Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (790) | 22 марта 2021г.
 

Кто здесь главный

Сработанность Мурзова и Фетисова покажет лицо реального стейкхолдера СТС

Татьяна Федорова, Павел Соколов

За три неполных месяца текущего года ООО «Самаратрансстрой» (СТС) сумело нарастить портфель госзаказов на сумму боле 4,4 млрд р. Такое стремительное увеличение возможно только при поддержке лоббистов в исполнительной и законодательной власти. Успехи СТС связывают с деятельностью депутата Самарской губернской думы (СГД) Андрея МУРЗОВА (на левом фото) и заместителя председателя правительства Самарской обл. Александра ФЕТИСОВА (на правом фото). Оба являются членами политсовета Самарского регионального отделения (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР). При этом назвать их главными стейкхолдерами сегодняшних побед СТС нельзя. Имя их тайного куратора выкристаллизуют итоги предстоящей избирательной кампании 2021 г.

Заказов мало не бывает

15 февраля 2021 г. пресс-служба правительства Самарской обл. сообщила, что в Самаре начался подготовительный этап к строительству двухуровневой автомобильной развязки на пересечении ул. Ново-Садовой и Советской Армии. «К настоящему моменту определен подрядчик -ООО «Самаратрансстрой» (СТС. –Прим. ред.). Стоимость работ по госконтракту оценивается в 3,58 млрд р. Справиться с этой сложной задачей строители должны в течение трех лет, до конца 2023 г.», — сообщила пресс-служба правительства (https ://mintrans. samregion. ru/ 2021 / 02/ 15/ v-samare- gotovyat- sya-k- stroitelstvu- estakady- v-czen- tre- goroda/). После этого у СТС началась вереница сплошных побед. По данным Единой информационной системы в сфере закупок (портал госзакупок, zakupki.gov.ru), 10 марта был определен победитель электронного аукциона №084220000 2121000017. Объект закупки «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. Московское ш. (от ул. Мичурина до автомобильной дороги «Подъезд к г. Самаре от М5 «Урал»), расположенной в г.о. Самара. 1 этап». Разместило заказ ГКУ Самарской обл. «Управление автомобильными дорогами Самарской обл.» (Далее — «Управление дорог»). Начальная цена 459,68 млн р. Как и предыдущие разы, была подана всего одна заявка от СТС, которое и было признано победителем. Согласно документации из тех-задания, на Московском ш. поставщику услуг предстоит привести в порядок проезжую часть, тротуары и ливневку, усилить дорогу на перекрестках. Работы пройдут в границах существующей полосы отвода дороги, для них нужно будет переустроить троллейбусную контактную сеть. Окончание работ по данному госзаказу намечено на октябрь 2022 г. (https: //zakupki. gov. ru/ epz/ order/ extendedsearch/ results.litml?searcliSt ring= 0842200002121000017 &morphol ogy=on).

12 марта на портале госзакупок была раскрыта информация об итогах электронного аукциона №0842200002121000024 «Выполнение работ по летнему содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в г.о. Самара (Московское ш. (от ул. Мичурина до автомобильной дороги «Подъезд к г. Самаре от М5 «Урал»), мостовой переход «Кировский», мостовой переход «Фрунзенский»)». Вновь в лице заказчика ГКУ «Управление дорог». Начальная цена лота -270,17 млн р. И снова на участие в аукционе была подана всего одна заявка от СТС. 12 марта, после работы комиссии, победителем было признано СТС. Контракт будет заключен по цене 268,82 млн р., т.е. со снижением всего на 0,5 %. Согласно условиям этого контракта СТС должно будет содержать подземные пешеходные переходы, светофорные объекты, следить за озеленением и т.д. (https://zakupki.gov.ru/ epz/ order/ extendedsearch/ results. html?searcliString = 084220000 2121000024%20&morphology=on).

15 марта подведены итоги электронного аукциона №0355100004521000011 по закупке «Устройство защитных слоев на участках автомобильной дороги М5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза -Самара — Уфа — Челябинск, Самарская обл.». Стоимость контракта 143,52 млн р. Заказчиком выступало ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства (Росавтодор)». На участие в аукционе была подана единственная заявка все от того же СТС. С ними, собственно, и заключили контракт по начальной цене (https:// zakupki. gov. ru/ epz/ order/ extended- search /results.html? search-String= 0355100004521000011 %20 &morphology=on).

