преимущество: якобы дело не в банальной экономии, а таким образом продукция лучше сохраняет свой вкус.

Законодательством и санитарными нормами не запрещена реализация неупакованного хлеба. Но предусмотрен целый ряд требований к процессу транспортировки и к условиям продажи такой продукции. Она должна перевозиться только в специально выделенном, правильно оборудованном и тщательно подготовленном для перевозки транспорте. Предусмотрен ряд мер по защите от загрязнений из атмосферы, от грызунов и насекомых. Должна быть регулярная мойка и дезинфекция тары и кузова. Однако осмотр транспорта проводится раз в 6 мес, соответственно, весь промежуточный период его состояние, по сути, на совести перевозчика. Их работу время от времени могут наблюдать многие потребители. К сожалению, только в единичных случаях можно видеть, что водители-экспедиторы, сопровождающие хлеб, производят выгрузку хлеба в санитарной одежде, в чистых перчатках, да и вообще в перчатках, а продукт размещен в идеально чистой таре. При этом по законодательству ни продавец, ни производитель не отвечают за условия транспортировки. Данный груз ответственности возложен на плечи администрации предприятия, которому принадлежит транспорт, если таковая вообще имеется.

О том, какие методы организации перевозки хлеба могут использовать производители, можно судить по сведениям, которые получили публичную огласку благодаря рассмотрению гражданского дела №2-1557/2013. В рамках данного дела некий Критенко пытался через суд взыскать заработную плату и оформить запись о своем трудоустройстве в трудовую книжку с ООО «Аллен». В ходе судебного заседания судом было установлено, что истец в ноябре 2011 г. устроился на работу в ООО «Аллен» на должность водителя-экспедитора. Он занимался развозом хлеба и погрузо-разгрузочными работами по целому ряду точек. Опрошенный в ходе заседания бухгалтер ООО «Аллен» пояснил, что он «ведет прием выручки, ведет табель учета рабочего времени. Истца Критенко знает, это не работник ООО «Аллен», но его вызывали на подработку. Приглашал программист подменить на его личном автомобиле по развозке хлеба».

Примечательным в этом рассказе бухгалтера, предупрежденного об ответственности за дачу ложных показаний, можно считать один момент. К развозке хлеба по точкам реализации в ООО «Аллен» допускаются, можно сказать, лица с улицы. Верить, что при таком подходе обеспечивались требования к перевозке хлеба, вряд ли приходится. Хлеб же до сих пор попадает на прилавок без упаковки. Данный факт может насторожить: безопасна ли такая продукция, ведь она при нарушении санитарных норм транспортировки может стать источником различных заболеваний?

Само по себе наличие серьезного набора требований к процессу транспортировки в первую очередь говорит о том, что перевозка неупакованных хлебобулочных изделий сопряжена с повышенным риском их возможного загрязнения. Источниками загрязнения могут быть дорожная пыль, брызги грязи, атмосферные осадки, грязь в фургоне автомобиля, хлебные лотки, одежда сопровождающих работников или сами работники, не соблюдающие требования санитарии и гигиены, и т. п. Само торговое оборудование, где проводится выкладка товара, продавец и любопытные покупатели, трогающие и нюхающие изделия, могут стать дополнительными факторами воздействия на безопасность изделия. Стоит полагать, что в наибольшей степени предохраняет продукцию от загрязнения именно качественная упаковка производителя. Недаром у неупакованного хлеба и хлебобулочных изделий сроки реализации составляют от 16 до 36 час. после выхода из печи. А упакованный хлеб может реализовываться до 5 суток.

На этом фоне можно наблюдать, как крупные торговые сети реализуют продукцию собственного изготовления уже упакованной. Некоторые индустриальные производители хлеба достаточно давно внедрили дорогостоящие линии с закрытой системой изготовления. На которых и сырье, и изготовленная продукция защищена от лишних контактов с внешней средой и с руками сотрудников компании, а на финальной стадии в автоматизированном режиме в специальной — стерильной среде помещается в упаковку. Но такой подход сегодня можно назвать единичным. И только за потребителем остается право выбора: приобретать заведомо безопасное изделие в заводской упаковке либо уповать на порядочность всех участников производственно-торговой цепочки и брать продукт, который любой может потрогать руками.