Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (731) | 18 ноября 2019г.
 

Победа неизбежна

Вопрос в том, какую оценку даст ей Кремль

Павел Андреев

Назначением Дмитрия АЗАРОВА и Дмитрия ХОЛИНА руководителями Самарского регионального отделения (СРО) политической партии «Единая Россия» (ЕР) в Самарской обл. фактически начался политический цикл 2020-2021 гг. Текущий политический цикл сложен тем, что он начался в условиях затишья войны корпораций и, как следствие, в условиях полной непредсказуемости динамики установок, транслируемых из федерального центра. Единственное, что сегодня можно предположить с высокой долей вероятности, это то, что самое сложное для СРО ЕР будет убедить Администрацию президента (АП) РФ в том, что результаты выборов в Самарской обл. подкреплены планомерной и эффективной работой на местах.

Билеты на провал

Начавшийся политический цикл 2020-2021 гг. содержит рекордное количество рисков. После выборов т.г. госдумовские перспективы КПРФ и Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального (основная задача — подготовка к президентским выборам 2024 г.) выглядят довольно туманными. Не менее туманна ситуация и у КПРФ. Можно предположить, что причина начавшегося политического непрохождения зюгановцев кроется в 1998 г. Ни президент РФ Владимир Путин, ни первый заместитель главы АП РФ Сергей Кириенко никогда не забудут председателю ЦК КПРФ Геннадию Зюганову дефолта и Евгения Примакова на посту председателя правительства РФ.

Сегодня можно уже с высокой вероятностью полагать, что политические успехи КПРФ в последние годы достигались за счет надежды федеральных модераторов на замену «неуправляемого» Зюганова на понятного и инкорпорированного в Госкорпорацию (ГК) «Ростех» депутата Госдумы РФ Леонида Калашникова. Замена не прошла. Зюганов, видимо, не без помощи своих подмосковных покровителей отстоял председательский пост. «Ростех» получил в т. г. существенные преференции в деле освоения федеральной ренты. Судя по всему, эти два события, а также другие, менее заметные факторы, существенно снизили интерес «Ростеха» к политическим инвестициям. Таким образом, альянсы, поддерживающие т.н. «системную оппозицию», распались. Создается впечатление, что вообще после выборов 2018 г. инвестирование в политику выпало из повестки крупнейших субъектов экономики. В войне корпораций наступило невиданное с 2012 г. затишье.

Политические образования остались на подпитке субъектов, связанных с ними корпоративными узами. Когда каждый сам за себя, политология уступает место теории Чарлза Дарвина: побеждает крупнейший. Так что ничего удивительного, что Группа «Газпром» со своим сателлитом — ЕР заняла доминирующую позицию на всех выборах в сентябре 2019 г.

Понятно, что Газпром в условиях экономической и социальной раздробленности является крупнейшим субъектом с дополнительными ресурсами в виде колоссальной и склонной к росту экспортной выручки. К этому следует добавить мощное лобби в Европе, в Азии и, судя по всему, в США и хорошо диверсифицированные международные инвестиционные проекты. В общем, о таком пакете международных связей нынешнему подсанкционному МИДу РФ даже мечтать как-то неприлично. Что уж тут говорить об инвесторах оппозиции, которые в санкциях, как в государственных наградах. Некоторым даже приходится отказываться от нажитого непосильным трудом, чтобы это почетное бремя снизить.

Кульминацией стал полный провал оппозиционных сил на выборах в Московскую городскую думу (МГД). Сам по себе провал ничего нового в себе не нес. Природа провалов известна. Еще фармазон Остап Бендер организовывал финансирование провалов. Насколько известно поклонникам советской литературы, далеко небезуспешно. Для концессионеров, конечно. Показательно то, что на выборах в МГД Навальный разразился истерикой в поддержку КПРФ. То, что возможность союза Навального и КПРФ обуславливается общими инвесторами и методологией консолидации электоральных потенциалов, эксперты Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» прогнозировали давно (см. «Хронограф» №12 (582) от 18.04.16). Несвоевременная демонстрация этого рояля в кустах на московских выборах является признаком того, что дела у оппозиции пошли совсем плохо. Тем не менее почивать на лаврах руководству ЕР явно преждевременно.