Таким образом, за месяц СТС сумело получить госконтрактов на общую сумму порядка 4,4 млрд р.

Гений Мурзова

Согласно данным ЕГРЮЛ, СТС зарегистрирован 25 мая 2011 г. Уставный капитал -10 тыс. р. Директор Сергей Сурков. Учредитель Олег Дорошенко. К 2020 г. СТС становился поставщиком в 131-м государственном контракте на сумму 44,277 млрд р. Основной заказчик -министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл., которое в свою очередь становилось заказчиком по 56 контрактам на сумму 29,36 млрд р. За 2019 г. (данные за 2020 г. пока не раскрыты) выручка СТС составила 3,4 млрд р., прибыль всего 18 млн р. Что вполне логично, т.к. в дорожно-строительных компаниях принято создавать центры генерации прибыли в структурах, отдаленных от официального получателя миллиардных госзаказов несколькими сделками. Этими структурами вполне могут быть поставщики стройматериалов и субподрядчики.

На официальном сайте компании СТС сообщается: «История холдинга начинается с 2001 г., поэтому богатый накопленный опыт позволил сотрудникам «Самаратрансстрой» приступить к выполнению государственных контрактов различной степени сложности. Наличие квалифицированных специалистов и современного парка дорожно-строительной техники помогают компании выполнять работы с неизменно высоким качеством и опережением сроков сдачи объектов в эксплуатацию» (https: //samara-sts. ru/).

В условиях нынешних экономических и политических реалий с трудом верится, что стабильное получение госзаказов на столь внушительные суммы возможно без лоббистов в исполнительной и законодательной власти. Имеются основания полагать, что успешное развитие СТС происходит синхронно с деятельностью депутата СГД VI действующего созыва (2016-2021 гг.), председателя комитета СГД по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи (далее -комитет по транспорту и дорогам) Андрея Мурзова и заместителя председателя правительства Самарской обл. Александра Фетисова. Мурзов, к примеру, имел хороший опыт взаимодействия с СТС и министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. при строительстве Фрунзенского моста (см. «Хронограф» №13 (706) от 15.04.19). Фетисов был замечен среди т.н. сочувствующих СТС лиц в процессе выбивания бюджетных средств на реконструкцию (расширение) мостового перехода через р. Сок.

Связь семьи Фетисовых с СТС секретом не является. Очередной тому пример всплыл 4 февраля 2021 г. В этот день было зарегистрировано ООО «СЗ Стройсервис» с ИНН 6317151786. Основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. Уставный капитал -10 тыс. р. Директор Александр Тарасов. Учредители — Олег Дорошенко и Константин Фетисов, брат Александра Фетисова. Олег Дорошенко одновременно входит в число участников (25%) ООО «Оцикет» с ИНН 6317080990, занимающегося наружной рекламой в г.о. Самара. Еще 25% долей в «Оцикет» принадлежит Герману Ступаку, занимающему пост председателя региональной контрольной комиссии СРО ЕР. Одновременно Ступак числится директором ООО «Стройтранссервис» с ИНН 6317109488, единственным собственником которого записан все тот же Константин Фетисов (см. «Хронограф» №22 (758) от 15.06.20).

Судя по всему, не теряет связей с СТС и Андрей Мурзов. На официальном сайте компании СТС указано, что у СТС имеется филиал в Самарской обл. по адресу: Сергиевский р-н, п.г.т. Суходол, ул. Гарина-Михайловского, 35. По этому же адресу зарегистрировано ООО «Скиф», где директором и учредителем значится Елена Мурзова. По данным ЕГРЮЛ, Елена Мурзова выступает соучредителем ООО «Трэйси», второй учредитель – Владимир Макаров. Он же руководитель ООО ПТК «Скиф», ООО «СДМ», ООО «Техмодерн», ООО «Межрегиональная экологическая компания». Учредителем в ООО ПТК «Скиф» выступает Олег Андреевич Мурзов — сын депутата СГД Андрея Мурзова. Депутат Мурзов ранее неоднократно упоминался в историях о т.н. картельном трио в составе СТС, ООО «Ульяновск-трансстрой» и ООО «С.И.Т.И.» (см. «Хронограф» №6 (658) от 26.02.18). До своего триумфального прохождения в 2016 г. в СГД Мурзов был учредителем ООО ДТК «Скиф» (основной вид деятельности по ОКВЭД 45.23 — строительство дорог, аэродромов, спортивных сооружений), которое также было зарегистрировано в п.г.т. Суходол, ул. Гарина-Михайловского, 35.

