Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (688) | 19 ноября 2018г.
 

Новый образ сада

Развитие дошкольного образования невозможно без современных кадров

Алиса Кирсанова

Тольятти активно включился в реализацию задачи по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. Данный ориентир обозначен в Указе президента России Владимира ПУТИНА №204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». Расширение возможностей дошкольного звена ставит перед отраслью необходимость решения и кадрового вопроса. Крупнейшая в Тольятти сеть детских садов АНО ДО «Планета детства «Лада» начала готовить кадры для работы с детьми раннего и ясельного возраста, детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) с учетом обновленных требований и стандартов.

Стратегическая задача

В конце июня Самарская губернская дума (СГД) утвердила профильным ведомствам рекомендации, направленные на эффективную реализацию указа о стратегических задачах развития РФ в части обеспечения дошкольников региона младше 3 лет местами в детских садах. Признано, что повышение доступности дошкольного образования для самых маленьких россиян является актуальной государственной задачей и ее решение оказывает существенное влияние на повышение рождаемости, занятость родителей и экономическую устойчивость семей с детьми.

Стоит отметить, что ключевые рекомендации СГД касаются не только развития материально-технической базы дошкольного звена, т. е. создания особых и специальных условий для малышей. Но и насыщения отрасли необходимыми специалистами. Также была обозначена задача проведения мониторинга в целях выявления актуальных проблем дошкольного образования детей раннего возраста и их дальнейшего решения. Потребность в таком мониторинге объясняется во многом тем, что последние десятилетия развитие дошкольного сектора было ориентировано на детей старше трех лет и существующие пробелы в области работы с младшей категорией воспитанников необходимо ликвидировать.

К решению обозначенных задач подключилась и крупнейшая в регионе НКО сферы дошкольного образования «Планета детства «Лада». В структуре организации 50 детских садов. Уже к началу текущего учебного года «Планета детства «Лада» заявила в муниципальную очередь к распределению более 2700 мест для детей до 3 лет, из них 72 — для детей младше 2 лет. Но реально востребованными оказались только 1868 мест, из них 33 места до 2 лет. «Существующий интерес не стоит расценивать как отсутствие необходимости у тольяттинских семей. За предыдущие годы в обществе сложился стереотип, что у нас крайне мало мест для дошкольников до 2 лет. И семьи просто не планировали, чтобы их ребенок в раннем возрасте начинал посещать детский сад. Но сегодня мы предпринимаем ряд мер, чтобы у садов была не только материально-техническая возможность принимать детей раннего возраста, но и чтобы образовательная среда была готова массово и на высоком уровне работать с такими детьми», -пояснила руководитель АНО ДО «Планета детства «Лада» Ольга Корабельникова.

Особая атмосфера

Организация деятельности групп раннего возраста требует особых санитарно-гигиенических условий, проектирования специальной предметно-пространственной развивающей среды, создания атмосферы психологического комфорта не только детям, но и родителям.

Для детей раннего возраста АНО «Планета детства «Лада» создает особые и специальные условия для малышей
Для детей раннего возраста АНО «Планета детства «Лада» создает особые и специальные условия для малышей

У «Планеты детства «Лада» во всех 50 детских садах есть группы для детей в возрасте до 3 лет, из них в 27 созданы условия для детей с 1,5 до 2 лет. На примере работы детского сада №107 «Ягодка» можно понять, каким образом обеспечиваются необходимые условия в ранних группах. В этом детском саду с самого открытия существуют группы для детей раннего возраста: с 1,5 до 2 лет и с 2 до 3 лет. Как рассказала заведующая детским садом №107 Елена Красильникова: «В стенах нашего детского сада сформирована обширная практика создания необходимой среды и специфичных условий. При их создании мы опирались на современные исследования нейропсихологов, физиологов, педагогов. Определив на практике значимые потребности детей раннего возраста, мы поставили задачу реализовать в группе условия, отвечающие всем требованиям безопасности, учитывающие основные принципы построения развивающей среды. И мы продолжаем прорабатывать многочисленные нюансы жизни таких групп».

