Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (174) | 12 марта 2007г.
 

Иллюзия рыночных отношений

На АВТОВАЗе продолжается передел сфер влияния

Павел Соколов

2 марта РФФИ с аукциона продал 1,47% акций ОАО «АВТОВАЗ». В аукционе приняли участие всего две компании. Победителем стало ЗАО «Финансовый консультант «Тройка Диалог». Акции были проданы по цене около 1686 р. за штуку, что примерно на 30% ниже текущих котировок акций ОАО «АВТОВАЗ» на ММВБ. Еще одним фактом, свидетельствующим о том, что цена на акции ОАО «АВТОВАЗ» в последнее время формируется вне зависимости от общерыночных тенденций, стало то, что акции компании практически не пострадали во время недавнего обвала российского фондового рынка. К информации об уходе АВТОВАЗа от перекрестного акционирования также стоит относиться как к не более чем мифу.

События последних дней достаточно красноречиво показали, что акции ОАО «АВТОВАЗ» перестали быть интересными для участников рынка. Последняя настоящая биржевая торговля этими бумагами закончилась ровно год назад, когда акции АВТОВАЗа впервые подскочили выше отметки 2000 р. Обновить свой ценовой рекорд они смогли только спустя год, в середине февраля 2007 г. Но это уже был не тот показатель. Акции взяли отметку 2300 р. на непростительно низких объемах. Интерес к бумагам не смог вернуть даже аукцион по продаже государственного пакета акций ОАО «АВТОВАЗ» объемом 1,47%.

Извещение о готовности его продать Российский фонд федерального имущества (РФФИ) опубликовал 28 декабря 2006 г. Стартовая цена пакета была назначена 791,02 млн. р. Из расчета на одну акцию это 1677 р. Стоит напомнить, что на тот момент на ММВБ обыкновенные акции АВТОВАЗа торговались на уровне 1790 р. за шт. Причем последний раз стоимость акций опускалась до уровня 1677 р. в начале сентября прошлого года. И то задержалась на нем всего несколько дней. Несмотря на это, желающих принять участие в аукционе были единицы. Это уже по окончании торгов руководитель филиала РФФИ в Самарской обл. Артем Иванов отметил, что в период приема заявок в самарский филиал РФФИ якобы обращалось более 10 потенциальных покупателей. На деле их оказалось всего двое — минимальное количество участников для того, чтобы торги были признаны состоявшимися. Функции статиста выполняло ООО «Норма инвестград», в роли покупателя выступило ЗАО «Финансовый консультант «Тройка Диалог». Компания предложила за этот пакет 796,02 млн. р., сделав только один шаг в 5 млн. р. от начальной цены. Таким образом, акции ей достались по цене всего 1687,6 р. Аукцион был проведен 2 марта. В этот день они стоили на ММВБ 2230 р., а 26 февраля, в последний день приема заявок на участие в аукционе, и того больше -2340 р. В обоих случаях это более чем на 30% выше итоговой цены аукциона.

Отсутствие конкурентов на аукционе обусловлено, скорее всего, тем, что торги устраивались под конкретного покупателя.

«Наиболее распространенное мнение, что конечным покупателем пакета является Рособоронэкспорт», — отметил аналитик ОАО «Банк Москвы» Михаил Лямин. «Мы считаем, что эта сделка — еще один шаг на пути получения Рособоронэкспортом полного контроля над АВТОВАЗом», — поддерживают его аналитики ИК «АТОН». «В этом случае новость подтверждает стремление Рособоронэкспорта раскольцевать структуру собственности АВТОВАЗа. По нашим оценкам, эффективная доля владения государства на АВТОВАЗе составляет около 60%», — добавляет Михаил Лямин. «Это облегчит АВТОВАЗу привлечение стратегического партнера из числа ведущих мировых производителей. С другой стороны, необходимо отметить, что оптимизация структуры акционеров — долгий процесс, и мы не ожидаем каких-либо немедленных улучшений операционных или финансовых показателей компании», — с долей скепсиса отмечают представители АТОНа.

