Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (741) | 17 февраля 2020г.
 

Качели Леушкина

«Металлист-Самара» судится с одним из своих основных акционеров

Егор Кошеров

7 февраля Десятый арбитражный апелляционный суд (10ААС) принял жалобу от АО «Металлист-Самара» (МС) на решение о взыскании в пользу АО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» (Энергомаш) (г. Химки) неустойки в размере 15,38 млн р. Энергомаш, которому принадлежит почти 11% акций МС, остался недоволен сроками исполнения контракта на изготовление камер сгорания. Ситуация может быть обращена против бенефициара МС Алексея ЛЕУШКИНА (на фото) в ходе годового общего собрания акционеров (ГОСА) завода. За пакетом Леушкина в 34% к этому моменту может выстроиться очередь.

7 ноября 2019 г. Энергомаш обратился в Арбитражный суд Московской обл. с иском к МС (дело №А41-95802/2019). А уже 16 декабря было вынесено решение по существу. С МС в пользу Энергомаша взыскана неустойка за несвоевременное исполнение обязательств по договору.

Из материалов арбитражного дела МА41-95802/2019 следует, что 18 октября 2018 г. Энергомаш (заказчик) заключил с МС (изготовителем) договор №РД-180/15у, по условиям которого МС приняло обязательство изготовить и передать Энергомашу 10 камер сгорания для ракетного двигателя РД-180. Стоимость изготовления единицы изделия была определена как 40,46 млн р., сумма договора с учетом НДС — 485,5 млн р.

7 ноября 2018 г. заказчик осуществил авансовый платеж в размере 250 млн р. Ведомостью изготовления предусматривались следующие сроки изготовления первой партии изделий: 2 ед. — не позднее 7 месяцев с момента получения аванса, т.е. до 7 июня 2019 г., 2 ед. — не позднее 8 месяцев, т.е. до 7 июля 2019 г. и 2 ед. — не позднее 9 месяцев, т.е. до 7 августа 2019 г. Подтверждением готовности назвали факсимиле, которое МС должно было направить в адрес Энергомаша.

Однако первое уведомление о готовности двух камер сгорания МС отослал заказчику только 3 сентября 2019 г., а в отношении изделий, подлежащих изготовлению не позднее 7 июля и 7 августа 2019 г., по состоянию на 5 сентября уведомлений не было вообще.

В Энергомаше пришли к выводу о нарушении сроков изготовления изделий по договору и принялись считать неустойку. С 8 июня 2019 г. до 6 ноября 2019 г. (день перед обращением Энергомаша в суд) неустойка набежала на сумму 15,38 млн р. Требование Энергомаша было удовлетворено судом в полном объеме. 31 января 2020 г. МС направило апелляционную жалобу. 7 февраля 10ААС принял эту жалобу к производству, назначив судебное разбирательство на 19 марта.

К этому дню должна быть определена дата проведения годового общего собрания акционеров (ГОСА) МС по итогам работы в 2019 г. Также ГОСА должно будет избрать новый состав совета директоров и утвердить состав ревизионной комиссии общества.

5 февраля совет директоров МС принял поступившие в общество от акционеров предложения по кандидатам для избрания в новый состав совета директоров и ревизионной комиссии, а также по другим вопросам повестки дня. Возглавил список для голосования по выборам в совет директоров его нынешний председатель Юрий Елисеев. Уступивший пост председателя совета директоров в сентябре 2019 г. Елисееву Алексей Леушкин (собственник свыше 34% акций МС) идет на втором месте. Далее расположились его супруга Ольга Леушкина, близкие Леушкину Варвара Максимова, Сергей Пяткин (ему принадлежит 9,68% акций МС), Валерий Родин (9,68% акций МС) и Александр Усков (7,19% акций МС). Есть в списке управляющий директор ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев. Соболев представляет такого акционера МС, как АО «ОДК», владеющее 25,66% акций самарского предприятия. Замыкает список кандидатов заместитель генерального директора по закупкам Энергомаша Дамир Шайдеров. Энергомаш выступает собственником 10,72% акций МС.

В этой связи конфликт между Энергомашем и МС, вылившийся в судебную плоскость, выглядит подозрительно. МС давно и успешно сотрудничает с одним из своих ключевых акционеров, обеспечивающим поток госконтрактов самарскому смежнику. До ноября 2019 г. стороны предпочитали решать возникающие в процессе изготовления изделий нестыковки исключительно путем переговоров. И вдруг Энергомаш принялся, что называется, «раскачивать лодку» в арбитраже.

Не исключено, что урегулировать вопрос с неустойкой в досудебном порядке не смог осиротевший менеджмент МС, первую скрипку в котором до августа 2019 г. играл Юрий Елисеев. В указанном месяце Елисеева в должности исполнительного директора сменил выходец из Санкт-Петербурга Максим Глебовицкий. Сам Елисеев, как указывалось выше, был поднят до председателя совета директоров МС и сосредоточился на стратегии развития завода. Отвлечь Елисеева от ситуации с Энергомашем могло и его активное участие в загрузке мощностей ООО «Металлист-Тольятти». До ноября 2018 г. это предприятие являлось дочерним обществом МС, после чего им завладело АО Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» (Ярославская обл.), директором которого также работает Елисеев (см. «Хронограф» №36 (688) от 19.11.18).

С другой стороны, в Энергомаше способны были пойти на обострение с учетом проблем, надвигающихся на бенефициара МС Алексея Леушкина из-за рухнувшего АО «АктивКапитал банк» (АКБ). Существует риск, что по обязательствам АКБ Леушкину придется рассчитываться в т.ч. акциями МС (см. «Хронограф» №4 (740) от 10.02.20). Столь влиятельный акционер, как Энергомаш, вряд ли упустит возможность подставить финансовое плечо партнеру, начав торг за пакеты акций МС, принадлежащие самарскому предпринимателю и его людям, раньше, чем до них с дисконтом доберется ГК «Агентство по страхованию вкладов». Ожидается, что незадолго до ГОСА Леушкину будет сделано соответствующее предложение. Если тот не примет его, возможны различные спекуляции.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.