Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (693) | 24 декабря 2018г.
 

Сложный вопрос

В Тольятти ожидается увеличение платы за проезд в муниципальном транспорте

Егор Кошеров

17 декабря комиссия по рассмотрению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа рассмотрела вопрос о повышении тарифа в муниципальном транспорте. Избежать повышения стоимости проезда не удалось из-за значительного роста цен на ГСМ, энергоресурсы и НДС. При этом часть социальных пакетов, действовавших в городском транспорте ранее, администрация Тольятти намерена сохранить. Последний раз тариф на проезд в муниципальном транспорте менялся три года назад — 1 января 2016 г.

К работе были привлечены специалисты финансовой, экономической и транспортной сферы. В целом вопрос (а особенно его социальные последствия) оценивался в течение нескольких месяцев. До 26 декабря проект постановления администрации о повышении тарифов находится на антикоррупционной экспертизе. Согласно положениям нового документа, с 1 января 2019 г. стоимость проезда в городском общественном транспорте будет составлять 28 р. за одну поездку (при наличном расчете) и 25 р. при оплате транспортными картами жителя г.о. Тольятти. При этом стоимость безлимитной транспортной карты увеличится до 1500 р. «Подчеркнем, что у тольяттинцев останется возможность оплаты проезда в общественном транспорте в размере 25 р. при условии использования безналичного способа оплаты (транспортной картой)», — говорится в официальном сообщении администрации г.о. Тольятти.

Администрация Тольятти сделала все возможное, чтобы сохранить социальные пакеты для студентов и учащихся. Стоимость проездного «Студенческий» сохранится на уровне 840 р. Проездной «Для учащихся» так же, как и в прошлом году, будет стоить 600 р.

В городе действуют 37 муниципальных маршрутов, осуществляемых МП «ТП АТП-3», и 7 маршрутов — МП «ТТУ». Согласно нормам действующего законодательства, тарифы на них являются регулируемыми, и все решения, касающиеся ценовой политики, должен принимать муниципалитет. Теоретически местные власти могут сделать проезд в общественном транспорте и вовсе бесплатным для всех. Вопрос лишь в цене. Вот несколько цифр. Запланированная себестоимость оказываемых МП «ТП АТП-3» услуг на 2019 г. составит 1,152 млрд р. Этой суммы предприятию хватит, чтобы осуществить 26 млн перевозок пассажиров. Себестоимость услуг МП «ТТУ» составит 291 млн. р. при запланированном показателе в 6,1 млн перевозок. Таким образом, речь идет почти о 1,5 млрд р., которых бы хватило на покрытие всех нормативных потребностей транспортников. Но в городском бюджете Тольятти таких свободных денег попросту нет. Последние годы уровень бюджетной поддержки двух муниципальных транспортных предприятий ненамного превышает 200 млн р. в год, и эти субсидии касаются перевозки тольяттинцев по убыточным маршрутам, а также маршрутам садово-дачных перевозок. Сдерживать цены на проезд долгое время удавалось за счет оптимизации работы самих транспортников, сокращения избыточного количества персонала и лишних расходов. Но даже у оптимизации есть свой предел. В противном случае рано или поздно может оказаться так, что ни обновление техники, ни текущий ремонт, ни привлечение нового персонала (особенно линейного) будет для муниципальных перевозчиков недоступно. А любой коллапс в сфере муниципальных перевозок в первую очередь отразится на социальных категориях пассажиров.

По данным Росстата, увеличение индекса потребительских цен на товары и услуги по РФ за период 2016-2017 гг. и, согласно прогнозу, на 2018 г. составляет 13%. Большим бременем для муниципальных предприятий в предстоящем году станут повышение цен на ГСМ, энергоресурсы и увеличение НДС. При этом в Тольятти тарифы на проезд не пересматривались три года и оставались неизменными с 1 января 2016 г. Остается существенной и разница реальной стоимости проезда на муниципальных маршрутах и его себестоимости. По данным департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации, в настоящий момент себестоимость поездки на автобусах в Тольятти составляет порядка 31 р., на троллейбусах — более 46 р. Тем не менее в условиях дефицитного бюджета и постоянного субсидирования муниципальных транспортных предприятий города власти находят возможность для обновления их подвижного состава и повышения уровня комфорта пассажирских перевозок.