В официальной биографической справке депутата СГД Андрея Мурзова, размещенной на портале СГД, говорится: «С 1997 г. работает в строительных организациях Самарской обл., в т.ч. на руководящих должностях. Опыт работы в строительных организациях позволил Андрею Валентиновичу с нуля создать организацию, которая сегодня является одной из крупнейших дорожностроительных компаний региона. На протяжении трех лет компания признана лучшей подрядной организацией в рейтинге Федерального агентства «Большая Волга». С 2007 г. по настоящее время — директор ООО «Техкомплект»» (http://samgd.ru/deputies_ list/x6913/about/).

Сведения о связи Андрея Мурзова с ООО «Техкомплект» актуальны до сих пор. В выписке из ЕГРЮЛ от 18 марта т.г. по ООО «Техкомплект» (г. Самара, ИНН 6381011176) Андрей Мурзов продолжает значиться директором и единственным учредителем (с 20 декабря 2006 г.). По итогам 2017 г., 2018 г. и 2019 г. ежегодная выручка ООО «Техкомплект» находилась в интервале 266-320 млн р. 1 акже по данным на 18 марта, Андрей Мурзов продолжает числиться в качестве единственного учредителя созданного на семь лет позже почти одноименного ООО «Техкомплект-Ульяновск» (г. Димитровград, ИНН 7329012429). Здесь Мурзов учредитель с момента регистрации компании с 28 октября 2013 г.

При создании ООО «Техкомплект-Ульяновск» с минимально возможным размером уставного капитала Мурзов, похоже, понимал, под какой заказ он шел. 18 ноября 2014 г., спустя год после создания, ООО «Техкомплект-Ульяновск» стало единственным участником электронного аукциона по определению поставщика услуг по контракту, начальная цена которого составляла 3,618 млрд р. (!). Причем в ходе исполнения цена выросла до 3,837 млрд р. (!) (https://zakupki.gov.ru/ epz/ contract/ contractCard/ process- info.html? reestrNumber= 0368200004614000071). Предмет госзаказа: «Комплекс работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской обл. и искусственных сооружений на них». Срок окончания исполнения работ был назначен на 30 ноября 2019 г. За это время в должности директора ООО «Техкомплект-Ульяновск» с 5 сентября 2018 г. по 11 марта 2019 г. успел побывать Геннадий Александрович Говорков, личный ИНН (63210****021), которого показывает, что он является налоговым резидентом Самарской обл. В 2016 г. в СГД по партийным спискам КПРФ от г. Тольятти был избран его полный тезка — Геннадий Александрович Говорков. До Геннадия Говоркова должность директора ООО «Техкомплект-Ульяновск» с 11 июня 2015 г. занимал Максим Владимирович Егоров (ИНН 63110****704).

В том же 2016 г. по спискам КПРФ от Тольятти в СГД вместе с Геннадием Говорковым прошел Сергей Владимирович Егоров.

Возможно, все это совпадение. Однако буквально оказавшись в СГД, депутаты Андрей Мурзов, Геннадий Говорков и Сергей Егоров выбрали для себя общие комитеты. Коммунист Говорков вошел в состав возглавляемого членом ЕР Мурзо-вым комитета СГД по транспорту и дорогам. Коммунист Егоров вместе с Мурзовым нашел себе место в комитете СГД по строительству. Учитывая, что фракция КПРФ в СГД составляет всего 5 человек, можно задуматься, что у предполагаемого лоббиста СТС Мурзова в этой фракции 40% голосов (!). Очень весомый показатель.

Единоборство Фетисова

В сентябре 2021 г. полномочия СГД и Государственной думы (ГД) РФ действующих созывов заканчиваются. Для того чтобы и дальше получать господряды, теневым стейкхолдерам СТС необходимо обеспечить по итогам выборов 19 сентября преемственность лобби в СГД следующего VII созыва (2021-2026 гг.), а еще лучше в ГД РФ следующего VIII созыва (2021-2026 гг.).

