Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (780) | 21 декабря 2020г.
 

Михаил Криштал:

Хорошо проработанные стандарты всегда двигали индустрию вперед

Борис Кротов

В ближайшие три года в России планируется совершить колоссальный скачок в цифровизации высшего образования: уже к 2023 г. в соответствии с нацпрограммой «Цифровая экономика» (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики») во всех вузах должны внедрить элементы модели цифрового университета. Каков уровень цифровизации вузов, готовы ли они к решению поставленной задачи и за счет чего можно ускорить этот процесс, в интервью «Хронографу» рассказал доктор физико-математических наук, профессор, ректор Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаил КРИШТАЛ.

- Михаил Михайлович, какие элементы модели цифрового университета должны будут внедрять у себя вузы? Что под этим подразумевается?

Нацпрограмма, как мне видится, под элементами цифрового университета подразумевает внедренные в основные виды деятельности вузов совокупности цифровых сервисов, процессов и данных, принципиально меняющих основные бизнес-процессы: образовательную, научную и инновационную деятельность. Определенному уровню должна соответствовать не только университетская ИТ-инфраструктура, но и компетенции сотрудников, что еще важней. По сути, это цифровая культура организации, а в случае университетов это и цифровая культура студентов.

Вопрос в том, в какой момент количество переходит в качество, а цифровые элементы, привнесенные в вуз, позволяют ему достичь такого уровня цифровой зрелости, чтобы его считать действительно цифровым.

Цифровой является организация, которая прошла точку цифровой необратимости. То есть та, у которой не сводимые к аналоговым цифровые технологии встроены в основные бизнес-процессы. Которая уже в принципе не может функционировать и развиваться вне цифрового контекста, принципиально не может вернуться к аналоговому функционированию без потери управляемости, потери финансовых потоков и рынков, т.е. без фактического разрушения самой организации.

Возникает вопрос: может, и не нужна такая цифровизация, если она ставит университет в зависимость от цифры. Но альтернативного пути нет: если весь мир становится цифровым, то аналоговым организациям в нем просто нет места.

- Насколько равномерно развиваются вузы в цифровизации?

- В целом отечественная вузовская система достаточно устойчива и на базовом уровне университеты оказались готовы к временному переходу в онлайн в условиях пандемии. Конечно, помог справиться высокий уровень цифровизации страны в целом, включая средний уровень компетенций населения. И все же разрыв между вузами огромен, и это не может не приводить к внутренним напряжениям в системе.

Найдутся те, кто считает, что все вузы уже внедрили у себя элементы цифрового университета, например, потому что у них есть электронный документооборот. Добавить к этому апробирование ведения занятий онлайн в различных системах типа ZOOM и Мираполис, и цифровыми можно считать практически всех. Но это не те элементы, которые позволяют назвать университет цифровым. Использование и даже создание онлайн-курсов также не делает его таковым.

- Как померить уровень цифровой зрелости вуза?

Мы в ТГУ разработали матрицу цифровой зрелости организации, представляя ее в виде пяти взаимосвязанных слоев — отдельно базовая ИТ-инфраструктура, данные, процессы, интерфейсы с сервисами и люди. Для каждого слоя есть четыре уровня цифровой зрелости. Каждая организация может иметь разный уровень цифровой зрелости по этим пяти слоям. Более того, в одной организации обязательно будет разная цифровая зрелость в разных подразделениях или у разных направлений деятельности.

Проблемы возникают тогда, когда градиент цифровизации внутри организации вдоль структуры и направлений деятельности оказывается слишком высок. Он может сломать организацию, и поэтому требует очень грамотного управления, основанного на данных и знаниях.

Говорить о том, что университет цифровой, на наш взгляд, можно, когда по всем основным видам деятельности он находится на третьем уровне цифровой зрелости и начинает заходить на четвертый.

- На каком уровне находится ваш университет?

- В образовательном процессе по всем слоям матрицы мы вышли на третий уровень — уровень цифровой управляемости, а в степени цифровизации данных на четвертый, т.е. уже пришли к цифровой необратимости. Дальнейшая цифровизация и ее разворачивание на все процессы университета — наш основной приоритет на ближайшие 5-10 лет. Именно об этом мы заявляли еще до пандемии в 2018 г., когда получили поддержку нашей заявки на статус федеральной инновационной площадки (ФИП) с проектом «Цифровая трансформация процессов университета — Умный университет». К слову, в 2020 г. проходила экспертиза 49 федеральных инновационных площадок и ФИП ТГУ была официальна признана одной из трех лучших в стране (см. «Хронограф» №41 (777) от 30.11.20).

- Тольяттинский госуниверситет инициировал создание консорциума «Цифровые университеты» (см. «Хронограф» №42 (778) от 7.12.20). Расскажите подробнее о задачах объединения. Как развиваются события?