Кухонная угроза

Проблемы, которые нажила себе ЕР, носят системный и в значительной степени непреодолимый характер. Основная из них — проблема статуса «партии власти». Политическая сила, находясь у власти, теряет свой электоральный потенциал. Однако в случае с ЕР это уже проблема номенклатурного государства брежневского типа. Неоправданно длительная несменяемость власти в конечном итоге приводит к тому, что про эту власть начинают на кухнях рассказывать анекдоты. Это показатель того, что рейтинг несменяемой политической силы вплотную приблизился к нулевой отметке. ЕР носит почетный титул «партии власти» почти 20 лет. Следует полагать, что ее реальный рейтинг уже давно находится под грифом «top secret». Неспособность переломить данный тренд, видимо, стоила председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину должности первого заместителя руководителя АП РФ (см. «Хронограф» №29 (599) от 25.10.16).

Новая команда АП РФ начала деятельно формировать обновленную государственную идеологию с эффективной повесткой.

Новый генератор идей советник генерального директора ГК по атомной энергии «Росатом» Петр Щедровицкий в 2017 г. считался автором идеи «русского мира» (см. «Хронограф» №28 (680) от 24.09.18). Такой бэкграунд, естественно, формировал завышенные ожидания и, как следствие, рискованные оферты. Риск оправдался. То, что было не под силу прежней администрации, свершилось. Реализация идеи привела к небывалому росту поддержки президента РФ Владимира Путина.

В то время уже полным ходом шла работа по формированию обновленного пакета тезисов для отечественной идеологии на предстоящий президентский срок. Идея сводилась к вытаскиванию из чулана старых советских фейков.

Эффект повестки

Именно в этот момент и возникла нынешняя проблема коммуницируемости ЕР с новой-старой идеологией. Видимо, в сентябре 2017 г. сохранение доминирования ЕР на российском политическом поле не являлось приоритетной задачей. Выборы 2018 г. подтверждают это предположение. Кроме того, с политической точки зрения никакой оппозицией КПРФ не является. Если в 90-е годы прошлого века эта партия находилась в авангарде реакции, то сегодня предполагаемые политические программы КПРФ и ЕР (настоящих-то нет) — близнецы-братья. За последние 10 лет квадрат «национальных ценностей» существенных изменений не претерпел. Это автаркия (в новой редакции — импортозамещение), этатизация экономики (усиление роли государства), корпоративизм (скрепы), социальная гармония (социально ориентированное государство). КПРФ не отрицает ни одну из этих «ценностей». Мало того, в некоторых вопросах, например в этатизации, зюганоиды заявляют о своей готовности идти гораздо дальше ЕР. При этом никаких других ценностей, помимо этого «квадрата», КПРФ не декларирует.

Однако у новой-старой идеологии есть куда более существенные изъяны с точки зрения «партии власти». Следует начать с того, что наличие государственной идеологии противоречит п. 2 ст. 13 Конституции РФ. Правящей партии явно не с руки подписываться под таким проектом. Даже если это проект АП РФ. Другое дело «оппозиция». КПРФ с момента принятия действующей Конституции РФ выражает свое недовольство ее содержанием. При этом коммунисты оппонируют основному закону наиболее реакционными тезисами. В частности, отсутствием государственной идеологии.

Не меньшие риски для ЕР заложены и в доминантах государственной пропагандистской машины. Если еще лет 10 назад Кремлю ставили в укор эффективную машину промывания мозгов, функционировавшую в Советском Союзе, то сегодня, образно говоря, вчерашним идеологам всемогущего ЦК КПСС впору поучиться у нынешнего Кремля формированию повестки дня в умах избирателей. Все было бы ничего, если бы эта повестка попадала в ситуативно меняющийся запрос модераторов политического процесса.

