Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (738) | 27 января 2020г.
 

Открытое обращение

Рябининой Натальи Михайловны к жителям Самарской области, в Прокуратуру Самарской области, в управление Следственного комитета Российской федерации по Самарской области

Я представляю коллективы ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант», которые оказались в эпицентре уголовного скандала, связанного с поставками т.н. «гнилого мяса» в дошкольные учреждения региона в декабре 2019 г.

17.12.2019 Центральным Межрайонным следственным отделом г. Тольятти было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п.б ч.2 ст.238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В настоящий момент по данному уголовному делу задержан управляющий бизнесом и главный технолог предприятия. Им вменяется то, что они поставили в дошкольные учреждения т.н. «гнилое мясо».

В конце декабря против ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант» развернута настоящая кампания по информационной травле. Подача сведений носила однобокий, дискредитирующий характер, была направлена на формирование негативного общественного мнения. Считаем, что факты, якобы свидетельствующие о вине задержанных, сфальсифицированы, процессуальные действия могли быть произведены с нарушениями, а информационная кампания по дискредитации ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант» должна была убедить граждан в правильности действий должностных лиц, ведущих следствие.

Считаю, что в данном случае во время информационной кампании имело место разглашение тайны следствия. В социальной сети «ВКонтакте» был создан фейковый профиль пользователя под именем Александр Тольяттинский, на страницу которого были загружены фотографии документов, которые имеют прямое отношение к следствию. К примеру, акт ГБУ «СВО Тольяттинская СББЖ» об отборе проб продукции № 7 от 11.12.2019, а также протокол испытаний №519П-19 от 15.12.2019, которым якобы были установлены факты отбора проб испорченной продукции и мяса больных животных. Все фото документов были загружены до того, как в СМИ появилась информация о якобы «гнилом мясе», а именно 19 декабря 2019 г. Все эти документы имеют прямое отношение к проверочным материалам, и опубликование их в сети Интернет, по нашему глубокому убеждению, не могло произойти без участия либо сотрудников, ведущих следствие, либо сотрудников Тольяттинской СББЖ. Но характер опубликованных документов, а также их вид свидетельствуют о том, что источником утечки стали лица, близкие к Тольяттинской СББЖ. Далее профиль пользователя под именем Александр Тольяттинский использовался для публикаций сообщений о «гнилом мясе» в пабликах социальных сетей, для создания атмосферы истерии и паники у родительского сообщества.

Считаем, что возбуждение уголовного дела не обосновано, а обстоятельства, о которых говорит следствие, вообще не имели места в реальности. В преамбуле уголовного дела говорится, что «в период с 11.12.2019 по 13.12.2019 (точное время и дата следствием не установлены) неустановленные лица из числа ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант» осуществили поставку мясной продукции для детей в возрасте в т.ч. до 6 лет в ряд дошкольных образовательных учреждений Самарской обл.».

События, о котором говорится в преамбуле дела, вообще не могло быть, поскольку уже 11.12.2019 в 11 часов утра на территории ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант» с решением о проведении проверки, понятыми и представителями ГБУ «СВО Тольяттинская СББЖ» началась проверка, инициированная Прокуратурой Центрального района Тольятти. Деятельность компаний была остановлена 11.12.2019, сотрудники фактически отстранены от своих рабочих мест. Несмотря на то, что на момент проверки уголовное дело вообще еще не было возбуждено, началась выемка документов и оргтехники, отбор проб продукции. При такой ситуации осуществить поставки продукции куда-либо было физически невозможно. Сотрудниками правоохранительных органов вскрывались служебные помещения, работникам компаний фактически ограничивался доступ к их рабочим местам. Сотрудники ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант» фактически оказались на месте обыска, проводимого под видом осмотра. Список нарушений свидетелями которых стали сотрудники нашей компании, впечатляет. Вот лишь некоторые из них.

Проверка была инициирована на основании некоего сообщения из ДЧ 24 ОП У МВД России г. Тольятти, однако в суть сообщения заинтересованных лиц из числа ООО «Мясной провиант» и ООО «Мясная провинция» не посвятили.

В протоколе осмотра места происшествия от 11.12.2019 отсутствуют подписи понятых и эксперта, которые участвовали в «осмотре» (на самом деле — в обыске). Кроме того, понятые покинули место происшествия до того, как завершилось следственное действие, т.е. расписались в протоколе до его окончательного оформления.

В указанном протоколе не отмечены все лица, которые принимали участие в следственных действиях.

Не было указано наименование и количество листов документов, которые были изъяты в ходе осмотра места происшествия. Мы считаем, что это «упущение» (которое, по нашему мнению, было совершено намеренно) открывает простор для дальнейшей фальсификации доказательств в рамках расследования уголовного дела. Какие еще документы и материалы могут всплыть по ходу «пьесы»? На недопустимость подобного оформления процессуальных документов нами было указано еще на момент их подготовки, однако должностные лица, проводившие «осмотр» (на самом деле — обыск), проигнорировали законные и обоснованные требования представителей ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант».

13.12.2019 в ходе осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела при помощи сотрудников службы спасения были срезаны навесные замки, для того чтобы попасть в одно из помещений. Предложения дождаться ответственного лица с ключами, который прибудет в Тольятти, были проигнорированы. Фактически, двери были взломаны в отсутствие собственника и ответственного лица.

В протоколе осмотра места происшествия от 13.12.2019 указаны не все участвовавшие лица, неверно указаны изъятые документы и их количество, что может давать простор для манипуляций с доказательной базой.

