Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (661) | 26 марта 2018г.
 

Погонят французов

Бриссе с командой слабо смог приспособиться к российским реалиям

Егор Кошеров

После 31 марта ожидается прекращение полномочий президента ЗАО «ГК «Электрощит» — ТМ Самара» (ЭЩ-ТМС) Эрика БРИССЕ (на фото). Он был назначен на ответственный пост одним из крупнейших электротехнических концернов Schneider Electric (SE) в 2013 г., после выкупа французами 100% акций ЭЩ-ТМС у прежних владельцев. При Бриссе ЭЩ-ТМС начал демонстрировать убытки, размеры которых неуклонно росли. Параллельно терялись контракты с крупнейшими российскими заказчиками продукции подразделений ЭЩ-ТМС, замораживались перспективные проекты, сокращалась рабочая сила. Кроме того, с 1 апреля предприятие якобы должно обрести нового хозяина. Правда, пока неясно, в каком именно качестве станет действовать этот хозяин.

Равнение на Аль-Тамими

Как стало известно редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», в SE больше не намерены задерживать на посту президента ЭЩ-ТМС Эрика Бриссе, служебный контракт которого заканчивается 31 марта. По одним данным, Бриссе, оставив руководящую должность, может рассчитывать на сохранение себя в структуре ЭЩ-ТМС, но пока не определено, в каком качестве. С другой стороны, как поясняют источники, Бриссе, если ему все-таки придется покинуть предприятие, может продолжить карьеру в московской ГК «Пусковой элемент». Бенефициаром Группы считают Самира Аль-Тамими. Якобы некоторое время назад Бриссе начал поддерживать плотный контакт с Аль-Тамими. Потенциальные партнеры еще с прошлого года могли вместе увлечься развитием региональных сетей по сбыту электротехнической продукции. При таких обстоятельствах, кстати, существовала вероятность нанесения ущерба корпоративным интересам ЭЩ-ТМС, на что французские владельцы завода могли недвусмысленно указать Бриссе. Обоюдовыгодное общение с прямыми конкурентами, как правило, является катализатором кадровых выводов в отношении менеджеров, заподозренных в ведении «двойной игры».

Ждут Госкорпорацию

Характерно, что в ближайшее время у ЭЩ-ТМС сменится не только руководство, но и, скорее всего, контролирующий акционер. Источники редакции указывают на интерес к активам ЭЩ-ТМС со стороны Госкорпорации «Ростех», возглавляемой Сергеем Чемезовым. Как поясняется, в «Ростехе» рассматривают разные варианты участия в управлении и распоряжении пока еще французским предприятием. Согласно одному из них место Бриссе может занять представитель «Ростеха». После чего производственная политика ЭЩ-ТМС, с учетом ожидающегося введения менеджеров от «Ростеха» также и в состав наполовину интернационального совета директоров, вполне возможно, будет переориентирована на оборонный заказ и работу на экспорт. Кроме того, в «Ростехе», не исключено, планируют реанимировать присутствие ЭЩ-ТМС на рынке исполнения заказов для таких стратегических отраслей, как энергетическая и нефтяная.

Согласно второму варианту «Ростех» изучает также возможность бенефициарного владения ЭЩ-ТМС. С этой целью контрольный пакет акций ЭЩ-ТМС или даже все 100% акций могут быть выкуплены у SE. При определении суммы сделки наверняка будет учитываться текущее положение дел на предприятии, в т. ч. его вызывающая все большее беспокойство убыточность. По факту переход ЭЩ-ТМС под контроль «Ростеха» способен повлечь полную переориентацию производства и смену всех менеджеров, являющихся ставленниками Бриссе. Новые, не чуждые «Ростеху» управленцы понадобятся, чтобы правильно освоить значительные средства бюджета, которые с большой долей вероятности будут привлечены на «плавающее» предприятие в рамках реализации мер его господдержки. Соответствующий опыт у лиц, лояльных Сергею Чемезову, имеется. Достаточно вспомнить кадровую чистку в ПАО «АВТОВАЗ», инициированную московской командой «Ростеха». Она предваряла вливание в автогигант миллиардов из федерального бюджета.

