Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (739) | 3 февраля 2020г.
 

Неотложка для Ростеха

Автопарк самарской скорой помощи поставят на коммерческие рельсы

ИА «Центр-Инфо»

27-29 января в Самаре прошли акции, направленные против ликвидации существующей системы государственной скорой помощи. 26 февраля будут подведены итоги конкурса по определению организации, которая займется оказанием услуг по перевозке медицинских бригад самарской скорой помощи. На кону трехлетний контракт на сумму 938 млн р. Заказчиком торгов выступает ГБУЗ СО «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» (ГБУЗ СО «Самарская СМП»), учредителем которой является министерство здравоохранения Самарской обл. Фаворит предстоящего конкурса ООО «РТ — Скорая помощь» — совместное предприятие ГК «Ростех» и АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу».

Самарская городская скорая помощь в ближайшее время станет площадкой для реализации довольно неоднозначного коммерческого проекта. Ведется прием заявок на участие в конкурсе, по результатам которого будет заключен контракт на оказание услуг по обеспечению специализированным транспортом выездных бригад скорой медицинской помощи.

ГБУЗ СО «Самарская СМП» готово заплатить 938 млн р. из средств обязательного медицинского страхования поставщику услуг, который предоставит 61 оборудованный автомобиль класса «В» вместе с водителями. Срок контракта рассчитан на три года: с 1 мая 2020 г. по 25 июня 2023 г. По условиям конкурса водительский состав должен комплектоваться из расчета не менее 4 человек на 1 автомобиль (т.е. не менее 244 человек).

Следует отметить, что самарская скорая помощь сейчас испытывает серьезные инфраструктурные и кадровые проблемы, из-за чего страдает качество оказания медицинских услуг населению. По нормативно-правовым актам Минздрава РФ в городах численностью свыше 100 тыс. человек норматив прибытия скорой помощи по вызову от места базирования бригады до местонахождения пациента составляет 20 мин. При этом в районах с высокой плотностью населения должна работать 1 бригада на 10 тыс. чел. (приказы Минздрава РФ от 20 июня 2013 г. №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в т.ч. скорой специализированной, медицинской помощи» и от 20 апреля 2018 г. №182 «Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения»).

Таким образом, в г.о. Самара с численностью населения порядка 1,2 млн человек должно быть 120 бригад скорой помощи. Однако в областном центре ситуация далека от идеала.

В своем ответе Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» министр здравоохранения Самарской обл. Михаил Ратманов сообщил, что в г.о. Самара работает всего 65 бригад скорой помощи, а доля выездов по времени менее 20 мин. составляет 51,5%. При этом Ратманов подчеркнул, что в автопарке ГБУЗ СО «Самарская СМП» числится 120 автомобилей СМП, из них 68% находятся в эксплуатации свыше 5 лет. Численность водителей медучреждения составляет 437 чел.

Ратманов отметил, что как раз «в целях улучшения условий предоставления медицинской помощи населению г.о. Самара» был «решен вопрос по реализации аутсорсинга в части обновления парка автомобилей скорой медицинской помощи учреждения». Как следует из ответа министра, водители ГБУЗ СО «Самарская СМП» (все или частично — не уточнил) будут уволены из медучреждения и им будет предложено трудоустройство в подрядной организации. Судя по всему, не всем водителям пришлась по душе эта идея. Уже 15 декабря 2019 г. в парке «Нефтяник» состоялся митинг протеста против перевода скорой помощи на аутсорсинг, организованный Межрегиональным профсоюзом работников здравоохранения «Действие». А с 27 по 29 января 2020 г. активисты профсоюза провели пикеты возле здания областного Минздрава. Протестующие полагают, что после перевода в частное предприятие они будут лишены ряда льгот, положенных медработникам.

Между тем уже сейчас называются бизнес-структуры, которые планируют взять самарскую скорую помощь на аутсорсинг. Так, издание «Федерал-Пресс» сообщало о том, что некие «переговоры» по этому поводу в Самаре ведет ООО «РТ -Скорая помощь».

ООО «РТ — Скорая помощь», о создании которого было объявлено 18 декабря 2018 г., является совместным предприятием ГК «Ростех» и АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу». «Новая компания возьмет на себя техническое обслуживание специализированных автомобилей и сервисное сопровождение их медицинского оснащения», — говорится в пресс-релизе на сайте ГК «Ростех». Там же было отмечено: «РТ — Скорая помощь» также будет приобретать у производителей медицинские автомобили, что, в свою очередь, будет содействовать «решению задач в области диверсификации оборонных предприятий Ростеха». Кроме того, в пресс-релизе сказано: «Медицинское оборудование для автопарка «РТ -Скорая помощь» будет производиться холдинговыми компаниями ГК «Ростех». (https://rostec.ru/ media/ pressrelease/ rostekh- obnovit- park- meditsinskikh- avtomobiley- v-regionakh-rf/).

Судя по всему, повышение эффективности работы самарской скорой помощи — это всего лишь предлог. В действительности за счет административного ресурса создаются условия для того, чтобы ГК «Ростех» смогла загрузить свои производственные мощности, попутно реализовав выгодный бизнес-проект за счет фонда ОМС. О каких-либо принципах свободной конкуренции говорить не приходится.

Комментарии

Михаил РАТМАНОВ, министр здравоохранения Самарской обл.

- В конце 2019 г. состоялась встреча администрации учреждения с представителями возможно высвобождаемых работников, в ходе которой обсуждались предполагаемые организационные мероприятия. В настоящее время до всех работников этой категории доведена соответствующая информация. Практически все работники дали предварительное устное согласие на увольнение переводом в подрядную организацию. Эта категория будет уволена в порядке перевода. Работники, не изъявившие желание уволиться переводом, будут трудоустроены на другие станции и отделения скорой помощи Самарской обл. Сокращение медицинского персонала в ГБУЗ СО «Самарская СМП» не планируется.