Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (686) | 6 ноября 2018г.
 

Проблемы решаемы

Дмитрий Азаров обозначил основные пути развития региона

Борис Кротов

31 октября губернатор Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ провел расширенное заседание регионального правительства. Обсудили ключевые положения социально-экономического развития Самарской обл. и проект бюджета на предстоящий период. Впервые за долгие годы предложения по внесению в главный региональный документ разработаны с профицитом, что является маркером оздоровления бюджетной системы и всей социально-экономической сферы в целом. Уходить от обсуждения острых тем и застарелых проблем на заседании правительства не стали.

Прямой разговор

В целом прошедшее правительственное заседание многих наблюдателей и экспертов удивило. Основной акцент был сделан не на сухих радужных отчетах, а на обсуждении проблем и болевых точек региона. Такой подход свидетельствует о том, что руководство региона реально настроено решать социально-экономические проблемы, а не заниматься созданием видимости благополучия.

Обращаясь к участникам заседания, Дмитрий Азаров отметил, что за год удалось преодолеть негативные тенденции в экономике, выйти в зону роста. Однако, как отметил глава региона, существующие сегодня показатели недостаточны для опережающего развития. «Мы ставим перед собой амбициозные задачи и должны выходить на лидирующие позиции. Тем более инвестиции текущего года закладывают серьезные основы, прочный фундамент на годы вперед», — сказал Дмитрий Азаров.

О предварительных итогах социально-экономического развития региона доложил министр экономического развития и инвестиций Самарской обл. Дмитрий Богданов. За январь-сентябрь 2018 г. индекс промышленного производства в обрабатывающей промышленности вырос на 3,5%. Наибольший вклад в рост производства обрабатывающих отраслей принадлежит автомобилестроению, химическому производству и пищевой промышленности. Ожидается, что к концу года индекс промышленного производства без учета добычи полезных ископаемых составит 104,1%. Главным сдерживающим фактором развития региона было снижение производства в добыче полезных ископаемых (93,7%), обусловленное распространением на Самарскую обл. ограничений, введенных соглашением ОПЕК+.

У Минэкономразвития области есть 2 варианта прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 гг. — консервативный и базовый. Последний лег в основу при формировании регионального бюджета.

Базовый вариант развития экономики губернии до 2021 г. предусматривает рост ВРП на 8,7%. Следует признать, что задача, которую областные власти ставят перед собой, достаточно сложная. Тем не менее она вполне выполнима. Своеобразным драйвером должно стать участие Самарской обл. в национальных проектах, старт которым дал Указ президента РФ Владимира Путина №204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.».

Одна из национальных программ направлена на повышение производительности труда. На заседании правительства Самарской обл. было отмечено, что для ускорения динамики экономического роста региона необходимо, чтобы как можно больше предприятий приняли в ней участие. Сейчас в нее входят только 20 компаний. Но уже есть первые результаты. Прирост выручки участников программы, по предварительной оценке, к концу года составит от 4 до 17,5%. «В соответствии с Указом президента стоит амбициозная задача — вовлечь в программу более 200 крупных и средних предприятий приоритетных отраслей экономики», — подчеркнул Дмитрий Богданов.

Эксперты считают, что у региона есть неплохие перспективы в части инновационной и внедренческой деятельности. «Эффективное развитие промышленности, и особенно наукоемких отраслей, производство продукта с высокой добавленной стоимостью в современных условиях невозможно без внедрения инноваций. Сейчас Самарская обл. входит в десятку инновационно развитых субъектов России.

Регион активно поддерживает инноваторов и их разработки. В 2018 г. на эти цели направлено более 200 млн р., поддержано 23 проекта в сфере аэрокосмических, медицинских, нефтехимических технологий. Есть и формы поддержки предприятий, занимающихся повышением производительности труда, внедрением высоких технологий, что является важной частью соответствующих отраслевых национальных проектов», — считает директор ГАУ «ЦИК СО» Денис Жидков. По его словам, поступательно происходит развитие проектов, связанных с деятельностью кластеров и технопарков. Запускается «Жигулевская долина — 2», а сам технопарк не так давно стал региональным оператором «Сколково». «И это лишь некоторые примеры, — говорит Жидков. — Считаю, что регион занимал и будет занимать достойное место в рейтинге субъектов федерации, лидирующих в производстве и внедрении инновационных технологий, продуктов и услуг. Для этого есть все условия».

Демографию будут исправлять

Масштабные задачи перед Самарской обл. стоят в сфере демографической политики. К сожалению, на протяжении последних 23 лет происходит снижение численности населения региона. Этот тренд достаточно устойчивый, имеет инерционный характер и распространится на среднесрочный период.

Правительство Самарской обл. под присмотром губернатора Дмитрия Азарова намерено сделать все возможное для перемены этих тенденций за счет реализации национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение». Предполагается принятие мер по повышению рождаемости, снижению смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте. Важнейшим направлением нацпроекта также является создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей. Этот вопрос решается повсеместной доступностью дошкольного образования. В этом плане на территории Самарской обл. уже проводится большая работа. В 2018 г. намечен ввод в эксплуатацию 11 детских садов на 2530 мест.