Так, группы раннего возраста детского сада №107 «Ягодка» обеспечены игровыми манежами. Они обеспечивают безопасность, т.к. дети, находясь внутри, окружены мягкими полифункциональными модулями, разнообразными подушками. Малыши могут на них сидеть, лежать, по желанию могут их использовать для построек и т.д. Дети могут спокойно играть с многочисленными игрушками для сенсорного развития. Они размещены на внутренних полках, прикрепленных или подвешенных к ограждению модуля. Есть специализированные конструкторы, позволяющие малышам самостоятельно построить себе дорожку, заборчик и т.д. Многочисленные бизиборды развивают сенсорные способности малышей. В группе имеются и двигательные манежи, которые способствуют физическому развитию малышей и удовлетворению их двигательной активности.

Немаловажным является то, что педагогический процесс при работе с группами раннего возраста в значительной степени затрагивает и родителей малышей. Такая работа важна для того, чтобы именно родители сохранили статус центральной и определяющей фигуры в воспитании и развитии ребенка. Для этого работа детского сада строится на основе принципа открытости. И данная «открытость» — это не только возможность получения информации, а возможность непосредственного участия в образовательном процессе. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для себя время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, как он общается со сверстниками и т.д.

В раздевалках групп раннего возраста установлены телевизоры. И каждый вечер родители могут видеть, какими видами деятельности занимались их дети в течение дня. Детским садом для членов семьи регулярно организуются тренинги, на которых педагог-психолог прорабатывает все волнующие вопросы. «Главная цель совместной работы педагогов и родителей — это успешная адаптация ребенка, налаживание его общения со сверстниками и самое главное — обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в дошкольной организации и в семье», — отметила Елена Красильникова.

Инновационный подход

Деятельность «Планеты детства «Лада» выстроена таким образом, что позволяет отрабатывать разнообразные практики и методические приемы организации воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста одновременно на площадках целого ряда детских садов. Таким образом, формируется актуальный опыт отработки эффективности отдельных методик, их селекция и обобщение. Итогом становится солидная база образовательных программ. То же происходит и в отношении разработок мер психолого-педагогической поддержки семей. «Обеспечить педагогический процесс для детей раннего возраста невозможно без соответствующих образовательных программ, без рабочих программ для педагогов, без методических пособий.

Также перед нами и отраслью в целом стоит задача решить вопрос повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми раннего возраста. И мы уже активно включились в этот процесс», — отмечают в «Планете детства «Лада». Для этого интенсивно используются ресурсы корпоративного образовательного центра «Планета Профи».

На его базе организованы практико-ориентированные курсы по повышению квалификации, внедряются краткосрочные программы повышения квалификации для работников дошкольного образования по вопросам обучения и воспитания детей раннего возраста. «Те реорганизационные процессы, которые сейчас происходят в «Планете детства «Лада» в силу реализации стратегических указов президента РФ, ориентированы на расширение наших возможностей не только по созданию условий для групп раннего возраста, но и по организации работы с детьми с ОВЗ и их семьями. Ведь планом программы «Десятилетие детства» поставлена задача обеспечить 100-процентный охват детей с ОВЗ и инвалидностью образованием всех уровней», — сообщила «Хронографу» Ольга Корабельникова. Для этого на базе коррекционных детских садов «Планеты детства» создаются центры, ориентированные на психолого-педагогическое сопровождение семей, где есть дети с ОВЗ, не имеющие возможности постоянно посещать дошкольные учреждения.

Работа в таких центрах направлена на позитивную социализацию, интеллектуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей с ОВЗ. «Важно научить семью тому, как обеспечить полноценное развитие особым детям. Для этого мы оказываем консультативную и методическую помощь родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей», — поясняет Корабельникова. Такие центры дают возможность семьям с особыми детьми адаптироваться к жизни и повысить уровень их социализированности.

Стоит ожидать, что благодаря реализации федеральной программы «Десятилетие детства» в дошкольном секторе произойдут ощутимые преобразования. Требование начать создавать группы для раннего возраста уже поспособствовало развитию материальных фондов детских садов, а также привело к созданию новых методик. Кроме того, начала развиваться образовательная инфраструктура для детей, которые ввиду особенностей здоровья не могут посещать обычные детские сады. Деятельность АНО ДО «Планета детства «Лада» показывает, что и дошкольное звено готово вносить свой вклад в преобразование социальной инфраструктуры детства исходя из задач государства.