Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (717) | 15 июля 2019г.
 

Тройка Аветисяна

Системообразующие компании холдинга ВПГ загоняют в должники «Газбанка»

Егор Кошеров

На 19 июля назначено заседание суда по заявлению конкурсного управляющего АО КБ «Газбанк» о признании недействительными соглашений об отступном. Сделки заключали с тремя опорными предприятиями холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ), основанного Владимиром АВЕТИСЯНОМ (на фото). В случае восстановления задолженности в отношении ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК), АО «Волгатех-99» и ООО «УКХ «Волгопромгаз» может быть инициирована процедура банкротства. Государство в лице ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ, Агентство) вряд ли откажет себе в такой возможности.

Заявление о признании сделок с участием «Газбанка» недействительными и о применении последствий их недействительности поступило через канцелярию Арбитражного суда Самарской обл. с видом доставки «Нарочно» 6 июня. АСВ, являющееся конкурсным управляющим «Газбанка», первым пунктом потребовало признать недействительным соглашение о передаче права собственности на имущество (ценные бумаги) в счет погашения задолженности (отступное) от 6 октября 2016 г., заключенное банком и СВГК. В виде применения последствий недействительности сделки Агентство настаивает на восстановлении задолженности СВГК перед «Газбанком» по кредитному договору №6678кл от 9 июня 2016 г. по основному долгу в размере 500 млн р. Вторым пунктом АСВ указало признание недействительным соглашения о передаче права собственности на имущество (ценные бумаги) в счет погашения задолженности (отступное) от 7 октября 2016 г., заключенного банком и ООО «УКХ «Волгопромгаз». В виде применения последствий недействительности сделки агентство просит восстановить задолженность УКХ «Волгопромгаз» перед «Газбанком» по кредитному договору №5648 от 30 августа 2010 г. по основному долгу в размере 250 млн р. Третьим пунктом АСВ прописало признание недействительным соглашения о передаче права собственности на имущество (ценные бумаги) в счет погашения задолженности (отступное) от 6 октября 2016 г., заключенного банком и АО «Волгатех-99».

В виде применения последствий недействительности сделки агентство требует восстановить задолженность «Волгатех-99» перед «Газбанком» по кредитному договору №5311 от 3 декабря 2009 г. по основному долгу в размере 160 млн р. и по кредитному договору №5321 от 10 декабря 2009 г. по основному долгу в размере 130 млн р. Кроме того, АСВ намерено признать права «Газбанка» по договорам поручительства №5311/2-П и №5321/2-П от 11 ноября 2011 г., заключенным в обеспечение обязательств «Волгатех-99» с УКХ «Волгопромгаз».

Наконец, АСВ добивается признания за «Газбанком» прав залога, возникших 25 декабря 2009 г. из договоров о залоге №5311/1-3 и №5321/1-3 с «Волгатех-99» в обеспечение обязательств последнего по кредитным договорам.

Все три компании, предоставившие отступное в виде ценных бумаг, являются системообразующими для ВПГ, основанного Владимиром Аветисяном. СВГК занимается транспортировкой газа конечным потребителям по сетям среднего и низкого давления на территории Самарской обл., а также обслуживает внутридо-мовое газовое оборудование. УКХ «Волгопромгаз» и «Волгатех-99» владеют долями во многих связанных с ВПГ предприятиях, на их баланс заведены ценнейшие активы. Кредитование данных структур в период до лета 2017 г. считалось низкорискованным, поскольку контроль над «Газбанком» был в руках Аветисяна. Описанные сделки об отступном, похоже, могли легализовать вывод из банка под видом кредитов дружественному бизнесу денежных средств на сумму свыше 1 млрд р.

Однако в случае удовлетворения требований АСВ схема с соглашениями об отступном может быть трактована как принятие от заемщиков на баланс банка имущества, реальная стоимость которого несоразмерна с величиной их фактических долговых обязательств. Напомним, подобное замещение активов сегодня пристально изучают в полиции в рамках возбужденного уголовного дела. ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. ищет доказательства наличия признаков злоупотребления полномочиями у лиц из числа руководителей «Газбанка». Оно, по версии следствия, могло выразиться в якобы ненадлежащем погашении задолженности по выданным кредитам через замену высоколиквидных активов банка на активы низкого качества (см. «Хронограф» №21 (714) от 24.06.19).

Кроме того, если задолженность СВГК, «Волгатех-99» и УКХ «Волгопромгаз» будет восстановлена, АСВ получит право обратиться в арбитраж с требованием признать возникших должников несостоятельными. Этому сценарию в ВПГ пытаются всячески противодействовать. 25 марта 2019 г. по итогам очередного заседания лояльного ВПГ комитета кредиторов «Газбанка» было в т.ч. принято решение обязать представителя АСВ Павла Нерусина согласовывать подачу заявлений о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников «Газбанка». Также кредиторы от ВПГ потребовали согласования позиции по голосованию на собраниях кредиторов этих должников, а также кандидатур арбитражных управляющих (см. «Хронограф» №14 (707) от 22.04.19).

Как выяснилось, АСВ в настоящий момент оспаривает указанное решение комитета кредиторов. Соответствующее заявление поступило в суд еще 12 апреля 2019 г., однако его рассмотрение затянулось. В рамках этого процесса представителей кредиторов просили представить мотивы принятия решения, которое не устраивает АСВ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.