Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (728) | 28 октября 2019г.
 

Минжкх тянет время

Терсхема по обращению с ТКО вновь может остаться без достойных общественных обсуждений

Егор Кошеров

В октябре министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. (минжкх) должно завершить корректировку территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в т.ч. с ТКО (Терсхемы). Такие сроки еще 10 сентября обозначил председатель правительства Самарской обл. Виктор КУДРЯШОВ (на фото). В публичную плоскость обновленная версия ключевого документа сферы обращения с ТКО пока не попала. Закрытость процесса может свидетельствовать, что минжкх предполагает ограничиться минимально возможными по законодательству сроками общественных обсуждений в 30 дней. Действующий вариант Терсхемы уже показал, как отдельные недочеты способны дестабилизировать реализацию государственной реформы по обращению с отходами.

Эксперты предупреждали

Терсхема считается одним из основных документов, определяющих реализацию государственной реформы обращения с отходами каждого субъекта. Она регламентирует систему организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, образующихся на территории, и определяет направления развития всей отрасли рециклинга. Данные Терсхемы ложатся в основу формирования тарифа на вывоз мусора. Этот важнейший документ для Самарской обл. был подготовлен к началу 2019 г, когда вступила в силу новая система обращения с отходами по всей стране. Но еще на этапе разработки документ подвергался критике со стороны профессионального сообщества и общественников.

Впервые о некорректности Терсхемы заговорили еще 12 сентября 2018 г. в Самарской губернской думе (СГД), на заседании общественной комиссии по вопросам охраны окружающей среды. На том заседании эксперты Тольяттинского государственного университета представили обширный и аргументированный доклад относительно пробелов и неточностей документа. Из озвученных недоработок наиболее существенными можно считать недостоверность сведений о количестве и местоположении несанкционированных свалок. Было отмечено, что реальное количество объектов может быть больше в разы. Недостоверно отражены и сведения по местам образования и накопления отходов, сбора ТКО, по количеству жителей, т.е. образователей отходов, на отдельных территориях. Насторожило экспертов и хаотичное построение логистических маршрутов сбора и транспортировки ТКО. Эксперты прогнозировали, что обозначенные недочеты могут привести к значительным сложностям и сбою в работе регоператора в 2019 г.

15 октября 2018 г. к рассмотрению ситуации по Терсхеме подключился комитет СГД по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды. Членами комитета было отмечено, что корректировка Терсхемы обошлась региону в 13 млн р. Акты выполненных работ давно подписаны, а регион по-прежнему стоит перед необходимостью верифицировать информацию основополагающего документа для внедрения новой системы обращения с отходами. В ходе того заседания стало понятно: минжкх не отрицает, что существующая Терсхема не обладает полнотой данных.

Центральной темой обсуждения стали существующие на тот момент проблемы Терсхемы и на конференции регионального отделения ОНФ 2 октября 2018 г. Стоит напомнить, что данная конференция проходила с участием губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова и депутата Госдумы РФ Владимира Гутенева. Тогда сопредседатель штаба ОНФ в Самарской обл. Павел Покровский высказался, что, к сожалению, активисты-общественники столкнулись с тем, что им в полной мере не позволили принять участие в формировании Терсхемы. «Общественные слушания территориальной схемы проведены не были. Экспертные предложения не были учтены», — докладывал год назад Павел Покровский. На тот момент общественникам так и не удалось добиться обратной связи и получить формат внесения предложения по разработке Терсхемы.

Редакция Терсхемы претерпевала несколько изменений уже после опубликования на сайте министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл., что затрудняло ознакомление с ней представителей ОНФ. Кроме того, в территориальной схеме по обращению с отходами не был раскрыт либо отсутствовал алгоритм предпринимаемых мер в отношении различных категорий отходов (см. «Хронограф» №32 (684) от 22.10.18).

Поплатились тарифом

Опыт первого года реализации реформы по обращению с ТКО Самарской обл. не позволяет говорить, что минжкх с особым вниманием отнеслось к осенним призывам доработать Терсхему. 16 апреля т.г. на мероприятии Общественной палаты Самарской обл. (ОП СО) весьма детально обсуждали проблемы, возникающие в ходе реализации Терсхемы в регионе. На сайте ОП СО представлен отчетный материал по итогам дискуссии 16 апреля. Из него следует, что «важнейший для области документ содержит массу ошибок и несет в себе много белых пятен. А приведенное в отчете мнение сопредседателя регионального штаба ОНФ в Самарской обл. Екатерины Гудзимы может свидетельствовать, что вопросы, которые ОНФ обозначал в адрес Терсхемы, так и не решены. «Создается ощущение, что утвержденная территориальная схема — какой-то черновик, в котором нет практически ничего. Это документ, который имеет мало общего с реальностью», — высказалась Екатерина Гудзима.

