Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (172) | 26 февраля 2007г.
 

Тольяттикаучук на пороге передела

Газпром избавится от СИБУРа, а СИБУР – от дочек

Павел Соколов

На прошлой неделе была озвучена информация о готовности Газпрома избавиться от акций ОАО «СИБУР Холдинг». Причем в январе другой крупный акционер СИБУРа — Газпромбанк — в своем меморандуме к размещению еврооблигаций сообщил, что его доля в «СИБУР Холдинге» может быть продана. Газпром и Газпромбанк контролируют 100% акций «СИБУР Холдинга». Источники «Хронографа» отмечают, что в ходе смены собственника ряд предприятий холдинга могут из него выпасть. Одним из таких предприятий является ООО «Тольяттикаучук». За Тольяттикаучук может разгореться борьба между компанией «РЕНОВА-Оргсинтез» и одним из влиятельных кланов СИБУРа, интересы которого в Тольятти представляет Борис АНИСИМОВ (на фото). В свете предстоящего передела собственности руководству завода может оказаться не до проблем рабочих.

СИБУР на распродажу

ОАО «Газпром» намерено обменять 25% плюс 1 акция ОАО «СИБУР Холдинг» на 13% акций ОАО «Мосэнерго». Сделка будет обсуждаться советом директоров Газпрома в конце февраля. Оценка активов СИБУРа еще не проводилась. Остальные 75% минус 1 акция СИБУРа принадлежат ЗАО «Газпромбанк», который сам на 100% принадлежит Группе «Газпром». В январе т.г. в меморандуме к размещению еврооблигаций Газпромбанк сообщил, что его доля в «СИБУР Холдинге» относится к непрофильным активам и может быть продана, возможно, через IPO. Еще в октябре 2006 г. бывший президент СИБУРа Александр Дюков отмечал, что подготовительная работа к IPO, включая приведение финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами, уже проведена.

До того как принять решение о смене собственника, в СИБУРе неоднократно поднимался вопрос о реструктуризации системы управления холдингом. На протяжении последних 5 лет работы холдинга для этого существовало несколько причин. Но основных было две: незатихающая борьба кланов за контроль над отдельными предприятиями и излишне обширная география холдинга. И если первая проблема обострилась после смены руководства в Газпроме (с приходом туда команды Алексея Миллера), то вторая стала результатом непоследовательного роста холдинга в ходе агрессивной скупки всех доступных на тот момент нефтегазохимических активов.

Холдинг получил обширнейшую географию. Но именно это стало одним из сдерживающих факторов его экономического роста. Объекты нефтехимического производственного цикла оказались разбросаны друг от друга на тысячи километров. Основная масса газодобывающих и газоперерабатывающих производств СИБУРа находится в Западной Сибири, в то время как ряд крупных потребителей этого сырья (ШФЛУ, изопрен) оказались в европейской части России. Плечо перевозки, намного превышающее тысячу километров, делало внутри-холдинговый процессинг не настолько рентабельным, чтобы можно было отказаться от соблазна пользоваться услугами расположенных по соседству чужих поставщиков. Эта проблема была болезненной во всех отношениях. Но самое главное — она ослабляла систему управления внутрикорпоративными финансовыми потоками, которую центральный аппарат холдинга на протяжении всей своей деятельности пытался контролировать по максимуму.

Тени Голдовского

Тольяттикаучук, являясь крупнейшим каучуковым производством СИБУРа, неоднократно становился заложником борьбы двух этих противоположностей. И в этом нет ничего нового. В советские времена завод строился под переработку сырья, получаемого с месторождений близлежащих регионов (Самарская, Оренбургская обл., Татарстан и Башкирия). У СИБУРа в этих регионах нет сырьевых компаний. Но они есть у ЮКОСа, ТНК-ВР (частично контролируется Группой «РЕНОВА») и прочих нефтегазодобывающих компаний.

