Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (660) | 19 марта 2018г.
 

Излет Сурикова

Начальник самарского отделения Центробанка ответил за лояльность региональным ФПГ

Егор Кошеров

В течение марта коллектив отделения по Самарской обл. Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ попрощается со своим руководителем Константином СУРИКОВЫМ (на фото). Суриков вынужден был написать заявление об увольнении по собственному желанию после того, как до федерального центра дошла информация о его намерении совершить перебежку в правительство региона на пост министра экономического развития, инвестиций и торговли. С другой стороны, отставка Сурикова назревала уже давно. Наблюдатели связывали ее необходимость с попаданием банковского чиновника в зависимость от местных элит. С преемником Сурикова Центробанк должен определиться до конца 2018 г.

Константин Суриков появился в Самарской обл. в начале 2011 г., сменив на тот момент начальника ГУ Банка России по Самарской обл. Виктора Данилина. Незадолго до этого директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин сделал заявление о лидерстве Самарского региона среди субъектов РФ по объему теневого обналичивания денежных средств. С учетом данного обстоятельства Константину Сурикову поручили оказать противодействие незаконным финансовым операциям, а если потребуется, то и совсем ликвидировать их (см. «Хронограф» №3 (356) от 31.01.11).

Первое время Суриков не давал повода усомниться в своей профессиональной компетенции. Однако начиная с осени 2013 г., когда в Самарской обл. один за другим стали стремительно сыпаться банки, находившиеся под надзором Сурикова, руководитель реготделения регулятора, по мнению наблюдателей, прежде всего психологически не справившись со сложной ситуацией, похоже, оказался под влиянием местных ФПГ.

ФПГ, утратив такие специфические инструменты, как ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития», ООО «Коммерческий Волжский социальный банк», ОАО «Волга-Кредит» банк, были заинтересованы не только в поддержании объемов обнала на прежнем уровне, но и в их увеличении.

Ведь потребность в сокрытии денежных средств от налогообложения возросла со стартом подготовки региона к приему матчей Чемпионата мира по футболу — 2018 г. (началось масштабное освоение десятков миллиардов бюджетных средств). В итоге исполнение практически всех крупных госконтрактов по созданию объектов и инфраструктуры к мундиалю оказалось сопряжено с работой вновь отстроенного обнального механизма. Невольными участниками этого механизма вместо лишенных лицензий региональных банков стали крупные федеральные игроки.

Попавшему под жесткий информационный прессинг Сурикову могли поставить ультиматум играть по правилам тех, кто распределял мундиальные госконтракты и снимал сливки с непрозрачного освоения бюджетных средств. Логично, что качество работы вверенного Сурикову подразделения в случае его согласия с ультиматумом должно было захромать. Одновременно мог повыситься уровень личного благосостояния Сурикова, которого региональные элиты не преминули бы поощрить за понимание и содействие.

На определенном этапе получившие преимущество от очередной смены властей в Самарской обл. элиты могли намекнуть ставшему почти своим Сурикову, что, учитывая продолжающуюся оптимизацию штатной структуры ЦБ РФ и урезание полномочий, отведенных его территориальным учреждениям, должность управляющего Самарским отделением регулятора уже не способна приносить те административные дивиденды, что сулила раньше.

А потому последовавшее за намеком предложение возглавить министерство экономического развития, инвестиций и торговли (МЭРИТ) Суриков, доверившись покровителям, мог принять с нескрываемым энтузиазмом (см. «Хронограф» №36 (646) от 13.11.17). Оптимизма Сурикову могло добавить соображение, что руководители подобного рода министерств, как показывает практика, всегда вправе рассчитывать на профит от закачки бюджетных средств в реализацию тех или иных инвестиционных проектов, пусть даже эти проекты в итоге проваливаются. Перед глазами у банковского управляющего маячил пример нынешнего врио министра МЭРИТ Александра Кобенко, с которым Суриков пытался тесно сотрудничать в рамках деятельности НКО «Союз банков Самарской обл.».

Однако планы Сурикова заняться карьеризмом, как и прогнозировал Областной аналитический еженедельник «Хронограф», встретили негативную оценку со стороны председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной. По данным источников редакции, обещанное Сурикову местными элитами перемещение в министерство выступило катализатором его давно назревшего удаления из структуры Центробанка. 5 марта Суриков якобы написал заявление на отпуск, двумя днями позже стало известно, что подписано и заявление об увольнении по собственному желанию с занимаемой должности. И.о. руководителя самарского отделения Волго-Вятского ГУ ЦБ назначили заместителя управляющего Марину Мясникову. С кандидатурой нового управляющего в Москве должны определиться до конца 2018 г. Суриков, как поясняется, в ЦБ, равно как и в МЭРИТ, работать не будет.