Дело в том, что раскрученный сегодня пропагандистский маховик работает исключительно по принципу «прошлое вместо будущего». Основан принцип на механизме вытеснения, придуманном Зигмундом Фрейдом. Говоря проще, биопроцессор в человеческой голове постоянно зачищает файлы памяти от негативных воспоминаний. Поэтому людям кажется, что «раньше было лучше». Жизнь в коммунальной квартире, колбаса по талонам, газеты вместо туалетной бумаги, пиво по 37 коп., «Лебединое озеро» по телевизору — рай. Не то что сегодня. Причем эта фрейдистская трансляция полностью попадает в запрос электората КПРФ. Не сложно заметить, что знамя Победы — красное, как знамя КПРФ. Стакеры на авто пестрят «серпами-молотами», полностью совпадающими с символикой КПРФ. Даже придуманный руководством Самарского регионального отделения ЕР Парад памяти в Самаре проводится 7 ноября — в главный праздник КПРФ. Товарищ Сталин, с которым так носится кремлевская пропаганда, вообще является одним из драйверов воздействия КПРФ на электоральные массы. У всех без исключения космонавтов-первопроходцев на шлемах надпись — СССР. Рассуждения о величайшей геополитической катастрофе XX в. тоже льют воду на мельницу Зюганова. Продолжать список бессмысленно. Достаточно вспомнить, что ни голубые знамена ЕР, ни «медведи» с триколорами спросом у электоральных масс не пользуются.

Таким образом, электорат преклонного возраста (между прочим, наиболее активный) полностью за КПРФ. В борьбе за молодежь у ЕР позиции еще хуже. Выстроена целая государственная машина формирования оппозиционной молодежи. В школах, где солдафоны учат юнармейцев маршировать и разбирать-собирать автоматы, растут непримиримые сторонники КПРФ. Те же, кто умудряется прорваться через военно-патриотическое мракобесие и заняться постановкой и решением личных сверхзадач, в большинстве своем оказываются на либеральном фланге. Именно они ходят на акции Навального. Навальный обещает будущее, КПРФ — прошлое, ЕР не обещает ничего. Самая большая проблема в том, что в ЕР этого не просто не хотят понимать, этого не понимают на самом деле (!) (см. «Хронограф» №37 (730) от 11.11.19). При этом бюджет для работы с молодежью осваивается исправно.

По большому счету электорат ЕР — это стейкхолдеры национальной ренты. Причем стейкхолдеры как мажоритарные, так и миноритарные.

С мажоритариями, участвующими в освоении госзаказов, все без объяснений ясно. Миноритарии — это работники бюджетной сферы. Их доля ренты ничтожна. Однако даже за нее приходится отрабатывать электоральные воскресники. Деваться-то некуда.

Победа ничего не решает

Если говорить серьезно, то политическая повестка конкурирующих на выборах сил погоды не делает. Поэтому и программ ни у кого нет. Зато при наличии инвестресурса можно получить информацию о наиболее электоральных предвыборных тезисах. В 2018 г. коммунисты шли на муниципальные выборы с критикой пенсионной реформы. (Между прочим, проведенной с подачи ЕР.) При этом никого из избирателей не волновало, каким образом муниципальные представители могут повлиять на федеральную реформу. Никого не волновала содержательная часть этой критики. С учетом уровня пенсий жить на эти самые пенсии нельзя. До уровня, обещанного ЕР на выборах в Госдуму РФ в далеком 2007 г., сегодняшним пенсиям все еще далеко. Основную часть личного дохода все равно придется зарабатывать до гробовой доски. К слову, вопрос обеспечения старости в России имеет куда более острые и, можно сказать, жестокие моменты. Но народ с радостью голосовал за тех, кто просто ругал реформу. Точно так же наутро в понедельник после выборов избиратели-победители напрочь забыли об основном предвыборном тезисе своих краснознаменных кумиров.

