Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (779) | 14 декабря 2020г.
 

Предусмотрительный Житлов

Администрации Тольяттинской поликлиники №2 будет на что отметить Новый год

ИА «Центр-Инфо»

До конца декабря ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская поликлиника №2» (ТГП №2), главным врачом которого является Андрей ЖИТЛОВ (на фото), должна исполнить условия контракта, заключенного с администрацией г.о. Тольятти. ТГП №2 приняла на себя обязательства за отдельную плату оказать чиновникам услуги, следует понимать, вне системы обязательного медицинского страхования. Иными словами, лечебное учреждение, находящееся на бюджетном обеспечении, дополнительно получит доход из городской казны. Для администрации поликлиники это будут доходы, полученные от предоставления платных услуг, распоряжаться которыми они могут более вольно, чем средствами из иных источников.

Согласно раскрытым на официальном сайте госзакупок zakupki.gov. га данным, государственная ТГП №2 выиграла контракт на проведение диспансеризации муниципальных служащих. В документации к закупке №0842300004020000293 отмечается, что источником финансирования услуг является бюджет г.о. Тольятти.

Закупки подобного рода можно считать парадоксом системы здравоохранения. С учетом того, что ТГП №2 является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, финансирование поликлиники осуществляется за счет средств бюджета. Иными словами, бюджет несет бремя финансирования закупки оборудования, услуг и т.д., необходимых в деятельности поликлиники. Фонд заработной платы формируется из поступлений от фонда обязательного медицинского страхования, который в свою очередь также оперирует бюджетными деньгами. ТГП №2 находится на полном гособеспечении.

Вместе с тем законодатель позволяет государственным учреждениям здравоохранения формировать внебюджетные источники дохода. В реалиях все сводится к оказанию платных услуг населению. Однако в случае с муниципальными служащими картина складывается иная. Если гражданин оплачивает получаемую услугу из собственного кармана, то за чиновников расплачивается бюджет.

Безусловно, можно сослаться на то, что бесплатная услуга диспансеризации (оплаченная бюджетом) доступна любому гражданину РФ. Здесь как раз может скрываться самый примечательный нюанс. Т.е. на гражданина, без привязки к его профессиональной деятельности в должности чиновника, уже выделены средства на прохождение диспансеризации в ближайшей поликлинике по месту проживания.

В таком случае оказание аналогичной услуги уже по инициативе работодателя можно считать излишним. Тем не менее муниципалитет с готовностью принимает на себя, точнее, возлагает на налогоплательщиков дополнительную нагрузку.

В этой «дополнительной нагрузке» скрывается этическая специфика номенклатурно-медицинских отношений. При получении платной услуги обычный пациент в соответствующем разделе договора подписывается под текстом примерно следующего содержания: «Я подтверждаю, что также получил( а) информацию о возможности получения мною (моими родственниками) данных услуг (услуги) бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской обл. бесплатной медицинской помощи». Однако в данном случае речь идет о том, что пациент готов потратить свои деньги на услугу, которую ему учреждение должно и так предоставить. Хотя бы в силу того, что он уже оплатил это посредством обязательных отчислений.

Другое дело — чиновник. Слуга народа как человек кристальной честности также готов оплатить то, что он может получить как гражданин РФ бесплатно. Но оплатить деньгами налогоплательщиков. Что, в общем-то, вполне логично. Иначе за каким рожном эти налогоплательщики вообще нужны? Бесспорно, вызывает интерес, подписывают ли представители номенклатуры аналогичные документы? А если подписывают, то как в них описывается желание пациента потратить не принадлежащие ему деньги?

Забота государства о номенклатуре в описываемом случае проявляется на каждом шагу. То, что государственные поликлиники находятся на полном бюджетном обеспечении, можно считать их явным преимуществом перед частными клиниками в процессах отбора претендентов на оказание услуг диспансеризации. Даже имея достаточный штат специалистов и необходимое оборудование, частникам было бы сложно конкурировать с ГБУЗ в вопросах цены оказания услуги.

Указанный тезис подтверждается документами закупки. Начальная цена контракта была объявлена в размере 2,06 млн р. На втором месте по ценовому предложению оказалось ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская поликлиника №1», согласившееся предоставить услугу за 1,19 млн р. Подопечные главного врача ТГП №2 Житлова решили, что их поликлинике будет достаточно 1,18 млн р., чтобы исполнить условия контракта.

Разумеется, коммерческие структуры вряд ли в состоянии предоставлять дисконт почти в 50%. Поскольку существуют за счет заработанных средств, а не за счет «падающих с неба» денег налогоплательщиков. У ГБУЗ в этом плане все гораздо проще. Врачи получат свою зарплату вне зависимости от того, будет привлечено внебюджетное финансирование или нет. А деньгами, полученными по контракту, администрация ТГП №2, скорее всего, вольна распоряжаться по своему усмотрению. Впереди Новый год, с трудом верится, что после изнурительного 2020 г. главврач Житлов обрадовался бы еще и безденежью.

Комментарии

Анастасия ТЕСЛЯ, и.о. главного врача ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская поликлиника №2»

- За 2020 г. ГБУЗ СО «ТГП №2» выступало в роли исполнителя муниципальных и государственных контрактов 6 раз. Доходы от оказания платных медицинских услуг, в т.ч. по контракту №0842300004019000293-3, направляются на оплату труда работников ГБУЗ СО «ТГП №2», закупку товаров, работ, услуг, уплату налогов, сборов и иных платежей в соответствии с согласованным с министерством здравоохранения Самарской обл. и утвержденным главным врачом планом финансово-хозяйственной деятельности.

ГБУЗ СО «ТГП №2», подписывая данный контракт и предлагая наименьшую сумму по ценовому предложению, заранее рассчитывает затраты, которые понесет учреждение с учетом закупки расходных материалов, а также выплат медицинскому персоналу, участвующему в медицинских осмотрах.