Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (693) | 24 декабря 2018г.
 

Легкие миллиарды

Модернизация ПАО «Кузнецов» принесла крупные заказы Марине Сечиной

Георгий Кизельгур

18 декабря министерство промышленности и технологий Самарской обл. сообщило о ходе масштабной модернизации ПАО «Кузнецов». Предприятие входит в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК) из ГК «Ростех». Бодрые сообщения о реконструкции производства обходятся без упоминания ее теневой стороны. А именно: главным стейкхолдером процесса стало ООО «Станкофлот», которое контролирует Марина СЕЧИНА (на фото), бывшая супруга главы ПАО «НК «Роснефть» Игоря СЕЧИНА. Ее «Станкофлот» в текущем году только лишь от ПАО «Кузнецов» получил контракты на сумму 436 млн р.

«Станкофлот» -чемпион!

Продолжает набирать обороты модернизация производства ПАО «Кузнецов». В публичную плоскость выдается информация исключительно о строительстве новых корпусов и производственных объектов. За кадром остается процесс распределения заказов прославленного самарского двигателестроительного предприятия. Причина очевидна: здесь есть о чем умалчивать. Так называемая модернизация привела к появлению нового лидера в пуле подрядчиков ПАО «Кузнецов». «Наиболее крупным поставщиком организации является ООО «Станкофлот», с ним подписано 2 контракта на сумму 436 132 718 р., что составляет 4% от общего объема», — отмечает специализированный сайт «Синапс» (https:// synapsenet.ru/searchorganization/or ganization/102 6301705374-рао-kuznecov/top-postavschikov).

Информация о самих контрактах, как, впрочем, и о самом поставщике, выглядит достаточно любопытно. По данным ресурса «rusprofile.ru», численность сотрудников ООО «Станкофлот» всего 11 человек. «Станкофлот» свой первый контракт с ПАО «Кузнецов» заключил 25 мая 2018 г. Договор предполагает выполнение строительно-монтажных работ по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производства ракетных двигателей 14Д21/14Д22 на промплощадке ПАО «Кузнецов», г. Самара». Стоимость контракта составила 164,5 млн р. Строительно-монтажные работы на объекте следует выполнить в срок до 31 декабря 2018 г.

25 октября 2018 г. был заключен второй контракт. «Станкофлот» получил генеральный подряд на выполнение работ по устройству внутриплощадочных инженерных и электрических сетей по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производства ракетных двигателей 14Д21/14Д22 на промплощадке ОАО «Кузнецов», (г. Самара)». Стоимость контракта-271,6 млн р. На выполнение работ отведен срок до 31 декабря 2019 г.

Следует отметить, что торги по вышеназванным контрактам могли представлять собой пустую формальность. Тендер на реконструкцию производства ракетных двигателей проводился в форме открытого электронного конкурса, а тендер на выполнение работ по обустройству инженерных и электрических сетей на той же промплощадке производился в виде закупки у единственного поставщика. И в том и в другом случае квалификационный отбор не проводился. На сайте госзакупок описание тендеров сопровождалось следующим пояснением: «Закупка осуществляется вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций». Тут же возникает вопрос: это что же за модернизация такая аварийная? В тендерной документации отмечается, что закупка у единственного поставщика проводилась «в связи с неразрывностью технологического процесса и соблюдением последовательности работ, а также необходимостью проведения работ в сжатые сроки». Обоснование весьма слабое. В той же самой документации поясняется, что закупки осуществлялись в целях исполнения обязательств ПАО «Кузнецов» по договору, который был заключен с ГК «Ростех» 22 декабря 2014 г. В отчетности двигателестроительного завода говорится, что реконструкция и техническое перевооружение производства ракетных двигателей 14Д21/14Д22 ведется с 2015 г.

Таким образом, модернизация конкретного объекта идет уже более 3 лет. На этом фоне спешный поиск подрядчика в мае 2018 г. выглядит как минимум странным.

Кроме того, проведение второго тендера происходило с конфликтом. При подведении итогов мнения членов закупочной комиссии разделились. Из 11 членов комиссии (10 постоянных и 1 переменный) лишь 6 человек проголосовали за заключение договора с компанией «Станкофлот». Против были три члена комиссии –Н.М. Ларенкова, Е.А. Федорова, А.А. Бородачева. «Воздержался» Р.В. Иванов. Он же написал особое мнение: «В представленном ТЗ отсутствуют сроки реализации наружных сетей. Устное заявление переменных членов по срокам выполнения работ -ноябрь 2018 г. Согласно объемам работ, указанных в ТЗ, вызывает сомнение в обозначенных сроках выполнения работ». Еще один член комиссии на заседание просто не явился.