Первый повод, позволивший задуматься о том, что Тольяттикаучук ничуть не пострадает от выхода из состава СИБУРа, прозвучал в начале 2002 г. В тот период бывший президент и основатель холдинга «СИБУР» Яков Голдовский находился под следствием. Ему вменяли умышленный увод нефтехимических активов из Газпрома. Все, что от него требовали, он вернул, однако в качестве откупного хотел оставить у себя Тольяттикаучук. Он полагал, что имеет на это право, т.к. через суды ему удалось доказать свою причастность к 18% акций ОАО АК «СИБУР». Вместо завода ему отдали деньги. Насколько версия о его стремлении заполучить Тольяттикаучук соответствует действительности, судить сложно. При этом неоспоримым фактом остается то, что генеральным директором Тольяттикау-чука вплоть до середины 2002 г. продолжал оставаться его доверенный человек Павел Понкратьев. Опальный Голдовский вовсе не собирался покидать химическую отрасль. Позже он приобрел химический завод «Корунд» (Нижегородская обл.). Понкратьев его возглавил.

Между тем сегодня в холдинге «СИБУР» по прежнему ряд ключевых постов занимают люди, которых в этот бизнес вводил именно Голдовский. Нынешний старший вице-президент ООО «СИБУР» (управляющая компания ОАО «СИБУР Холдинг») Владимир Разумов считается креатурой Голдовского. В 1999 г. по приглашению Голдовского он занял в СИБУРе пост, аналогичный сегодняшнему, но именно этот факт стал причиной его отстранения от влиятельной должности в 2002 г., когда СИБУР возглавил Дмитрий Мазепин. Но уже в августе 2003 г. тогда еще только назначенный президентом СИБУРа Александр Дюков, решая проблему профессионального вакуума в среде своих топ-менеджеров, был вынужден восстановить опытного Разумова в должности.

Как отмечают источники «Хронографа», авторитетное мнение Разумова стало решающим при назначении в апреле 2006 г. новым генеральным директором ООО «Тольяттикаучук» Бориса Анисимова. Впрочем, Анисимов тоже считается человеком из Голдовского призыва. В структуре холдинга он появился в конце 90-х. Зачистку СИБУРа от людей Голдовского Анисимов пересидел в должности генерального директора мало для кого интересного ОАО «Красноярский завод синтетического каучука».

«РЕНОВА» хочет каучук

Между тем события, связанные с желанием Газпрома выйти из СИБУРа, а также начавшийся одновременно с этим процесс реструктуризации холдинга наводят на мысли, что появление Анисимова на Тольяттикаучуке могло носить вполне конкретные цели. Подготовка предприятия к выводу из состава СИБУРа вполне могла стать такой целью. По информации источника «Хронографа», в ходе преобразования холдинга планируется освободить СИБУР от существенного количества предприятий, занятых в глубокой переработке и вместе с тем достаточно удаленных от основных сырьевых центров компании. В основном это касается шинных и каучуковых заводов, расположенных в европейской части страны. Данный вариант развития событий был озвучен Дюковым еще до того, как в ноябре прошлого года он покинул пост президента холдинга. Учитывая давний интерес к Тольяттикаучуку со стороны близких Голдовскому людей (серьезную подготовительную работу они ведут начиная с 2005 г.), есть основания полагать, что за тольяттинский завод в скором времени может разыграться серьезная борьба.

На прошлой неделе в распоряжение «Хронографа» поступила информация, что активный интерес к Тольяттикаучуку начала проявлять компания «РЕНОВА-Оргсинтез».

Эта дочерняя нефтехимическая структура ГК «РЕНОВА» уже достаточно хорошо обосновалась на чапаевско-новокуйбышевском химическом промузле. ГК «РЕНОВА» имеет сильные позиции в газодобывающем секторе Оренбуржья, а в составе «РЕНОВА-Оргсинтез» уже имеются производственные активы, способные организовать поставку сырья для Тольяттикаучука. Стоит также отметить, что в ближайшее время правительство Самарской обл. в ходе своей работы по выстраиванию партнерских отношений с крупнейшими химическими компаниями региона намерено подписать с «РЕНОВА-Оргсинтез» соглашение о взаимном сотрудничестве.

Нужно быть наивным человеком, чтобы поверить в неинформированность Анисимова о готовящихся процессах. Следовательно, ему, как первому руководителю предприятия, которому может грозить участь разменной карты, следует предпринять все защитные меры по сохранению интересов своих покровителей. В свете предстоящих свершений проблемы трудового коллектива с высоты больших стратегических задач выглядят слишком приземленно. В этой ситуации может быть задействована совершенно простая логика. Какой смысл погружаться в решение проблем благосостояния простых рабочих, если возникают опасения, что уже завтра ты рискуешь потерять статус работодателя? Хотя опыт Тольяттиазота говорит как раз об обратном.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме