Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (780) | 21 декабря 2020г.
 

Николай Ренц:

Борьба с COVID-19 невозможна без крупномасштабной вакцинации

Алиса Кирсанова

17 декабря президент РФ Владимир ПУТИН в ходе ежегодной пресс-конференции призвал всех самым внимательным образом отнестись к рекомендациям специалистов в части вакцинации от COVID-19. Лидер России высказался о крайней важности массовой вакцинации. Позицию научного и медицинского сообщества по данной теме в интервью Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» озвучил главный врач ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая больница №5», депутат Самарской губернской думы Николай РЕНЦ.

- Николай Альфредович, почему сегодня первому лицу государства приходится лично разъяснять каждому из нас важность вакцинации от COVID-19?

- Думаю, в текущей ситуации не будет пафосом сказать, что вопрос массовой вакцинации — это вопрос транснационального значения, вопрос безопасности нашей популяции. Владимир Владимирович Путин вынужден был привести целый набор аргументов, с которыми солидарны и отечественные, и зарубежные вирусологи, что массовая вакцинация -это один из немногих путей преодоления всех вопросов, связанных с пандемией.

Россия благодаря достижениям наших ученых первая в мире начала вакцинацию населения. В Самарскую обл. вакцина поступает практически ежедневно и тут же распределятся по медицинским учреждениям. Начали прививать врачей и вспомогательный персонал больниц, педагогических работников, специалистов социальных служб. В ТГКБ №5 за первую прививочную неделю было вакцинировано 115 сотрудников. Пока не прививаем лиц старше 60 лет, но, думаю, с нового года это ограничение снимут. Вакцинирование, как и все меры борьбы с COVID-19, находится на личном непрерывном контроле главы региона Дмитрия Игоревича Азарова. Наш регион одним из первых продемонстрировал свою готовность широко работать с вакциной, несмотря на специфические условия ее хранения и транспортировки. Препарат требует условий не выше минус 18 градусов.

В контексте предстоящей массовой вакцинации от коронавирусной инфекции и идущей в настоящее время массовой вакцинации от гриппа считаю принципиально важным довести до наших граждан ряд сведений, поскольку на этом фоне идет распространение очень большого количества противоречивых, заведомо ложных, если не сказать вредных выступлений очень большого количества прививочных т.н. диссидентов. В таких условиях гражданам важно знать позицию специалистов.

В медицинской практике применяются десятилетиями разные типы вакцины. Типы зависят от методики их изготовления. Есть аттенуированные вакцины, созданные на основе живого вируса. В данном случае его очень долго обрабатывали с целью ослабления до той степени, чтобы вирус не мог вызывать заболевание, но при этом мог обеспечить активный ответ иммунной системы к болезнетворной форме вируса. Это в первую очередь вакцины против ветряной оспы, натуральной оспы, кори, краснухи, паротита. Данный тип вакцин считается наиболее эффективным, т. к. позволяет формировать иммунный ответ наиболее быстрый, наиболее полный и наиболее долговременный. С такими препаратами по большей части не требуется повторная вакцинация. Только вот их разработка очень сложная задача, т. к. штамм вируса должен быть очень похожим на своего дикого предшественника, но при этом быть безопасным.

Не менее широко сегодня используются вакцины на основе инактивированных, т. е. убитых вирусов. В данном случае вирус обрабатывается разными химическими веществами. Белок вируса изменяется настолько, что перестает давать заражение, но при этом сохраняет способность вызывать иммунный ответ. Это очень искусная работа.

С развитием генной инженерии человечеству стали доступны вакцины на основе нуклеиновых кислот, называемые также генетическими. В данном случае при производстве вакцины берется отдельный фрагмент белка вируса патогена. Берется именно в той части, который способен играть более сильную антигенную роль.

Сложность этого процесса в том, что среди белков вируса очень много кандидатов на эту роль и попытки найти нужный фрагмент могут занять десятилетия. Вакцины такого типа успешно применяются против опоясывающего лишая, гепатита Б, герпеса, против вируса, вызывающего рак шейки матки и сезонного гриппа.

В этой группе можно выделить РНК-вакцины, на основе рибонуклеиновой кислоты (РНК). На примере вакцины, созданной Научным центром им. Гамалеи и Новосибирским центром «Вектор», поясню. Молекула РНК используется как матрица для синтеза нужного белка-антигена, и именно этот белок идентичен дикому вирусу COVID-19. Молекула РНК доставляется в организм с помощь вектора. Поясню. Ученые центра соединили молекулу РНК с аденовирусом, который выступает в роли вектора, а по факту — транспортного средства для доставки в клетку. В клетке молекула РНК используется как матрица для синтеза нужного белка антигена, который идентичен белку короны дикого вируса COVID-19. Именно белка короны COVID-19, т.е. того самого шипа, при помощи которого вирус вступает во взаимодействие с рецепторами клетки и открывает себе вход в клетку. Это создает условия для его размножения.

Что происходит после вакцинации? Вектор позволяет РНК попасть в клетку, клетка на основе РНК синтезирует белок. В ответ на это наш организм вырабатывает антитела. И когда впоследствии организм встречается с диким вирусом COVID-19. выработанные в организме антитела присоединяются к шипу (короне) вируса, блокируют его, делая вирус неспособным проникнуть в клетку и, соответственно, начать там размножаться. Более того, Т-лимфоциты, т.н. клетки-киллеры, видя помеченные антителами вирусы и клетки, пораженные вирусом, начинают их уничтожать и запоминают врага надолго.

