Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (164) | 25 декабря 2006г.
 

Александр Милеев:

Контролирующие органы не справляются со своими обязанностями

Борис Кротов

С приближением новогодних праздников одной из актуальнейших проблем становится приобретение качественных спиртных напитков. Статистика показывает, что среди дешевой алкогольной продукции становится все больше фальсификата. Предлагаются самые разные способы решения этой проблемы, вплоть до введения государственной монополии на производство и торговлю спиртными напитками. Поможет ли это решить проблему? Что необходимо сделать для эффективного контроля качества алкоголя? Об этом в интервью корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор ОАО «Родник» Александр МИЛЕЕВ.

- Александр Владиленович, в последнее время в центральных СМИ все большее внимание уделяется проблеме реализации некачественного алкоголя. Председатель ГД РФ Борис Грызлов даже выступил в прессе с предложением ввести госмонополию на производство и розничную продажу алкоголя. Как вы относитесь к такой инициативе? Может ли госмонополия, по вашему мнению, стать действенным решением этой проблемы?

- Это совершенно бесполезное предложение. Государство и так производит контроль. У него есть монополия на оборот спирта, на выдачу акцизных марок. Что еще нужно? Просто контролирующие органы не справляются со своими обязанностями. От того, кто будет хозяином на предприятии — частное лицо или государственное, — не поменяется ровным счетом ничего.

- Какие же способы решения проблемы распространения фальсификата вы считаете действенными?

- Здесь необходимо комплексное решение: усиление контроля и выпуск недорогой, но качественной продукции. Контроль мы готовы обеспечить уже сейчас. Возглавляемая мною ассоциация предложила ввести знак качества. В этом случае вся поступающая в Самарскую обл. продукция проходила бы проверку, по результатам которой на бутылки наносился бы специальный знак. В нем в зашифрованном виде хранились бы сведения о производителе и поставщике.

Вся информация о продукции сводилась бы в единую базу данных, хранящуюся в налоговой инспекции и органах внутренних дел. Проверяющая организация могла бы оперативно получать сведения о каждой обнаруженной бутылке: считали код с бутылки и поняли, откуда эта продукция взялась. Тогда вся ситуация на алкогольном рынке станет прозрачной. Правда, не все остались довольны этим предложением. Есть еще какая-то непонятная нам «ассоциация». Эта организация декларирует, что она очень многочисленная. Но если мы возьмем данные УФНС, то обнаружим, что в этой «ассоциации» состоит не более 10% алкогольного рынка. Они не хотят, чтобы был введен знак качества. Почему это происходит — понятно. Им не нужна прозрачность рынка. Отсутствие знака сейчас позволяет им поставлять продукцию непонятного происхождения. Они утверждают, что это будет дорого. На самом деле цена одной бутылки увеличится на 1 р. По сравнению с ценой водки это увеличение цены совершенно незначительное. Это не те деньги, о которых можно было бы вообще вести речь.

- Что еще входит в задачи вашей ассоциации?

- Ассоциация помогает розничным продавцам решать возникающие у них проблемы. Сейчас много сложностей появилось в связи с реализацией нового федерального закона о сдаче деклараций. Несвоевременная сдача деклараций влечет за собой прекращение деятельности продавца. Мы сотрудничаем с правительством Самарской обл. и помогаем реализаторам правильно заполнить документы. Активно работаем с департаментом потребительского рынка и лицензионной палатой.

- Недавно вы заявили о готовности выпускать недорогую водку для людей с низким уровнем доходов. Как продвигается реализация этого проекта?

- Этот проект разработан Росспиртпромом и поддержан нами. Его суть заключается в том, чтобы выпускать качественную водку в недорогой упаковке. Это делается для того, чтобы люди, которые не имеют денежных средств для приобретения водки по существующей цене и травятся различными денатуратами, имели возможность покупать качественный продукт.

Понимая социальную значимость этого проекта, мы — производители -готовы отработать без прибыли. Но проект может быть эффективен только в том случае, если розничные реализаторы тоже пойдут на уступки, делая торговую надбавку на эту водку не более 10%. Если розница не согласится с этим, то весь смысл проекта теряется. Пока проект тормозится, потому что ни один розничный магазин не хочет снижать торговую надбавку ниже 25%. Безусловно, в январе мы начнем реализовывать эту водку через нашу фирменную торговую сеть, однако этого недостаточно для того, чтобы обеспечить всем желающим возможность ее приобрести.

- Сколько стоила бы такая водка, если бы розничные торговцы согласились на ваше предложение?

- Около 65 р. Понятно, что водка не может стоить дешевле, чем она стоит. Около 80% в цене продукта составляет акциз — 38 р. Плюс бутылка, этикетка, колпачок, зарплата работников и прочие издержки.

Пока мы не достигли договоренности с розничными продавцами, могу предложить людям с низким уровнем доходов приобретать к новогоднему столу выпускаемую нашим производственным объединением водку «Древняя Самара». За счет уменьшения себестоимости упаковки (там используется обычная бутылка, пробка и этикетка) нам удалось достигнуть низкой цены этой водки — около 70 р. По качеству же она не уступает лучшим сортам «Родника», поскольку для ее производства используется спирт «Люкс».

Обсудить на форуме