Следует отметить, что процесс раскольцовки перекрестного акционирования АВТОВАЗа, который успели разанонсировать отдельные финансовые консультанты автозавода, а также газета «Ведомости», не что иное, как выгодный для Рособоронэкспорта миф. «Они сейчас полностью контролируют АВТОВАЗ и всю его систему перекрестного акционирования. Она им не мешает работать. Я не думаю, что их сейчас это хоть как-то заботит. Впрочем, как и не заботило с момента прихода Рособоронэкспорта на АВТОВАЗ», — поделился своими впечатлениями директор ООО «Интелком» Александр Шадрин. Куда более важен для контролирующих АВТОВАЗ структур внутриклановый передел сфер влияния. Эксперты «Хронографа» отмечают наличие трех групп влияния в совете директоров АВТОВАЗа: представители Внешторгбанка, группа Александра Пронина (пользуется покровительством главы Минэкономразвития Германа Грефа) и группа Сергея Чемезова. Разногласия по отдельным вопросам стали причиной затягивания решения многих важных вопросов. Этим, например, объясняют отказ генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина от предложения Чемезова возглавить АВТОВАЗ.

Присутствие Когогина на АВТОВАЗе позволило бы Чемезову создать подконтрольную ему систему сдерживания и противовесов. Сюда же можно отнести длительный процесс создания матрицы управляющей компании АВТОВАЗа. Причина отсутствия концепции развития АВТОВАЗа имеет эти же корни.

На этом фоне весьма примечательно то, что у ОАО «АВТОВАЗ» сегодня имеются две дочерние компании с идентичным названием: ЗАО «Инвестиционно-Финансовая Компания» (ИФК) и ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания» (Ифк). Отличие в названии только в том, в первом случае буквы Ф и К прописные, во втором — строчные. Все остальные отличия скрыты от взгляда. Доля АВТОВАЗа в ИФК составляет 51%, доля ИФК на АВТОВАЗе — 2,38%. Доля АВТОВАЗа в более молодой Ифк — 60%. При этом они имеют разное месторасположение и разное значение для АВТОВАЗа. Как указано в квартальных отчетах, предназначение Ифк для АВТОВАЗа заключается в оказании для него услуг инвестиционно-финансовой деятельности. Предназначение ИФК несколько иное. В аналогичной графе квартального отчета АВТОВАЗа о компании ИФК указано: предприятие финансовой инфраструктуры. Следовательно, в течение 2006 г. более молодая Ифк имела возможность заработать на оказании услуг АВТОВАЗу средства. Соответственно, на эти деньги можно будет осуществлять скупку акций.

Председателем совета директоров этих двух компаний значится Эдуард Зернин — человек Александра Пронина. Прежде Внешторгбанк уже пытался увеличить свою долю на АВТОВАЗе. Было это еще во времена Владимира Каданникова. 12 марта 2004 г., когда РФФИ первый раз выставил на продажу свой пакет акций АВТОВАЗа, который тогда еще составлял 2,05%, часть этого пакета выкупило ОАО «Промстройбанк» (полностью подконтрольный Внешторгбанку банк).

Между тем эксперты «Хронографа» отмечают, что цена на акции ОАО «АВТОВАЗ» в последнее время формируется вне зависимости от общерыночных тенденций. Очередным подтверждением этого стало то, что акции АВТОВАЗа практически не пострадали во время недавнего обвала российского фондового рынка, который наблюдался на стыке февраля-марта, хотя акции компании очень заметно выросли (примерно на 23%) накануне этого обвала. Несвойственный общей картине рынка процесс формирования цены на акции АВТОВАЗа подметил и управляющий директор компании AG Capital Александр Агибалов. Но при этом он предпочел не обсуждать причины этих особенностей. Глава компании AG Capital Альберт Гавриков продолжает состоять в составе совета директоров ОАО «АВТОВАЗ».

Обсудить на форуме