На расширенном заседании областного правительства в ходе обсуждения вопросов демографии были озвучены и другие решения, направленные на преодоление негативных тенденций в демографической сфере. В частности, указывалось на необходимость создания условий для закрепления молодежи в регионе. Для этого нужны комфортная среда проживания и высокооплачиваемые и интересные рабочие места. Но и здесь дело не стоит на месте. За прошедший период текущего года введены в действие новые производства в химической, пищевой, текстильной и других отраслях. Это позволило только за первое полугодие 2018 г. создать более 5,5 тыс. новых рабочих мест, что почти на 7% больше, чем за соответствующий период прошлого года. До конца года будет создано еще порядка 6 тыс. рабочих мест.

«Сегодня стоит задача остановить падение численности населения. И каждое муниципальное образование в своей стратегии развития на первое место ставит сохранение человеческого капитала. Летом была проведена очень большая работа по составлению стратегических программ муниципальных образований. Их подготовка велась очень основательно. Не случайно стратегия развития г.о. Кинель по своей обоснованности и разработанности заняла 1-е место в России. Поэтому есть полная уверенность в том, что Самарская обл. может выйти на те целевые показатели, которые обозначены в нацпроекте «Демография», -отметила доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» Ольга Семенчук.

Здоровый бюджет

Вторым ключевым вопросом правительственного заседания было обсуждение проекта закона «Об областном бюджете на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг.». Докладчиком был министр управления финансами Самарской обл. Андрей Прямилов.

Впервые за многие годы главный финансовый документ региона был разработан с профицитом. Это полностью соответствует курсу, который с подачи Владимира Путина был задан на федеральном уровне. Основные параметры предложенного бюджета Самарской обл. на 2019 г.: доходы (без учета федеральных поступлений) 136,89 млрд р., расходы — 136,75 млрд р.

Принципиально иной подход к формированию бюджета назрел уже давно. На протяжении многих лет бюджет региона верстался с дефицитом, который покрывался за счет заемных средств кредитных учреждениий. В итоге госдолг Самарской обл. достиг впечатляющих размеров. Профицитный бюджет способствует решению этой проблемы. В бюджете на 2019 г. был учтен вопрос по сокращению госдолга Самарской обл. По итогам 2019 г. уровень долговой нагрузки на областной бюджет должен составить 46% с поэтапным снижением к 1 января 2022 г. до 42%.

Такая же задача стоит и перед муниципалитетами. Министерство управления финансами планирует увеличить лимит бюджетного кредитования с 300 млн р. до 500 млн р., при этом ввести ряд изменений для того, чтобы стимулировать муниципалитеты сокращать свои долги в коммерческих банках, как вариант — через бюджетное кредитование. Но есть и ограничения. «При принятии решений о замещении коммерческих кредитов бюджетными вы должны доказать разумность использования средств», — подчеркнул Дмитрий Азаров, обращаясь к главам муниципалитетов.

Особое внимание было уделено Тольятти. Ситуация с бюджетом здесь напряженная, отмечается снижение доходов. Тольятти по бюджетной обеспеченности находится на предпоследнем месте среди городов Самарской обл. и на втором месте по уровню муниципального долга. Но и для Тольятти есть варианты региональной поддержки, о чем было сказано и губернатором Дмитрием Азаровым, и министром финансов Андреем Прямиловым. В Тольятти региональные инициативы встретили с оптимизмом. «Как отметил министр финансов Андрей Прямилов, по многим параметрам, связанным с получением доходов в местный бюджет (что напрямую зависит от усилий местной власти), Тольятти является одним из примеров, лучшие практики мы наблюдаем именно в нашем городе. Но и социальная сфера Тольятти, не в пример многим городам, велика. Это и детские сады, и учреждения культуры, и спортивные сооружения. Их много, и все они требуют значительных средств на содержание, образуется кассовый разрыв. Важно, что в таких условиях расходная часть городского бюджета формируется реалистично, нет ненужных расходов, власть обращается с имеющимися средствами экономно и даже в какой-то степени прижимисто», — прокомментировал генеральный директор АО ОЭЗ ППТ «Тольятти» Сергей Андреев, проработавший мэром Тольятти 5 лет — с 2012 г. по 2017 г. «Для Тольятти очень важно, что губернатор Самарской обл. Дмитрий Игоревич Азаров призвал поддержать город и еще раз внимательно посмотреть, что можно сделать с точки зрения тех методик, которые применяются при начислении стимулирующих субсидий. Сейчас к Тольятти применяется понижающий коэффициент 0,7, которого не имеют, к примеру, ни Сызрань, ни Новокуйбышевск. Полагаю, если этот коэффициент будет изменен на 1, мы увидим поступление дополнительных средств на приоритетные расходы», — считает Андреев. По различным оценкам, корректировка методики даст прибавку бюджету Тольятти в размере 145 млн р. Глава региона эту инициативу поддержал.

По итогам обсуждения законопроект о бюджете был поддержан правительством Самарской обл. Далее он будет направлен на рассмотрение депутатов СГД.