Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (665) | 23 апреля 2018г.
 

Доначисления как повод

Дестабилизировать ситуацию в регионе и дискредитировать УК ЖКХ

Борис Кротов

В апреле 2018 г. ситуация, связанная с пересчетом платежей за коммунальные ресурсы для жителей Тольятти, вышла на уровень региона. Несколько недель городским властям и контролирующим ведомствам поступает шквал обращений тольяттинцев, возмущенных перерасчетом. Типовые бланки обращений распространяются по МКД и в сети Интернет. Растущее недовольство жителей все активнее транслируется в медийном пространстве. Основными виновниками выставляются управляющие компании (УК). На этой волне недовольства стоит ожидать, что разочаровавшиеся в УК жители с воодушевлением воспримут переход на прямые договорные отношения с энергетиками. Данная версия может объяснить, почему не одна из УК Тольятти не предпринимает контрмеры по факту информационных атак в их адрес. Это было замечено даже депутатами Думы г.о. Тольятти (ТГД). Так, 4 апреля в ходе пленарного заседания депутаты отметили информационную пассивность УК. Им было рекомендовано вести активную информполитику. Но она так и не началась.

Образ монстра

Первые очаги народного негодования были замечены в конце марта -начале апреля 2018 г. в Центральном р-не г. Тольятти. Поводом для возникновения тревожных настроений послужили квитанции об оплате коммунальных услуг, выставленные жильцам ООО «Управляющая компания №3» (УК №3). В этих платежных документах к привычным строкам добавился еще один пункт — о корректировке размера платы за отопление. Как отметили специалисты прокуратуры Центрального р-на г. Тольятти, «разница корректировки варьировалась от 600 р. до 6-9 тыс. р». При этом несложно догадаться, что корректировка подразумевала доначисление платы, а не ее снижение.

Администрация г.о. Тольятти сформировала собственный пресс-релиз, из которого очевидно, что перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные населением, стандартная и ежегодная процедура. В пресс-релизе приведены доводы, озвученные директором УК №3: «Как пояснил глава УК №3 Виктор Силивоненко, в конце каждого года компания сводит баланс и проводит корректировку. И если по итогам 2016 г. собственникам вернули переплаченные за тепло деньги на общую сумму 17 млн р., то по результатам 2017 г. управляющая компания ушла в минус на 51 млн р. Эта разница сегодня и доначислена жителям 322 домов».

Надо сказать, что проблема доначислений настигла не только жителей домов, находящихся в управлении УК №3. Такая же корректировка платы за отопление была начислена и выставлена собственникам жилья МКД, которыми управляют как крупные компании (ООО «Управляющая компания №1», ООО «ДЖКХ», ООО «Управляющая компания №4»), так и менее известные УК.

Возмущение распространялось стремительно, как пандемия, вслед за почтальонами, разносившими счета на оплату. Прошла череда массовых собраний граждан, недовольных начислениями. Ряд активистов-общественников начали распространять типовые формы жалоб в Госжилинспекцию (ГЖИ) и в прокуратуру. По домам начался обход граждан с предложениями организовать коллективный иск в суд на УК.

Одновременно с этим в соцсетях интернета стали просачиваться вбросы о том, что доначисления в некоторых случаях якобы достигали размера 50 тыс. р. Людей фактически подталкивали к обращениям в прокуратуру и специализированные межведомственные комиссии. Нужна была массовость, чтобы в алчности УК не сомневался уже никто. На этом фоне даже ряд официальных заявлений городских властей начал восприниматься в негативном ключе.

Жители Тольятти ощутили заботу со стороны ресурсоснабжающей организации
Жители Тольятти ощутили заботу со стороны ресурсоснабжающей организации

Позиция властей

Для стабилизации ситуации в районных администрациях Тольятти были созданы оперативные рабочие группы по решению вопросов с доначислениями. К процессу были подключены органы прокуратуры, ГЖИ, депутаты ТГД, чиновники городской администрации, поставщики ресурсов и, естественно, представители УК. «В работе межведомственной рабочей группы будут определены причины завышения оплаты за услуги ЖКХ, сверено количество объема поставленного ресурса по счетам-фактурам и выставленного к оплате жителям»,- заверили представители прокуратуры.

Свое профильное мероприятие было организовано в ТГД. «По инициативе фракции «Единая Россия», озвученной на заседании Думы г.о. Тольятти, в повестку был включен вопрос, касающийся корректировки платы за отопление в одной из крупнейших управляющих компаний нашего города», — сообщил официальный сайт представительного органа Тольятти.