Вообще-то существенная часть электората голосовала не за КПРФ и даже не против пенсионной реформы. Она голосовала против ЕР. Голосовала по принципу «чем хуже — тем лучше». Когда-то на этом собирала голоса ЛДПР. Однако на фоне милитаризованной риторики Кремля некогда самая «отмороженная» партия явно утратила свой агрессивный блеск. Ее голоса ушли зюгановцам.

Возникает логичный вопрос: что же делала «партия власти» для привлечения электората? Сам собой напрашивается правильный ответ -ничего. Во времена губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина результат был гарантирован. При нем представительные органы на местах оказались наполнены единороссами, имен которых до сих пор не знает никто. Фондоотдача пресловутого административного ресурса при Меркушкине достигла рекордного уровня. В 2018 г. ресурс выключили. Результат не заставил себя ждать.

В т.г. расположение звезд поменялось. Даже выборы в думу г.о. Новокуибышевск 8 сентября 2019 г. дали ЕР квалифицированное большинство (см. «Хронограф» №12 (705) от 28.04.19 и №29 (722) от 16.09.19). Можно с высокой долей вероятности предположить, что если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, ЕР взяла бы квалифицированное большинство везде. То, что тандем Азаров-Холин держит ситуацию под полным контролем -очевидный для всех факт. Другое дело, как бы электорат отнесся к предложенным ему результатам «волеизъявления». Причем не имеет значения, какими ресурсами будет добыта победа ЕР. Даже если выборы пройдут идеально чисто. Впрочем, это отложенный риск. Тем более что электоральная оценка результатов выборов, скорее всего, будет даваться не региональным, а московским электоратом.

Скорее всего, решающей проблемой на краткосрочную перспективу для СРО ЕР будет информационное сопровождение грядущих электоральных успехов «партии власти». Кончено, расположение кремлевских звезд может и поменяться, тогда успехи между участниками политического цикла будут распределяться в других пропорциях. Однако это не меняет задач для Дмитрия Азарова и Дмитрия Холина. Находясь во главе реготделения партии, они обязаны демонстрировать эффективную работу на местах. Причем демонстрировать ее не абы кому, а ответственным лицам в АП РФ. Для этого желательно получить в свое распоряжение неаффилированные каналы трансляции. Государственное печатное издание «Волжская коммуна» и карманные блогеры для этой цели никак не подходят. Вряд ли помогут и корпоративные СМИ дружественных кланов.

Капитализация ошибок

Между тем суд электората над результатами выборов может начаться внезапно. Начавшийся политический цикл 2020-2021 гг. быстро перейдет в цикл президентский. Здесь уже помимо внутренних могут обостриться внешние факторы. Например, наполнение национальной ренты за счет экспорта углеводородов.

13 октября информационный ресурс Banki.ru привел следующие сведения (источник ТАСС): «дешевле всего добыча (нефти. – Прим. ред.) обходится самой Саудовской Аравии, где она возможна даже при цене нефти марки Brent ниже $10 за баррель. В пределах до $30 за баррель окупаются гринфилды в соседних с ней ближневосточных странах -Кувейте, Ираке, ОАЭ и Иране. По мнению IHS Markit, автора данных расчетов, опубликованных в проспекте в субботу, в России безубыточность новых проектов на суше начинается при цене чуть выше $40 за баррель.». Иначе говоря, если мировое сообщество импортеров нефти вдруг в очередной раз решит, что ядерная программа у Ирана отсутствует, то санкции с этой страны могут быть сняты. Цены на нефть тогда могут опуститься ниже $40 за баррель. Наполнение российской ренты прекратится. Как это уже было в 1983 г.

В общем, права на ошибку у АП РФ и ЕР нет. Ошибок и так уже наделано больше, чем надо.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.