- В чем особенность вакцины от COVID-19 «Вектор»?

- РНК-вакцина обладает самой простой конструкцией, которую можно себе представить в создании вакцин. При ее использование нет реакции на сам вектор, а РНК не интегрируется в геном клетки человека и, значит, не может привести к генетическим изменениям в организме. У российской вакцины «Вектор» абсолютно нет последствий.

Отвечу еще на один из популярных выпадов критиков, строящих свои сомнения на том, что Гамалеи очень быстро создали вакцину. Хотя ответ очевиден. Технология векторного способа изготовления вакцины им была понятна. Они с ней работали давно. Когда-то так же создавались вакцины против лихорадки Эбола, ближневосточного респираторного синдрома, который вызывал очень большую летальность. Тогда благодаря их труду удалось вовремя локализовать эти заболевания. Поэтому решили ничего другого не выдумывать и создать вакцину на основе доказавшей себя технологии.

- В чем важность именно массовой вакцинации?

- Мы подошли к самому важному моменту вакцинации. Вакцинация значима не только с точки зрения, чтобы конкретный человек не заболел или если заболел, то не в тяжелой форме. Очень важной стороной вакцинации является то, что привитый человек не становится источником заражения. Так разрываются цепочки заражения в обществе. Уже доказано, что один человек может заразить и 40, и 80 людей, а далее по нарастающей. Эпидемиологами доказано наличие суперраспространителя, от которого заразилось свыше 4 тыс. человек, 800 из которых умерло. Если бы вокруг этого суперраспространителя было хотя бы 50% иммунизированных людей, то таких пагубных последствий наш мир сегодня не получил.

История гриппа тому свидетельство. Эта схема у нас работает каждый год. Последние годы, когда в России прививается почти половина населения, мы не имеет тяжелых эпидемий гриппа.

- Есть ли данные, насколько долго будет сохраняться иммунитет после вакцинации и как он связан с мутацией вируса?

- Мы пока не можем сказать, как долго будет сохраняться иммунитет благодаря «Вектору». Хотя никто из нас не переживает, что иммунитет от гриппа после вакцинации держится год, а то и меньше. Мы спокойно прививаемся каждую осень. Безусловно, нам бы хотелось получить вакцину от COVID-19 с таким же длительным действием, как у вакцины от оспы. К сожалению, этого пока нет.

Относительно вопросов, связанных с мутацией COVID-19. Широко обсуждается то, что он не устойчив, быстро мутирует. Нас это в связке с вакцинацией не должно волновать. Уже изучено, что мутируют отдельные участки вируса, которые сказываются на тяжести течения заболевания. Мутация может дать нам новую клиническую картину. Но процесс мутации не затрагивает фрагмент вируса, на который реагирует наш иммунитет. Белок шипа COVID-19 остается неизменным. В итоге не важно, с каким мутирующим штаммом столкнется наш организм — он будет под защитой.

Среди нас есть часть людей, которые в принципе не заболевают COVID-19, и пока никто не знает почему. Их не много. На них показывают и говорят, что вирус не так страшен. Считается, что 80% из нас переболеют в легкой или даже бессимптомной форме. Здесь принципиальны два аспекта: все эти люди однозначно будут являться источником заразы для других. Это важно. Начиная с конца сентября мы наблюдаем взрывной рост количества заболевших среди граждан старшего возраста. Если мы допускаем, что заболевшие вели такой же образ жизни, как в мае, в июне и т.д., откуда это? Большинство детей и внуков этих люде принадлежат к тем, кто, не чувствуя себя больным, позволил себе наградить заразой своих пожилых родных. Многих это привело на больничную койку. У нас 70% госпитализаций приходится на лиц старше 60 лет. К сожалению, не всех нам удается спасти. При вакцинации описанный сценарий был бы исключен.

Сформированный на текущий момент опыт борьбы с COVID-19 позволяет нам сделать еще один неутешительный вывод. У лиц, перенесших в легкой форме COVID-19, возникают заболевания, не характерные для их возраста. Миокардиты, нарушения сердечного ритма, сахарный диабет, поражение почек. Специалисты по диализу пишут, что на фоне COVID-19 растет количество людей, нуждающихся в искусственной почке. Если кто-то думает, что может принадлежать к 80% счастливчикам, я, пожалуй, соглашусь. Только не смогу дать гарантии, что вы, находясь в этой группе и проигнорировав прививку от COVID-19, не получите описанные только что неприятности. А их точно не было бы при вакцинировании. Это очень важно.

Не исключаю, что пора ставить вопрос об ответственности людей, которые сейчас пытаются подвергнуть сомнению необходимость вакцинации. Я считаю, надо привлекать за это как за призыв к употреблению наркотиков. Словно они говорят, что в наркотиках нет ничего страшного. Говорить в этой ситуации о свободе выбора совершенно неуместно. Опыт ряда стран показателен в этом ключе. Детей без определенного набора прививок не принимают в организованные детские коллективы, в школы и детские сады. Непривитые люди несут опасность для жизни сотен и тысяч людей. К сожалению, при COVID-19 вопрос жизни мы вынуждены ставить достаточно часто, чаще, чем при многих других заболеваниях. Всех, кто агитирует за отказ от вакцины, я приглашаю без средств защиты побыть в красной зоне в реанимации и посмотреть, что происходит с тяжелобольными пациентами. Борьба с COVID-19 невозможна без крупномасштабной вакцинации.