Сегодня у Андрея Мурзова нет явных оснований добровольно отказаться от продолжения работы в СГД, тем более что поддержка со стороны ЕР ему обеспечена. В пользу этого довода говорят пока все еще устойчивые позиции Александра Фетисова в системе принятия решений в СРО ЕР. С учетом этого обстоятельства можно предположить, что количество лоббистов СТС может быть даже увеличено. Так, Олег Мурзов выступает соучредителем ООО «Содержание дорог и магистралей». Вторым учредителем записан Рамис Терегулов. Компания зарегистрирована в сентябре 2020 г. Основной вид деятельности — деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Рамис Терегулов — личность достаточно известная в мире единоборств. Он боец ММА, мастер спорта России по самбо, мастер спорта России по армейскому рукопашному бою, мастер спорта России международного класса по спортивной борьбе, чемпион России, Европы и мира по панкратиону. Был признан лучшим бойцом 2016 г. по панкратиону среди мужчин в народном голосовании. Чемпион мира по версии WMMAFC. Руководитель Федерации панкратиона по Приволжскому федеральному округу. Регалий вполне достаточно, чтобы без усилий стать депутатом даже ГД РФ. Пример тому — борец греко-римского стиля Александр Карелин, который был депутатом Госдумы пяти созывов подряд с 1999 г., а в сентябре 2020 г. стал членом Совета Федерации от заксобрания Новосибирской обл. Примечательно, что еще в 2018 г. в своем интервью Рамис Терегулов (1986 г.р.) заявлял: «В последнее время меня привлекает политика. С возрастом начинаешь обращать внимание на вещи, которых в молодости не замечал: счета ЖКХ, дороги, обустройство нашего города... Я всегда был неравнодушен к тому, что происходит вокруг меня».

Александру Фетисову грех не использовать такую кандидатуру для продвижения в СГД. Тем более что сам он, судя по официальной биографии в 1992-2001 гг., вел предпринимательскую деятельность (предпочтительно охранных видов) и работал тренером по рукопашному бою. Учитывая, что Фетисов и Мурзов входят в регполитсовет ЕР, можно сказать, что мандат у Терегулова уже в кармане.

В случае удачной операции по наращиванию боевой команды лоббистов СТС в стенах заксобраний всех уровней по итогам выборов 19 сентября можно будет начать делать выводы о куда более высоких материях. К примеру, если сегодня можно лишь осторожно предполагать о том, кто именно может стоять за укреплением позиций СТС в деле накачки его миллиардными госзаказами в канун предстоящих выборов, то уже после подведения итогов выборов его портрет можно будет смело размещать на центральных билбордах Самары. Например, в качестве главного организатора победы ЕР на территории Самарской обл. в условиях беспрецедентной политической нестабильности.

Для понимания данной метафоры уместно вспомнить крылатую, но пока явно недооцененную коллекционерами афоризмов фразу, приписанную председателю фракции ЕР в СГД Александру Живайкину: «При принятии областного бюджета все депутаты фракции будут распределены за объектами». Это вполне могло быть интерпретировано как то, что каждый депутат фракции ЕР СГД вправе найти на своем округе социальный объект и выбить под него из бюджета средства. Далее каждый уже в меру своей испорченности мог фантазировать об уровне причастности депутата к тому, кто в итоге получит заказ под освоение выбитых им денег.

Крайне безобидная и при этом внешне социально ориентированная формулировка о распределении депутатов за объектами родилась в ходе визита Живайкина 13 марта 2019 г. в Кинель, где ему довелось оценить параметры бюджетных трат на ремонт ГБОУ г.о. Кинель СОШ №9. Цена вопроса в итоге оказалась в пределах 61 млн р., а заказ достался далеко не постороннему лицу (см. «Хронограф» №8 (789) от 15.03.21). Однако что такое 61 млн р. на ремонте кинельской школы на фоне миллиардов СТС. Наверное, «формулу Живайкина» здесь следует масштабировать до уровня региона. Тем более следует понимать, что Живайкин в своих инициативах не может действовать без оглядки на Фетисова.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.