Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (749) | 13 апреля 2020г.
 

Год коту под хвост

В филиалах Росгосцирка растет недоверие к Владимиру Шемякину

Егор Кошеров

На прошлой неделе эксперты отрасли анализировали проблемы ФКП «Российская государственная цирковая компания» (РГЦ) за истекший период. С апреля 2019 г. генеральным директором РГЦ является Владимир ШЕМЯКИН. По мнению участников обсуждений, при Шемякине РГЦ успел погрузиться в глубокий финансовый и творческий кризис, что прежде сложно было даже представить. Наиболее остро кризис отражается на филиалах РГЦ в регионах. К примеру, Самарский государственный цирк в условиях отмены представлений из-за коронавируса вынужден сосредоточиться на поиске средств для оплаты коммунальных услуг и устранения замечаний госпожнадзора. От Шемякина поддержки так и не дождались.

Первым об усугублении кризиса в подведомственном Министерству культуры РФ РГЦ известил телеграм-канал (ТГК) «ФКП «РосЪгосЪциркЪ». Авторы этого ТГК подвели итоги года работы в должности генерального директора РГЦ Владимира Шемякина.

По их мнению, проблемы, настигшие РГЦ при Шемякине, обусловлены в т.ч. «безудержным ростом расходов на заработную плату новым сотрудникам главка, абсолютным непониманием работы циркового конвейера, способов заработка в гастрольные периоды» и прочими нелицеприятными причинами. ТГК опубликовал перечень актуальных вопросов к Шемякину, на которые ему предлагалось ответить в режиме дискуссии. Часть вопросов касалась простоя в феврале 2020 г. едва ли не половины филиалов РГЦ без программ, закрытия еще нескольких региональных цирков по решению судов из-за несоблюдения требований пожарной безопасности. Так, Иркутский госцирк остановили по причине отсутствия автоматической установки пожаротушения, недостаточности эвакуационных путей.

В январе 2020 г. газета «Московский комсомолец» обратила внимание, что подобных перебоев можно было избежать, если бы выделенные минкультом главным образом на ремонты средства господдержки осваивали должным образом (https: //www. mk. ru/economics/ 2020/ 01 /20/ milliardy- v-cirkovuyu- dyra.html). Субсидиям дал ход поддерживавший Шемякина замминистра Павел Степанов. В январе 2020 г. Степанов покинул минкульт, поэтому теперь РГЦ рассчитывать, видимо, не на кого.

Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» задал несколько злободневных вопросов министру культуры РФ Ольге Любимовой. Между тем у самой Любимовой должна возникнуть мысль: если в 2019 г. РГЦ получил беспрецедентную субсидию, то почему с учетом этих средств компания оказалась неготовой к кризису? Не исключено, потому, что за истекший год Шемякин создал множественные предпосылки для опустения расчетных счетов, на которые указывал въедливый ТГК. В этой связи у правительства РФ должны возникнуть вопросы и к бывшим руководителям минкульта.

Судя по всему, движение к дефолту начато Шемякиным с согласия его покровителя Степанова в конце 2019 г. Учитывая, что пришедшие на реконструкцию филиалов и пожарную безопасность субсидии освоены почти не были, средства у РГЦ хотели забрать назад. Тогда возникла идея причислить деньги к субсидиям на основную деятельность РГЦ. Это позволило Шемякину сберечь то, что он не успел использовать по целевому назначению.

Однако средств при сомнительном управленческом таланте Шемякина РГЦ хватило ненадолго, буквально до начала марта. По этой причине сразу после заявления президента РФ Владимира Путина о введении особого режима работы, по электронной почте контрагентам РГЦ было разослано письмо начальника отдела казначейства Юлии Филипповой. В тексте, адресованном руководителям региональных филиалов, сообщалось, что для выплаты заработной платы, отпускных, больничных листов за март 2020 г. РГЦ ограничивает платежи по текущей деятельности, коммунальным и другим услугам за январь, февраль 2020 г. По сути, РГЦ объявил о неспособности исполнять обязательства.

При этом руководство РГЦ решило сэкономить не только на контрагентах, но и на своих сотрудниках. В пользу ущемления их прав говорит то, что 27 марта подконтрольный Шемякину профком РГЦ согласовал оплату временного простоя артистов в соответствии с ч. 2 ст. 157 ТК РФ. Отсюда возникает опасение, что каждый получит не больше чем 2/3 должностного оклада. Это слабо соотносится с рекомендациями президента РФ и Минтруда РФ о сохранении заработной платы (см. «Хронограф» № 12 (748) от 06.04.20).

Исходя из продления Владимиром Путиным режима нерабочих дней в стране как минимум до 30 апреля т.г., следует ожидать, что денег на текущую деятельность от РГЦ его филиалы в лучшем случае не увидят до конца месяца. В условиях, когда все цирковые предприятия в стране закрыты для посещения, а артистов отправляют во временный простой, руководителям филиалов остается надеяться только на милость кредиторов. Но кредиторы не желают идти навстречу. К примеру, в конце марта был зарегистрирован иск строительного подрядчика на 155 млн р. к филиалу РГЦ — Курскому государственному цирку. Схожие разбирательства грозят в ближайшее время и самарскому филиалу РГЦ. Еще пару лет назад самарский госцирк обещали реконструировать с помощью федерального бюджета за 900 млн р. и попутно привести здание к нормам безопасности. Сегодня ветшающая арена готовится к новым претензиям от коммунальных служб и пожарных инспекторов, грозящих приостановить ее деятельность. Давление не ослабляет и прокуратура. Надзорный орган в феврале 2020 г. добился привлечения Шемякина к ответственности за неисполнение требования об устранении нарушений порядка распоряжения объектом федеральной собственности. Выяснилось, что один из арендаторов использовал помещения самарского цирка для торговли без согласия Росимущества (https://www.samproc.ru/ news /news.php?ELEMENT_ID =23966). Схожие скрытые договоры аренды могут нести кэш мимо кассы и в других филиалах.

В описанных обстоятельствах существует угроза, что даже после снятия ограничений из-за пандемии коронавируса РГЦ длительное время не выйдет из кризиса. И здесь нужно учитывать, что мастера цирковых искусств способны протестовать гораздо эффектнее, чем заводские рабочие.