Первый заместитель главы Тольятти Игорь Ладыка сообщал, что выставленные счета необходимо оплатить, не дожидаясь окончания проверочных действий. Депутаты ТГД как один ссылаются на постановление правительства РФ №354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Вот что по этому поводу вещает официальный сайт тольяттинской думы: «Усугубляет ситуацию и низкий уровень информированности горожан. Не все жители знают, что согласно постановлению Правительства РФ № 354 в домах, где плата за коммунальную услугу «отопление» начисляется равномерно в течение всего календарного года (по 1/12), может быть проведена корректировка платы за отопление. Важный нюанс: корректировка возможна один раз в год. Она может быть как в сторону экономии, так и в сторону доначисления». ТГД активно информирует население о том, что ранее были

более мягкие зимы, а в 2017г. отопительный сезон был длиннее на 29 дней: «А теперь жители столкнулись с обратной ситуацией. Поэтому администрации г.о. Тольятти и управляющим компаниям целесообразно усилить информационную работу с населением по этой тематике», — считают депутаты.

Но реакция города на подобные заявления оказалась прямо противоположной. Официальные заявления городских властей получили негативную оценку. Пока до прямых столкновений с силовиками дело не дошло, но многочисленные собрания жильцов во дворах МКД можно было наблюдать. При этом активность УК по стабилизации ситуации не наблюдалась. И здесь возникает вопрос: кому может быть удобна складывающиеся ситуация?

Отвлекающий маневр

Во всех сообщениях о доначислениях фигурируют именно УК. Причем в большинстве релизов стороной обходится информация о конечном получателе платежей, т.е. ресурсоснабжающей организации (РСО), которая напрямую заинтересована в сборе денег с населения. Тем не менее в сознании людей именно УК все больше обретают образ своеобразных монстров, способных лишь на то, чтобы обирать жильцов МКД. Этот посыл тиражируется навязчиво и многократно, пока не будет достигнута пиковая нагрузка.

В итоге в общественном сознании активно формируется сомнение в законности перерасчета, в законности деятельности УК. Сам факт наличия сомнения позволяет в дальнейшем манипулировать общественным мнением в нужном русле. Следует дополнить, что с апреля 2018 г. собственникам жилья могут активно предлагать переходить на прямые договорные отношения с РСО, в обход управляющих компаний. Пока граждане будут сомневаться в своих УК, им в качестве спасения начнут поступать предложения от РСО заключить прямые договоры. Жители, разочарованные в своих УК, скорее всего не захотят даже вникать в нюансы договорных отношений с теплоэнергетиками и согласятся на любые условия и схемы. Поднятая волна с перерасчетом по теплу, по сути, отвлекает население от проблем, которые могут появиться в связи с переходом на прямые договоры (см. комментарий).

Последствия скоропалительных решений будут проявляться гораздо позже. Но гражданам со всеми возникающими вопросами уже придется обращаться к РСО. Известно, что сбытовые службы РСО не так легкодоступны для плательщика-физлица. Да и будут ли вообще теплоэнергопоставщики создавать абонентские отделы, способные оперативно реагировать на десятки тысяч обращений потребителей? И еще много нового предстоит узнать собственникам жилья в МКД, которые на эмоциях совершат необдуманные поступки. Выходит, что сейчас в Тольятти была смодерирована наиболее благоприятная ситуация для разрыва отношений жителей МКД с УК.

Комментарии

Виктор ЧАСОВСКИХ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Самарской области, руководитель регионального центра «ЖКХ — Контроль»

24 апреля в стенах Самарской губернской думы состоится круглый стол с участием врио губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Будут рассматриваться вопросы, связанные с выстраиванием прямых договорных отношений между потребителями и РСО. А вопросов много.

Сейчас Жилищный кодекс предусматривает наличие типового договора между собственником и РСО. А он не разработан. РСО в соответствии с этим договором должна подавать коммунальный ресурс до границ дома, а дальше начинается ответственность УК. УК должна обеспечивать работу всех инженерных систем в доме, чтобы они были готовы к приему коммунальных ресурсов. Что это значит и какая ответственность? Кто реальный исполнитель коммунальных услуг? Нет определенности еще по целому ряду вопросов. Нет механизмов фиксации нарушения качества коммунальных услуг, механизма перерасчета платы, ограничения подачи коммунальных услуг и т. д. Срочно необходимо принятие подзаконных актов, определяющих эти механизмы.

В законодательных актах данные механизмы прописаны в отношении УК, но как быть с РСО? Необходимо адаптировать нормативную базу под новый тип взаимоотношений. Если сейчас собственники массово начнут заключать договоры с РСО, то они могут оказаться с ними один на один. И последствия лягут на плечи местных и региональных властей. Важно не допустить этого. Поэтому нам предстоит масштабный процесс отстраивания взаимоотношений потребителей и ресурсников, в т.ч. требуют решения и вопросы создания и функционирования единого расчетного регионального центра, который бы смог решить многие проблемы по начислениям платы, доставке единой квитанции, повышению качества расчетов и т.д.