Общее дело

«Аварийное» и спешное проведение торгов, позволившие ООО «Станкофлот» оказаться вне конкуренции, имеет достаточно простое объяснение. У компании есть серьезный покровитель. Общество было зарегистрировано в 2007 г. под названием ООО «А-Медиа» (г. Одинцово, Московской обл.). Малоизвестная компания занималась рекламной деятельностью. Однако в мае 2016 г. компания стала называться «Станкофлот» и перешла на оптовую торговлю металлообрабатывающими станками. «Сразу после того, как рекламное агентство «А-Медиа» из Одинцово превратилось в промышленное предприятие «Станкофлот», на короткое время владельцем компании стал Максим Кретов, член президентского совета Федерации конного спорта России. Но затем, в апреле 2017 г., он уступил свое место президенту той же федерации Марине Сечиной, бывшей жене главы «Роснефти» Игоря Сечина», -пишет «Новая газета» (https:// www.novayagazeta.ru/articles/ 2018/06/08/76743 -pod-kry-lom-rodiny). На сегодняшний день Сечиной, согласно ЕГРЮЛ, принадлежит 51% «Станкофлота». За считаные месяцы «Станкофлот» превратился в стратегического поставщика деталей для пассажирского авиалайнера МС-21. Заказчиком выступало АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина» из ГК «Ростех». «С тех пор «Станкофлот» менее чем за год получил госконтракты почти на 1,5 млрд р. на связанные с МС-21 проекты. И все — от «Технологии» им. А.Г. Ромашина. И все — без конкурса», — делится информацией «Независимая газета». Издание особое внимание уделило вопросу о том, откуда «Станкофлот» в считаные месяцы заимел ресурсы и производственную базу для участия в производстве столь знакового проекта. Тут, видимо, ключевую роль сыграл генеральный директор компании «Станкофлот» Александр Андреев, который занимает этот пост с ноября 2016 г. С декабря 2016 г. он также является совладельцем 49% долей предприятия. «Новая газета» рассказывает: «Андреев — бывший полицейский, оперуполномоченный Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) ГУВД Москвы. И как бы это удивительно ни звучало, Андреев в своем полицейском прошлом имел непосредственное отношение к авиационной сфере. Он занимался оперативным сопровождением одного из самых громких уголовных дел в истории России — о хищениях в государственной Финансовой лизинговой компании (ФЛК). Причем бывший оперуполномоченный настолько успешно «сопровождал» это дело, что вскоре активы госкомпании перешли под его управление... После того как государственное лизинговое предприятие было признано банкротом, на его основе создали компанию «Независимые технологии» («НТ»)».

Вполне возможно, Марина Сечина в действительности не очень глубоко погружена в бизнес-процессы, в которых участвует «Станкофлот».

Видимо, они ее интересуют исключительно как источник дохода, позволяющий вести образ жизни на соответствующем ей уровне. Управлением же занимается такой гениальный менеджер, как бывший опер Александр Андреев. Марина Сечина больше похожа на светскую львицу, чем на бизнес-леди. Ведь она возглавляет федерацию элитарного вида спорта, активно ведет светскую жизнь. И ей, похоже, не до «внутриплощадочных инженерных и электрических сетей» ПАО «Кузнецов».

Особого внимания заслуживает даже не сама персона бывшей супруги главы Роснефти, а то обстоятельство, как быстро с ее приходом «Станкофлот» стал ведущим партнером крупных заводов ГК «Ростех». По проекту МС-21 «Станкофлот» освоил около 1,5 млрд р., а по программе модернизации производственной площадки ПАО «Кузнецов» — еще 436 млн р. И это не предел. Видимо, благодаря надежной крыше «Станкофлот» в Самаре обрел вполне конкретный источник дохода.

Приоритет – кустарям

Областной минпром сообщил, что реконструкция и техническое перевооружение производства ПАО «Кузнецов» ведется за счет средств ФЦП «Развитие ОПК РФ на 2011-2020 гг.» и собственных средств АО «ОДК». Пять проектов связаны с производством двигателей НК-32 серии 02, еще один проект — с модернизацией ракетного производства. Только лишь создание Центра компетенции «Шестерни» потребует более 2 млрд р. (см. «Хронограф» №34 (686) от 6.11.18). Пресс-служба ПАО «Кузнецов» в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» сообщила, что значительная часть средств по этому направлению уже освоена: «В настоящий момент сумма, на которую уже осуществлена закупка материалов и оборудования, а также проведены работы, превышает 800 млн р.». По данным регионального минпрома, еще свыше 2 млрд р. вложат в создание Центра специализации «Корпус производства компрессоров». Средства выделяются гигантские. Похоже, «Станкофлоту» Марины Сечиной здесь еще есть на что рассчитывать.

Все это наблюдается после того, как президент России Владимир Путин 7 мая 2018 г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» (о 12 национальных проектах). Среди приоритетных задач он называет «совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей». В данном случае наглядно показано истинное отношение к нацпроекту, который обозначил президент страны в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. В числе подрядных организаций при соответствующих условиях торгов оказалась фирма бывшей супруги главы Роснефти.

Между тем такая закупочная политика государственных предприятий обладает вполне конкретными изъянами. Во-первых, она подрывает доверие к словам первых лиц государства, которые говорят о том, что госкорпорации должны привлекать к выполнению подрядов реальные предприятия с реальными компетенциями и специалистами. Во-вторых, ПАО «Кузнецов» работает в стратегически важных отраслях — оборонно-промышленной и ракетно-космической. Привлечение сомнительных подрядчиков к модернизации производства несет в себе определенного рода риски. Кто-то такой подход может расценить как предательство государственных интересов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.