Считаю важным обратить внимание еще раз: все процессуальные действия были совершены должностными лицами до официального возбуждения уголовного дела. При этом были нарушены ст.176 УПК РФ (которая запрещает осматривать документы до возбуждения уголовного дела) и ст.177 УПК РФ (которая предписывает изымать только те предметы, которые имеют отношение к уголовному делу).

В настоящий момент все помещения ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант» опечатаны, к ним перекрыт доступ всем, кроме сотрудников правоохранительных органов. Работа компаний, по сути, парализована. Наши ходатайства о возврате оргтехники, денежных средств, готовой продукции остаются без внимания и удовлетворения.

Отдельного внимания заслуживает то, каким образом отбирались пробы продукции, которыми якобы было подтверждено, что мясо, находящееся на складах, испорчено и представляет опасность. В опубликованном акте много нестыковок, неточностей и странностей, которые говорят о том, что процедура отбора продукции была произведена с нарушениями, свидетельствующими о заинтересованности получить желаемые результаты. Чего стоит только то, что, если верить акту, всего двое сотрудников Тольяттинской СББЖ 11.12.2019 в 19.00 отобрали, процессуально оформили, заактировали, опломбировали и опечатали 236 проб мясной продукции. А уже в 21.50 все пробы, за исключением считаных единиц, были получены, пересчитаны, приняты в Самаре, в испытательном центре ГБУ СО «Самарская областная ветеринарная лаборатория», и внесены в соответствующий реестр. Хоть кто-то, у кого не утерян здравый смысл, может поверить в то, что это возможно силами всего двух сотрудников Тольяттинской СББЖ в течение менее четырех часов? И даже если увериться, что ветеринары-стахановцы действительно за считаные часы отобрали, описали, опечатали и запротоколировали более двухсот проб и сразу же увезли их в Самару, избежать нарушения сроков с момента отбора проб до доставки в лабораторию не удалось. Даже на бумаге. Вместо положенных двух часов пробы доставлялись в испытательный центр ГБУ СО «Самарская областная ветеринарная лаборатория» 4 часа.

На самом же деле изъятие проб производилось весь день, и в течение всего дня одними и теми же ножами и топорами. Отобранные пробы весь день хранились вне холодильных установок. Причем отбирались образцы преимущественно из технических отходов, т.н. технической зачистки, что нами неоднократно указывалось. Также брались пробы из санитарной камеры, где находилось мясо для возврата поставщику, а также для утилизации. При таких обстоятельствах не стоит удивляться тому, что пробы были загрязнены.

Значительным нарушением мы считаем тот факт, что сотрудники Тольяттинской СББЖ вообще не могли осуществлять отбор этих проб, т.к. не имеют аккредитации на проведение анализа на пищевую безопасность продуктов питания. Данная аккредитация есть только в Россельхознадзоре и в Федеральной службе по надзору за соблюдением прав потребителей и благополучия человека, но их специалисты к т.н. «осмотру» не привлекались.

Полагаем, что все приведенные доводы и факты свидетельствуют о том, что уголовное дело, возбужденное 17 декабря 2019 г., сфабриковано и не имеет реальных оснований. Считаем, что данная проверка, вылившаяся в возбуждение уголовного дела, обусловлена тем, что в апреле 2019 г. ООО «Мясная провинция» отказалось от услуг Тольяттинской СББЖ, в связи с тем что она сильно подняла их стоимость. Вместо этого мы взяли на постоянную работу аккредитованного коммерческого ветеринарного врача, имеющего доступ к системе «Меркурий». От управляющего бизнесом я слышала, что это вызвало большое недовольство главного врача Тольяттинской СББЖ Суховой Т.А., которая потеряла контрагента в лице нашей компании. Управляющий бизнесом говорил, что руководству ООО «Мясная провинция» якобы поступают угрозы, что бизнес будет закрыт, а у людей возникнут большие проблемы.

Как мы можем видеть, проблемы действительно возникли. Стоит ли удивляться, что мы связываем между собой два факта — отказ от услуг Тольяттинской СББЖ и возбуждение уголовного дела в отношении представителей «Мясной провинции» и «Мясного провианта»?

Хотелось бы обратиться к родителям детей, посещающих дошкольные учреждения. Вы оказались заложниками информационной истерии, которая была развернута против наших компаний. На ваших родительских чувствах цинично сыграли, заставив беспокоиться за жизнь и здоровье ваших детей. ООО «Мясная провинция» и ООО «Мясной провиант» никогда не поставляли такую продукцию иным компаниям для дальнейшей поставки в школы и детские сады. У нас имеются заключения лабораторных испытаний, полученных в ноябре 2019 г. В соответствии с этими протоколами и заключениями наша продукция соответствует всем необходимым ветеринарным и санитарным требованиям. Сразу после появления сообщений о «гнилом мясе» в дошкольных и школьных учреждениях были проведены проверки, которые не выявили никакого наличия некачественной или опасной продукции. Потому что мы ее никогда не поставляли и события преступления не было. Безопасности ваших детей ничто не угрожало ни тогда, ни сейчас.

Хотелось бы также обратиться к должностным лицам, в компетенции которых находится расследование уголовного дела и контроль за ним. Мы просим объективного расследования всех обстоятельств дела, возврата оргтехники, денежных средств и продукции. Просим еще раз оценить достоверность всех фактов и обстоятельств, критически оценить процессуальные документы, составленные по итогам проверочных мероприятий, и принять взвешенные и обоснованные решения, касающиеся лиц, в отношении которых ведется производство по настоящему уголовному делу.

Рябинина Н.М.