Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (688) | 19 ноября 2018г.
 

Стараниями Елисеева

«Металлист-Тольятти» ушел под контроль авиационного завода «АГАТ»

Илья Ширтанов

6 ноября появилась официальная информация о новом собственнике ООО «Металлист-Тольятти», учредителем которого ранее выступало АО «Металлист-Самара». В настоящее время единственным владельцем «Металлист-Тольятти» является ООО «АГАТ Тольятти», опосредованно подконтрольное АО Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «АГАТ» (ГМЗ). В составе руководства ГМЗ, так же как и АО «Металлист-Самара», присутствует Юрий ЕЛИСЕЕВ, что позволяет назвать его модератором процесса отчуждения ООО «Металлист-Тольятти».

16 октября АО «Металлист-Самара» сообщило о намерении прекратить участие в ООО «Металлист-Тольятти». Данные о новом собственнике были внесены в ЕГРЮЛ 6 ноября. 100% уставного капитала ООО «Металлист-Тольятти», немногим превышающего отметку 13 млн р., перешли к ООО «АГАТ Тольятти». Мажоритарным владельцем последнего выступает ООО «АГАТ-1», соучредителем записан Александр Юриков.

«АГАТ-1», в свою очередь, является стопроцентной «дочкой» ГМЗ. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГМЗ, Юриков на данном предприятии занимает должность директора по режиму, управлению персоналом и социальному развитию.

Генеральным директором ГМЗ является Юрий Елисеев. Он же трудоустроен на АО «Металлист-Самара» исполнительным директором.

В Самарскую обл. Юрий Елисеев прибыл после назначения его в ноябре 2011 г. исполнительным директором ОАО «Кузнецов» приказом генерального директора ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная организация» (УК ОДК) Андрея Реуса. На тот момент пост губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) занимал представитель Государственной корпорации «Ростех» Владимир Артяков. Судя по дайджесту публикаций СМИ того периода, Елисеев быстро нашел понимание с руководством региона.

Однако на «Кузнецове» Елисеев проработал недолго. В апреле 2013 г. он покинул предприятие. В открытых источниках распространялась информация о том, что увольнение с «Кузнецова» якобы могло быть связано с возникшими разногласиями между Елисеевым и представителями акционера общества, т.е. ОДК. Однако Елисеев не выпал из системы холдинга ОДК, а был перемещен на должность исполнительного директора АО «Металлист-Самара». Данное обстоятельство объяснялось тем, что бенефициары ОДК не хотели терять высококлассного специалиста.

Примечательно, что в 2016 г. именно Елисееву была отведена публичная роль организатора производства «Металлист-Самары» в Тольятти. Информационный портал «ВолгаНьюс» сообщал о встрече Елисеева с губернатором Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николаем Меркушкиным, на которой обсуждались перспективы передачи АО «Металлист-Самара» производства ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). В публикации отмечалось, что Меркушкин обещал оказать содействие в решении вопроса. В 2016 г. ВМЗ принадлежал ПАО «АВТОВАЗ». До этого, с сентября 2013 г. и до конца 2014 г., ВМЗ владел Ростех. В том же 2014 г. размер активов ВМЗ уменьшился на 6 млрд р. — до отметки в 3,2 млрд р. (см. «Хронограф» №34 (686) от 6.11.18). По итогам 2016 г. за предприятием все еще числились активы в размере 1,29 млрд р., практически полностью сформированные дебиторской задолженностью. Кроме того, к началу 2017 г. ВМЗ успел накопить 9,7 млрд р. непокрытых убытков.

В ноябре 2016 г. было образовано ООО «Металлист-Тольятти». Однако, судя по всему, АО «Металлист-Самара» так и не удалось загрузить мощности дочернего предприятия. Вполне возможно, что сейчас Елисеев делает ставку на перепрофилирование ООО «Металлист-Тольятти» под запросы ГМЗ, занимающегося выпуском продукции авиационного назначения.