Есть где стараться

Важно, что ЭЩ-ТМС — своего рода объектно-ориентированное предприятие. Т.е. заказчиками должны прежде всего выступать крупные промышленные холдинги, в т.ч. владеющие нефтяными и газовыми месторождениями, электрическими мощностями. В способности «Ростеха» обеспечить ЭЩ-ТМС такими заказами сомневаться не приходится: Госкорпорация имеет в своем распоряжении ряд влиятельных лоббистов. Этих лоббистов, как полагают наблюдатели, катастрофически не хватало Бриссе. В результате ЭЩ-ТМС под французским управлением «просело» по перспективным контрактам. Показательным примером можно считать ситуацию с ПАО «Электрозапсибмонтаж» (ЭЗСМ), исполнявшим монтаж электрооборудования в Ханты-Мансийском автономном округе и заточенным под сотрудничество как раз с нефтяниками и газовиками (ЭЩ-ТМС владеет свыше 50% акций ЭЗСМ). Выручка ЭЗСМ с 719 млн р. по итогам 2013 г. (первый год французского господства) упала до 127 млн р. по итогам 2016 г. При этом с 2014 по 2016 гг. трест ЭЗСМ показывает убытки в размере соответственно 103, 211,5 и 246,7 млн р. (см. «Хронограф» № 38 (648) от 27.11.17).

В работе ЭЩ-ТМС с предприятиями энергетической и нефтяной отрасли, относящимися к бизнесу холдинга ПАО «Россети» и ПАО «НК «Роснефть», наблюдатели отметили следующий тренд. Как правило, ЭЩ-ТМС начинает исполнять контракт, однако затем допускает просрочку исполнения обязательств либо ненадлежащее их исполнение.

В результате контрагенты заявляют иски о взыскании неустоек. Можно почитать дело № А55-28371/2017 по иску «ФСК ЕЭС» к ЭЩ-ТМС о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда при РСПП. Решением Третейского суда от 3 марта 2017 г. с ЭЩ-ТМС в пользу ФСК ЕЭС было взыскано 7 млн р. неустойки. Другое дело — № А55-34320/2017 — связано с иском ООО «Самаранефтегаз-Сервис» к ЭЩ-ТМС о взыскании неустойки по договорам поставки от 09.12.2014 и от 14.01.2016 в размере свыше 6,5 млн р. В целом с начала 2014 г. (первый год полноценной работы ЭЩ-ТМС при новых собственниках) число судебных исков к предприятию, судя по картотеке арбитражных дел, выросло в несколько раз по сравнению с периодом до продажи завода французам. В большинстве случаев речь идет о принудительном истребовании с ЭЩ-ТМС денежных средств за нарушения, допущенные в ходе реализации договорных отношений. Причем ЭЩ-ТМС, как доказывают обращения контрагентов о выдаче исполнительных листов, не торопится исполнять судебные решения добровольно. Что лишний раз показывает, что Бриссе и компания слабовато адаптировались к российским реалиям ведения бизнеса. А вот «Ростех» чувствует себя в них как рыба в воде.

Как повлияет на социальную политику ЭЩ-ТМС появление «Ростеха», вопрос неоднозначный. При Бриссе численность коллектива предприятия имела тенденцию к сокращению. В начале 2015 г., поданным ГКУ СО ЦЗН, она составляла около 6,7 тыс. сотрудников. В декабре 2017 г., по словам самого Бриссе, более 5 тыс. человек (http:// volga. news/article/459728. html). Сюрпризом со знаком «минус» стало недавнее увольнение из ЭЩ-ТМС доверенного лица Бриссе Маргариты Киселевой, курировавшей социальную сферу (см. «Хронограф» №7 (659) от 05.03.18). После этого социалка могла, что называется, совсем посыпаться.

Впрочем, в первую очередь «Ростеху», если его пришествие случится, стоит позаботиться все-таки о загрузке мощностей ЭЩ-ТМС. Судя по информации, опубликованной на прошлой неделе в одном из самарских изданий, часть сотрудников ЭЩ-ТМС могли отправить в вынужденный отпуск, а еще части — сократить рабочую неделю. Такое, как правило, происходит, когда нечем занять персонал. Хотя в том же декабре 2017 г. Бриссе прогнозировал рост объема заказов у ЭЩ-ТМС по итогам года по отношению к предыдущему на 17%.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.