Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (695) | 28 января 2019г.
 

Ответят за шефа

Охранникам Дьяченко придется расплатиться за вывод денег из «Газбанка»

ИА «Центр-Инфо»

15 января в Самарский областной суд направлены жалобы двух бывших сотрудников АО АКБ «Газбанк». Оба, работая в охране, осенью 2016 г. получили кредиты с санкции своего руководства. После чего якобы передали миллионы рублей заказчику наличности — председателю совета директоров «Газбанка» (1956-2017 гг.) Олегу ДЬЯЧЕНКО (на фото). Теперь конкурсный управляющий банка в лице ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) обязывает невольных заемщиков погасить долги. По схожей схеме активы из «Газбанка» могли выводить и другие его акционеры.

Иски о признании кредитных договоров с «Газбанком» недействительными охранники подали в Ленинский райсуд г. Самары в сентябре 2018 г. К этому моменту АСВ принялось активно требовать от них исполнения обязательств по поднятым из банковской картотеки документам.

В обоснование исков охранники ООО ЧОО «Самара Безопасность» указали, что осенью 2016 г. обратились в банк с заявлением о выдаче кредитов по указанию своего непосредственного руководителя — председателя совета директоров «Газбанка» Олега Дьяченко. Кредиты были предоставлены незамедлительно — в день обращения. Каждый из охранников получил в кассе банка по 7,5 млн р. под 16% годовых сроком возврата не позднее 31 октября 2016 г. В обеспечение этих кредитных обязательств были оформлены договоры залога недвижимого имущества. Причем предметом залога в обоих случаях выступила квартира, якобы принадлежащая Ирине Дьяченко, которая, как пояснили охранникам, являлась родственницей Олега Дьяченко.

Охранники отметили, что все полученные в кассе денежные средства якобы были сразу же переданы посреднику для последующей передачи Олегу Дьяченко.

С наличностью расписавшиеся за ее получение охранники, в свою очередь, расстались без составления каких-либо передаточных документов. Их уверенность исходила из боязни увольнения в случае отказа оказать услугу шефу. Кроме того, как пояснил один из истцов, ранее он уже неоднократно оформлял кредитные договоры по указанию Дьяченко, и поскольку задолженность по ним кем-то погашалась, то он не стал сомневаться в очередном погашении.

16 января 2017 г. Олег Дьяченко ушел из жизни. О непогашенных кредитах никто бы не вспомнил, если бы у «Газбанка» спустя полтора года не отозвали лицензию, а к делу не подключилось АСВ. В свою защиту охранники заявили в суде о том, что их доход не позволял оплачивать кредиты на выданную сумму, кроме того, они не прошли бы проверку платежеспособности в отвечающем за оценку заемщиков подразделении банка. Решение о выдаче кредитов было принято по настоянию Олега Дьяченко, якобы он же, с их слов, был выгодополучателем от схемы.

Однако суд не нашел оснований для удовлетворения требований охранников и в конце ноября 2018 г. отказал им в признании кредитных договоров недействительными. После чего они подготовили апелляционные жалобы в Самарский областной суд.

Учитывая, что у охранников, скорее всего, отсутствуют денежные средства и адекватное имущество для погашения задолженности по многомиллионным кредитам перед АСВ, взыскание конкурсный управляющий вправе обратить на предмет залога — квартиру Ирины Дьяченко. К разбирательствам с участием охранников она была привлечена в качестве третьего лица. Представитель женщины в суде дополнительно пояснил, что Ирина Дьяченко с охранниками не знакома, договоры залога в обеспечение спорных кредитов не заключала, поскольку в указанный период времени находилась за пределами РФ. Также было пояснено, что брак между Ириной и Олегом Дьяченко является расторгнутым с 1987 г.

Тем не менее в ноябре 2018 г. Ирина Дьяченко обратилась в Ленинский райсуд г. Самары с исками к «Газбанку» о признании представленных в дело охранников договоров залога квартиры недействительными. 11 января 2019 г. Дьяченко резко сменила позицию, отказавшись от обоих исков. Не исключено, что АСВ после ряда кулуарных манипуляций решило пойти ей навстречу и сосредоточиться на исполнительном производстве в отношении охранников. Хотя помимо квартиры Ирина Дьяченко владеет долями в бизнесе, на которые конкурсному управляющему «Газбанка» рационально было бы обратить внимание. Речь об ООО «Самара-Сити» с ИНН 6330021377 (100% долей) и ООО «Лада» с ИНН 6314021764 (30% долей). Партнером Ирины Дьяченко по последнему обществу выступает Виктория Аветисян — родная сестра еще одного бывшего акционера «Газбанка» Владимира Аветисяна.

Можно представить, что по схеме, примененной Олегом Дьяченко, средства из оборота кредитного учреждения могли щедро изымать и другие акционеры. Такие излишества способны были довести «Газбанк» до банкротства.