В итоге отдельные пробелы Терсхемы привели к абсурдным обстоятельствам. О них, видимо, случайно обмолвился министр энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергей Марков в начале июня на мероприятии СГД, посвященном реализации поручений главы региона. Марков доложил: «У нас, к сожалению, есть муниципальные районы и деревни, где нет сбора мусора, нет контейнерных площадок и дорог к ним. Там люди вынуждены на конных повозках довозить ТКО до машин» (см. «Хронограф» №20 (713) от 17.06.19). И такую картину докладывали на фоне того, что реформа по обращению с отходами стартовала пять месяцев назад! Этот эпизод достаточно ярко отражает серьезные отклонения реальности от базовых параметров функционирования отрасли, заложенных в Терсхеме. Ведь именно они стали основой для регламентирования деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

Самым громким последствием некорректно составленной Терсхемы можно считать решение Самарского областного суда в октябре т. г. о признании тарифа на вывоз ТКО недействительным. В рамках судебного процесса министерство энергетики и ЖКХ не смогло убедить суд в обоснованности тарифа. Сейчас это решение обжалуется в вышестоящих инстанциях.

Обсуждать будут недолго

Ожидается, что с 1 января 2020 г. на территории Самарской обл. начнет действовать новый тариф на вывоз ТКО и его должны определить на восемь лет. Поэтому подведение под него непроработанной Терсхемы может привести к очень печальным последствиям. В ближайшее время минжкх должно доработать территориальную схему. Об этом заявил первый вице-губернатор Самарской обл Виктор Кудряшов на заседании СГД 10 сентября т.г. Он пояснил: «В октябре министерство энергетики и ЖКХ представит нам скорректированную схему, где мы поставили задачу оптимизировать маршруты перевозчиков. Соответственно, мы рассчитываем, что это позволит избежать нам роста тарифа и принять на очередной период регулирования решение, которое будет отвечать интересам жителей».

Будут ли в итоге внесены в Терсхему изменения, способные устранить имеющиеся в ней пробелы, о которых уже более года говорят депутаты, ОП СО, ОНФ и научное сообщество, или минжкх в очередной раз решит подойти к этому вопросу кулуарно, станет понятно в ближайшее время. До конца октября осталось несколько дней. Пока на официальном портале минжкх так и не появилось сообщений, отражающих деятельность ведомства по корректировке Терсхемы. Нет ни новостей по данной тематике, ни призывов к общественности и профессиональному сообществу тщательно подготовиться к предстоящим общественным обсуждениям и активно принимать в них участие. Кроме того, нет информации о том, кто занимается работой над документом: делает ли это министерство самостоятельно либо привлечена коммерческая организация. Впрочем, последний вариант маловероятен, на портале госзакупок не удалось обнаружить соответствующий тендер. Складывается впечатление, что события будут развиваться по прошлогоднему сценарию. Т.е. непрозрачно и с минимальной оглаской.

Вместе с тем невозможно утверждать, что диалога с общественностью не будет вовсе. Процедура общественных обсуждения проекта изменений Терсхемы до его утверждения является обязательной в соответствии с требованиями Постановления правительства РФ № ИЗО от 22 сентября 2018 г. «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в т.ч. с ТКО». В рассмотрении проекта должны принять участие ведомство по регулированию тарифов, региональный оператор по обращению с ТКО, иные операторы по обращению с ТКО, граждане, организации и заинтересованные лица, круг которых не ограничен. Но этим же постановлением не предусмотрен жесткий регламент обсуждений и временные рамки. Указано лишь, что срок не может быть меньше 30 дней и более 3 месяцев. По результатам общественного обсуждения документ должен быть доработан в 30-дневный срок. Но это правило указано с пометкой «при необходимости». Далее проект подлежит повторной процедуре публичных обсуждений, срок которой равен половине первоначального срока обсуждения.

Таким образом, даже если старт общественным обсуждениям будет дан 1 ноября 2019 г., рассчитывать на длительность данного процесса и на скрупулезное внимание к мнению общественности, а тем более на повторную процедуру обсуждений будет проблематично. Из этого следует, что всем заинтересованным участникам стоит быть готовыми оперативно обозначать свои предложения, иначе они могут в очередной раз повиснуть в неопределенности.

Предполагаемая пассивность минжкх может стать поводом для нового репутационного удара по реформе, направленной на совершенствование системы обращения с отходами в регионе. Ведь, как высказывались ряд экспертов, отмена в суде первой инстанции действующего тарифа на обращения с ТКО стала возможной во многом из-за существующих недоработок Терсхемы. И такие недоработки не лучшим образом сказываются на уровне доверия граждан к реформе отрасли по обращению с отходами.

Комментарии

Маргарита БАХТИНА, председатель комиссии Общественной палаты Самарской обл. по охране окружающей среды и экологической безопасности

- Надеюсь, что данная процедура (общественные обсуждения Терсхемы. — Прим. авт.) обеспечит возможность всем заинтересованным лицам обозначить свою позицию. Как председатель профильной комиссии Общественной палаты хочу заверить, что мы не останемся в стороне от данного процесса: проанализируем изменения, вносимые в документ, рассмотрим замечания и предложения экологических организаций. Сегодня и власть, и общественность одинаково заинтересованы в позитивных результатах реформы по обращению с ТКО. Поэтому никто не сможет оставаться в стороне.