- 11 декабря мы провели первое общее собрание участников консорциума. Поскольку формирование консорциума завершилось 1 декабря, а запросы на вступление в консорциум продолжают поступать, на первом собрании мы приняли в число участников еще 2 вуза. Всего в консорциуме сейчас уже 18 вузов, один научный партнер и 6 индустриальных. Всего 25 организаций. География от Москвы до Хабаровска.

Участники консорциума видят его основную задачу в ускорении развития отечественной системы образования с точки зрения ее цифровой трансформации. Все вузы тратят много сил и средств на развитие своих собственных ИТ-решений и многократное внесение информации в различные внешние системы. Предлагаемые цифровые решения для образовательного процесса как от специализированных ИТ-компаний, так и от ведущих цифровых университетов плохо стыкуемы и между собой, и с существующими вузовскими ИТ-архитектурами. Несмотря на очень хороший уровень некоторых решений, затраты на их интеграцию неоправданно высоки. Только объединение усилий с другими вузами позволит кратно ускориться в цифровизации и сэкономить средства.

Это понимание есть не только у нас, именно поэтому мы нашли отклик у многих других вузов и индустриальных партнеров. Создавая Консорциум «Цифровые университеты», мы договорились о разработке единой информационной модели вуза, единых реестров процессов, цифровых сервисов и базовых ИТ-сервисов, а также пакета стандартов взаимодействия вузовских сервисов и программных продуктов.

ТГУ уже разработал первые версии реестров университетских данных, процессов и сервисов. Сейчас в этом реестре 172 сервиса, в т.ч. еще не созданных или требующих актуализации, но мы думаем, что их количество в процессе работы вырастет примерно до 250.

На первом собрании мы договорились начать с описания имеющихся у вузов ресурсов по матрице цифровой зрелости. После этого будет понятно, какие именно компетенции участники консорциума, в т.ч. индустриальные партнеры, готовы направить на разработку стандартов, кто возьмет на себя разработку того или иного цифрового решения или оставит за собой экспертные функции.

-Каков экономический эффект от внедрения стандартов?

- Хорошо проработанные стандарты всегда двигали индустрию вперед. В результате его появления вузы смогут разрабатывать и продавать свои решения друг другу, легко интегрируя их в свою ИТ-архитектуру. Появится возможность стыковать между собой крупные пакетные ИТ-решения и отдельные сервисы, которые могут делать независимые разработчики, в т.ч. студенты. Для реализации этих возможностей предполагается создать соответствующий маркетплейс.

Под сформированные стандарты потребуется сертификация предлагаемых цифровых решений перед их размещением на маркетплейс. Функцию сертификации мог бы взять на себя регулятор в лице Министерства науки и высшего образования РФ, если не напрямую, то через центры сертификации.

Все это создаст реальные технологические возможности для быстрого и сравнительно мало затратного трансфера цифровых сервисов между вузами. Появятся условия для формирования нового рынка — совместимых цифровых решений для высшего образования, регулируемого через стандарты и сертификацию, а не через администрирование.

Когда каждый университет будет вкладывать средства в собственную цифровизацию по согласованным с другими участниками правилам, мы все получим синергетический эффект: через ускорение цифровой трансформации повысим конкурентоспособность и каждого участника Консорциума, и всей российской вузовской системы на международном рынке образования.

- Как может измениться ландшафт высшего образования со значительным повышением уровня цифровизации вузов?

- Постепенное развитие цифровизации вузов приведет к достаточно высокому минимально приемлемому уровню качества их взаимодействия со студентами, слушателями и партнерами. После этого вузы начнут конкурировать в основном в содержании курсов, в научных исследованиях и в уровне внеучебной работы со студентами, в т.ч. в части их социализации. Вузы-лидеры сосредоточатся также и на создании продвинутых проактивных сервисов с искусственным интеллектом.

Студенты смогут свободно выбирать лучшие курсы. Это приведет к специализации вузов по направлениям разработки образовательных программ, соответствующих сфере научных исследований, в которых силен данный вуз. Появится категория преподавателей, выстраивающих свои практические занятия вокруг онлайн-лекций признанных в своей сфере специалистов, просто потому что студенты будут выбирать именно эти курсы. В итоге может произойти кластеризация вузов либо по сетевому принципу, либо с юридическим объединением. Таких кластеров или мегауниверситетов в России, включая столичные регионы, может возникнуть около 100-150. Цифровая трансформация объективно становится одним из значимых катализаторов этого процесса. Скорее всего, он завершится к 2030 г. В текущем периоде основные конкурентные преимущества будут у вузов, опережающих другие по уровню цифровизации. Причем речь не столько о внутренней, сколько о международной конкуренции.