Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (777) | 30 ноября 2020г.
 

Тольяттинский опыт хотят масштабировать

Цифровые инновации ТГУ оценили в федеральном министерстве

Борис Кротов

Федеральная инновационная площадка (ФИП) Тольяттинского государственного университета (ТГУ) «Цифровая трансформация процессов университета («Умный университет»)» признана одной из лучших в стране. Опыт тольяттинского вуза был представлен 24 ноября на семинаре Министерства науки и высшего образования РФ «Эффективные модели деятельности инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования».

Экспертиза деятельности 49 федеральных инновационных площадок России за 2020 г. проводилась с 15 октября по 5 ноября 2020 г. Экспертная группа при координационном органе Минобрнауки России по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего и дополнительного профессионального образования анализировала годовые отчеты ФИП 2020 г. и механизмы реализации проектов.

Статус ФИП присваивается организациям, реализующим инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны. ФИПы, по сути, составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Тольяттинский госуниверситет — дважды обладатель статуса Федеральной инновационной площадки. В 2012-2017 гг., получив этот статус впервые, ТГУ смог реализовать ряд важных проектов, в т.ч. создать полноценную экосистему предоставления высшего образования онлайн «Росдистант». За этот проект Аналитический центр при Правительстве РФ присудил опорному вузу победу во Всероссийском конкурсе профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп — 2019».

Все созданное легло в основу дальнейшего развития. В 2018 г. Тольяттинский госуниверситет получил статус ФИП до 2023 г. с проектом «Умный университет», приступив к реализации еще более амбициозных планов по цифровой трансформации всех процессов университета. Благодаря сделанному в рамках двух федеральных инновационных площадок, ТГУ стал одним из российских лидеров в цифровой трансформации вузов.

«Создать ИТ-инфраструктуру, которая будет достаточно оптимальной и эффективной для активного движения в международном образовательном пространстве, самостоятельно не может никто. Нужны совместные усилия для формирования единых отраслевых стандартов высшей школы по стыковке данных и цифровых сервисов.

Инновационный проект команды Михаила Криштала, по мнению экспертов, имеет самые впечатляющие результаты
Инновационный проект команды Михаила Криштала, по мнению экспертов, имеет самые впечатляющие результаты

Сделать это можно только через добровольное объединение вузов, заинтересованных в собственной цифровой трансформации», — убежден ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал.

Первым шагом в этом направлении стала принятая летом 2019 г. Хартия о цифровизации образовательного пространства, к которой в настоящий момент присоединились более 30 вузов. Ее инициировали Тольяттинский госуниверситет, Омский государственный технический университет, НИУ «Московский институт электронной техники» и ООО «Галактика ИТ». Одностраничный документ является идеологической основой для совместной работы вузов в рамках формируемого сейчас консорциума цифровых университетов. По словам Михаила Криштала, за это время ряд вузов еще больше продвинулись в собственной цифровизации, но одновременно стала еще более очевидной необходимость объединения усилий для качественного скачка в развитии.

Консорциум создается для разработки технологических стандартов ИТ-инфраструктуры и сервисов цифрового университета. В т.ч. об этом, а также о программе цифровой трансформации Тольяттинского госуниверситета проректор по цифровизации Роман Боюр рассказал на семинаре по лучшим практикам ФИП в онлайн-режиме 24 ноября 2020 г.

«Мы понимаем, куда и как мы движемся, понимаем, как системно управлять этим движением, и имеем серьезные доказательства успешности нашего движения: успех проекта «Росдистант», получение премии правительства РФ в области качества, звание победителя конкурса «Проектный Олимп» — все это отражено в нашем отчете и отмечено экспертами», — сообщил Роман Боюр.

В рамках семинара он рассказал о том, как в ТГУ проходит цифровая трансформация всех управленческих и учебного процессов, о взаимодействии с корпорацией «Галактика», о производстве цифровых контентов и о создании полностью дистанционной системы приема и онлайн-обучения.

Лучшими площадками экспертной группой Минобрнауки РФ были признаны из 49 лишь три. Помимо ТГУ это ФИП «Разработка механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Ставропольского государственного аграрного университета. Еще один лучший ФИП находится в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники, он направлен на разработку и внедрение новых инновационных образовательных технологий для выстраивания индивидуальной траектории непрерывного образования по схеме «школа — вуз — предприятие». По словам экспертов, выявленные лучшие практики достойны масштабирования на всю страну.

«В России есть действительно впечатляющие результаты реализации инновационных проектов в сфере образования. Долгое время в образовании подход был консервативным. Сейчас появляются не только инновационные проекты, но и инновационные тренды: креативность, гибкость в подходах. ФИП не только развивают нашу систему образования, но и являются своеобразным механизмом продвижения образовательных организаций России на международный рынок. Думаю, что лучшие инновационные практики, представленные в рамках семинара, должны быть тиражированы на базе учреждений образования Российской Федерации», — отметила руководитель экспертной группы при координационном органе Минобрнауки России по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования Мария Фролова.

Члены экспертной группы рекомендовали Минобрнауки РФ при распределении контрольных цифр приема, а также при распределении заявок по конкурсам в рамках национальных проектов «Образование», «Цифровая экономика» учитывать наличие инновационной площадки у университетов. Кроме того, предложено рассмотреть разработку дополнительных мер для финансирования проектов.